Конспект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведением К. Д. Ушинского
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Андреева Светлана Евгеньевна

Конспект по ознакомлению детей 5-6 лет с произведением К.Д. Ушинского "Ветер и Солнце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oznakomleniyu.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению детей 5-6 лет с произведением

Константина Дмитриевича Ушинского

«Ветер и Солнце»

Текст произведения:

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец решились помериться силами.
-  Посмотри, - сказал Ветер, увидев путешественника, который в это самое время ехал верхом по большой дороге, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ…………………………………………………………………………..
Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник запахнул плащ и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело бедного замёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, и сам снял свой плащ………………………………………………………………………….
-  Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

Анализ   данного   произведения:

  1. Константин Дмитриевич Ушинский. Сказка – притча «Ветер и Солнце».

Это  короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

  1. Прозаическое произведение.
  2. Тема: «Сила доброты».
  3. Характеристика персонажей:

Ветер:   злой, сердитый, свирепый.

Солнце: доброе, ласковое, кроткое, весёлое.

  1. Воспитательное значение сказки можно выразить известными словами:  

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

(В. Гюго)

Если в человеке не разовьётся интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)

Побеждай зло добром. (Русская поговорка)

  1. Познавательный материал в произведении: ветер бывает с дождём и снегом.
  2. Художественные особенности произведения:

1) Основа сказки – басня Эзопа «Борей и Солнце». В басне Эзопа Убеждение одерживает верх над Силой.

2) Сочетание реального и сказочного: Солнце и Ветер ведут диалог.

3) Герои наделены человеческими свойствами и особенностями: они разговаривают, имеют черты характера…

4) Олицетворения:  Солнце и Ветер как люди.

5) Эпитеты:   кроткое, сердитый.

6) Наличие диалога в сказке, в последней реплике обращение к слушателям.

 8. Каждое произведение для детей   Константина Дмитриевича  Ушинского несёт в себе большое воспитательное значение.

9.  Возрастной   адрес:  дошкольники 5-6 лет.

10.Данную сказку-притчу можно инсценировать с ребятами; можно рисовать картинный план сказки, а затем её пересказывать.

Конспект   занятия

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6   лет.

Задачи:

  1. Развитие саморегуляциии самоуправления.
  2. Развитие самовыражения через действия.
  3. Снятие эмоционального напряжения.
  4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
  5. Обучение приёмам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
  6. Помощь ребенку в осознании своего реального “Я”, повышение самооценки, развитии потенциальных возможностей, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.
  7. Знакомство с новым произведением К.Ушинского.
  8. Развитие мыслительных навыков.
  9. Развитие познавательных способностей.

Оборудование: портрет писателя, изображение ветра, солнца, символы ветра и солнца у каждого ребенка; набор для фланелеграфа.

Ход   занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите на солнышко. О чем мечтаете вы, глядя на солнце? Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Волшебное солнце может растопить все обиды, грусть, печаль, наполнить сердце добротой и любовью.

- Протяните руки к солнцу, обнимите себя и согрейтесь солнечным теплом.

(картинка с изображением солнца)

  1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, садитесь на стульчики. Сегодня я прочитаю вам сказку о Солнце и Ветре. А написал эту сказку для вас Константин Дмитриевич Ушинский.

3. Знакомство с новым произведением.

(Воспитатель читает сказку и показывает на фланелеграфе).

4. Понравилась вам сказка?   (ответы  детей)

 Каким  вы себе представляете  солнышко? Расскажите.  А  ветер?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Солнце и ветер». Вставайте в круг! Сейчас заиграет музыка. Если вы услышите мелодию солнышка, покажите ручками, как играют лучи. А  если услышите мелодию ветра, вам нужно покачиваться, как деревце под ветерком. Ну-ка, кто внимательный?

5. Анализ сказки:

 А  теперь  давайте  вернёмся к нашей  сказке:

- Как ветер  доказывал свою силу? Как действовал?

(- Посмотри,- сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву плащ с него.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. )

-Как  вы  понимаете  выражение«что было мочи»?

- Как повёл  путешественник? (ответы детей)

-Удалось  ли Ветру снять плащ с путешественника? (ответы детей)

Давайте   вспомним, как об этом написал Ушинский:

«Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел. Осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

- Как защищался путешественник?  (ответы  детей)

- Удалось ли ветру сорвать плащ с путника ?

-Смогло  ли солнышко  снять плащ с путешественника?

( Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, обсушило землю, а вместе с тем и бедного, полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословив Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.)

- Кто победил в споре? Почему?

6.    Минутка   отдыха   (танец «Солнце и Ветер»)

7.  Итог

- Какое произведение прослушали: рассказ, сказку, стихотворение?

- Почему   сказку  так   назвал  автор?

-Какие   самые главные слова в сказке? Кто их   помнит?

8.  Рефлексия

-Ребята, у вас в руках символы солнца и ветра. Покажите этими сигналами, какое  у  вас  сейчас  настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цикл НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями русских и башкирских поэтов"

Несколько конспектов занятий по ознакомлению детей с произведениями русских и башкирских авторов на темы: "Родина моя", "Что такое родня?", "Кто такой друг?" и т.д...

«Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи»

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от ко...

Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста по произведению Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька»

Закреплять и систематизировать знания детей о произведении Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька». Воспитывать бережное, трепетное отношение к книге....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста: «По произведениям Н. Н. Носова».

Повысить  эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через произведения Н. Н. Носова при  взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведением В. Катаева "Цветик-семицветик"

Цель занятия: Воспитывать любовь к художественной литературе через изучение лучших сказочных произведений Задачи занятия: 1.Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик». 2...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведением Н. Носова "Живая шляпа"

Цель занятия: познакомить детей с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа». Задачи: • Способствовать развитию связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок; • ...

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...