Долгосрочный проект в старшей группе ТНР "Жизнь и творчество В.Бианки"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Калюжная Татьяна Алексеевна

Цель проекта.

Знакомить с жизнью и творчеством писателя.

Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В.Бианки; к месту употреблять в речи  загадки, звукоподражания и т.п.

Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.

 

Участники проекта.

Дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения.

 

Материал и оборудование.

Книги В.Бианки. Картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, магнитофон, видеомагнитофон. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Школа интернат №3 для обучающихся с ОВЗ»

Долгосрочный проект в старшей группе ТНР

«Жизнь и творчество В.Бианки»

(2018-2019г)

Воспитатель

Калюжная Т.А.

Астрахань 2019г

Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность.  Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость.

                          В.Бианки

Цель проекта.

Знакомить с жизнью и творчеством писателя.

Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В.Бианки; к месту употреблять в речи  загадки, звукоподражания и т.п.

Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.

Участники проекта.

Дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения.

Материал и оборудование.

Книги В.Бианки. Картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, магнитофон, видеомагнитофон. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности.

Реализация проекта

Подготовительный этап.

  • Изучение библиографии писателя.
  • Подбор детской художественной литературы
  • Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).
  • «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.
  • Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.
  •  Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек.

Основной этап (планирование и организация деятельности)

Заключительный этап

  • Обработка и оформление материалов
  • Оценка результатов работы всех участников проекта (итоги анкетирования, наблюдения, беседы)
  • Представление проекта

Литература

  • Гр. Гроденский «Виталий Бианки». Критико-биографический очерк. Москва Издательство «Детская литература», 1966год. 
  • Виталий Бианки «Рассказы и сказки»

 Казань, Татарское книжное издательство, 1981.

  • Дмитриев Ю. «Рассказы о книгах Бианки»

Москва «Книга», 1973.

  • Бианки В.В. Лесная газета
  •  «Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература»

М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997

Детская литература

  • Виталий Бианки «Хвосты»

Переиздание. М: Издательство «Художник РСФСР», 1985г. Рисунки Е.И.Чарушина

  • Виталий Бианки «Снежная книга»

Переиздание. Ленинград: Издательство «Художник РСФСР», 1984г. Цикл Художники Детям. Из истории советской детской книги. Художник Н.Тырса

  • Виталий Бианки «Кто чем поет»

Издательство Москва «Малыш» 1984Художник Н.Чарушин

  • Виталий Бианки «Кто чем поет»

 Издательство  «Детская литература» 1991 Рисунки Н.Ирисовой

  • Виталий Бианки «Кто чем поет»

  Москва Издательство  «Детская литература» 1983 Рисунки Р.Варшамова

  • Виталий Бианки «Сова»

Москва Издательство «Малыш» 1985 Художник Я.Манухин

  • Виталий Бианки «Чей нос лучше»

Москва Издательство «Малыш» 1984 Рисунки В.Федотова

  • Виталий Бианки «Чей нос лучше»

Москва «Детская литература» 1987. Рисунки Т.Капустиной

  • Виталий Бианки «Чей нос лучше»

Москва «Детская литература» 1982 Рисунки Е.Рачёва

  • Виталий Бианки «Лесные домишки»

Издательство Москва «Малыш» 1983Рисунки М.Митурича

  • Виталий Бианки «Лесные домишки»

Ленинградское отделение Художественного фонда РСФСР Комбинат Графического искусства 1973.

  • Виталий Бианки «Лесные домишки» 

Ленинград «Детская литература» 1982 рисунки Н.Тырса 

  • Виталий Бианки «Чьи это ноги?»

Москва Издательство «Малыш» 1973.  

  • Бианки «Рыбий дом»

 Москва «Детская литература» 1984

  • Бианки «Теремок»  

Москва «Советская Россия» 1987Рисунок Т.Васильевой

  • Бианки «Мастера без топора»

Москва Издательство «Малыш» 1977г. Художник В.Федотов

  • Бианки «Латка»

Ленинград «Детская литература» Ленинградское отделение 1989г.Рисунки А.Якобсон

  • Виталий Бианки «Латка» Москва издательство «Детская литература2 1971
  •  Бианки «Где раки зимуют?»

Ленинград «Художник РСФСР» 1988Рисунки В.Курдова

  • Виталий Бианки «Приключения муравьишки»

Ленинград «Художник РСФСР» 1987г.

  • Виталий Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

Саратов Приволжское книжное издательство 1989.

  • В.Бианки «как муравьишка домой спешил»

 Москва издательство «Детская литература» 1965г.

  • В.Бианки «Лис и мышонок»

Ленинград  Издательство «Детская литература» Ленинградское отделение 1989. Рисунки Ю.Васнецова

  • В.Бианки « На великом морском пути»

 Издательство «Малыш» 1985 Рисунки Н.Чарушина

  • Виталий Бианки «Рассказы и сказки»

Издательство «Самовар» Серия «Школьная библиотека»

  • Виталий Бианки «Лесные происшествия»

Библиотека школьника «СТРЕКОЗА-ПРЕСС» 2002

  • В.В.Бианки «Сказки малышам» Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2009 Художник Елена Смирнова
  • Виталий Бианки «Лесные сказки и были»

Тула «Родничок» Москва АСТ Сатрель, 2009 Художник И.Цыганков

  • Виталий Бианки «Рассказы» Алтайское книжное издательство 1976
  • Виталий Бианки «Рассказы и сказки»

Казань Татарское книжное издательство 1981

  • Виталий Бианки «Небесный слон»  Минск «Юнацтва» 1988
  • Виталий Бианки «Лесные детеныши» Москва «Стрекоза» 2009год
  • Виталий Бианки «Лесные домишки» Москва: Астрель: АСТ, 2009год

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ

  1. Собрана библиотека с  книгами В.Бианки.  
  2. Приобретена аудиокнига «В.В.Бианки Сказки и рассказы»
  3. Подобраны мультфильмы и оформлен диск  
  • «Муравьишка-хвастунишка»
  • «Путешествие муравья»
  •  «Мышонок Пик»
  • «Оранжевое горлышко» Союзмультфильм, 1954г.
  • «Высокая горка» Союзмультфильм, 1951г.
  • «Синичкин календарь» Экран, 1983-1984г.г.
  1. Диафильм «Первая охота» сделан в виде призентации
  2. Оформлен стенд «Виталий Бианки и его книги»
  3. Детьми изготовлены 2 книги самоделки «Снежная книга» и «Мышонок Пик», а также книжки – малютки «Путешествия по произведениям В.Бианки»
  4. Изготовлена игра «Чей след»
  5. Куплена игра по произведению Бианки «Как Муравьишка домой спешил»--- «Букашки»
  6. Оформлен альбом «Жизнь и творчество Виталия Бианки» (Семья Бианки)
  7. Оформлена презентация по произведению «Мышонок Пик» - «Мышь малютка», «Жизнь и творчество Виталия Бианки»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цель проекта. ………………………………………………………….…..1
  2. Литература………………………………………………………….….…..2
  3.  План работы……………………………………………………….……....3
  4. Анкета для родителей…………………………………………………….11
  5.  Конспект беседы «Знакомство с творчеством В.Бианки»…………….12
  6.  Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»………………………………….13
  7. Игра-драматизация «Теремок»…………………………………………..14
  8.  Конспект  развлечения «11 февраля день рождения В.Бианки»……...15
  9. Конспект к занятию по аппликации «Купание медвежат»…………….16
  10.  Конспект театрализованного представления «Птичий хоровод»…..…17
  11. Конспект вечера загадок «Угадай, кто это?»……………………………18
  12. Конспект прогулки в лес……………………………………………….…19
  13. Конспект занятия «О тех, кто летает»…………………………………...20
  14. Конспект беседы «Птицы в нашем городе»……………………………..21
  15. Конспект по лепке «Птицы»……………………………………………...22
  16. Конспект по литературному турниру «Умницы и умники»…………….23
  17. Фотовыставка………………………………………………………………24

АНКЕТА «Экологическое образование в семье»

Ф.И.О._____________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?   ДА  НЕТ (подчеркните нужное)

2. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в группе много внимания уделяют экологическому воспитанию?  ДА  НЕТ (подчеркните нужное)

3. Как Вы сами относитесь к природе  (Люблю, не замечаю, равнодушно)

4. Есть ли у Вас дома комнатные растения? ДА  НЕТ 

Какие?____________________________________________________________________                                          (напишите названия, если знаете)

5. Есть ли у Вас дома животные? Какие?

Попугай, кошка, собака, черепаха, хомяк, аквариумные рыбки (подчеркните нужное)

6. Как ребенок относится к растениям и животным?___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Проявляет ли ребенок интерес к природе? ____________________________________

8. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе?___________________________________________________________________

9. Можно ли  знакомя ребенка с природой использовать литературу?______________

_________________________________________________________________________

10. Каких авторов книги Вы бы предложили?____________________________________

__________________________________________________________________________

11. Какие книги есть у Вашего ребенка по природе?______________________________

_________________________________________________________________________

12. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ДА  НЕТ 

13. Нужно ли это делать? ДА НЕТ НЕЗНАЮ

14. Беседуете ли Вы с ребенком о природе  ДА  НЕТ 

        подкармливаете ли зимой птиц  ДА  НЕТ 

         проводите ли наблюдения с ребенком за природными объектами ДА  НЕТ 

15. Были ли Вы со своим ребенком в лесу. ДА  НЕТ   

16. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми…

Праздник, посвященный В. Бианки

Предварительная работа.

Инсценировка сказки «Лис и мышонок»; оформление стендов с книгами В. Бианки и других писателей о природе, фотографиями В. Бианки, оформление с детьми книг-самоделок, подбор фонограмм, составления конспекта, чтение книг, просмотр мультфильмов по произведениям Бианки. Оформление эмблем «Юный любитель природы» и «Знаток природы»

Цель: закрепить знания о писателе, натуралисте, ученому В.В.Бианке. Развивать навыки публичных выступлений, умение говорить убедительно и аргументировано; учить использовать полученные знания и умения для проведения  развлечения. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям о природе. Воспитывать любознательность и любовь к природе посредством художественной литературы. Вызвать эмоционально положительное отношение к празднику.

Ход праздника

Звучит песня «Не поется птицам»

Дети входят в зал, и внимательно рассматривают стенды.

 12 февраля родился замечательный детский писатель  Виталий Валентинович Бианки и сегодня мы собрались на праздник, посвященный этому замечательному событию. Виталий Валентинович Бианки родился в   семье ученого-орнитолога. Его папа Валентин Львович был не только знатоком птиц, но и  хранителем коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под ее руками расцветал любой зачахший  кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.  Дома всегда жило много зверья, птиц, был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами, змеями. Каждое лето семья выезжала за город в деревню. Лучшие летние месяцы беззаботных дней отрочества и юности протекали под Петербургом, в Лебяжьем…

Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок…

И первая дружба с деревенским пастушонком – сиротой. С ним строили шалашику, приманивали птиц, приваживали солью косуль. Тут зародилось доброе чувство ко всему живому: к птенцам, зверятам, насекомышам. Самое интересное – прогулки в лес с отцом, первым и главным лесным учителем

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И, самое главное, с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

Виталий Валентинович побывал  в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления.

        Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит в лесу с ружьем, биноклем, записной книжкой.

Природу родной страны писатель знает прекрасно. И хотя его личный научный интерес лежит в области орнитологии – науки, изучающей птиц, - он хорошо знаком с жизнью зверей.

Все, о чем он пишет, ему известно по личному наблюдению, личному переживанию, непосредственному опыту.

                35 лет работы. Написано более трехсот рассказов, сказок, повестей, очерков, статей. Они изданы на 48 языках народов нашей страны общим тиражом около 40 миллионов экземпляров. Его книги вышли в 18 странах, многими изданиями. По его сказкам и очеркам сделаны десятки киносценариев, мультфильмов, сотни диафильмов.

Его рассказы, сказки и повести пробуждают любовь к родной природе.

Посмотри, мой юный друг,

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Травы росы умывают,-

Речка, лес, цветы, поля –

Сердцу милая земля

Нам в любое время года

Красоту дарит природа!

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек,

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

Мы с вами тоже стараемся беречь  природу, поливаем цветы, стряхиваем снег с молодых деревцев, бережем электроэнергию и воду (закрываем кран, выключаем свет), кормим птиц.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Приучите птиц в мороз

 К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

        Но не только о птицах и животных мы узнали из книг замечательного писателя В.В.Бианки, но и о насекомых. И я думаю, что наши ребята теперь не смогут их обидеть.

Звучит песня «Не обижайте муравья» (дети поют под фонограмму)

Я уважаю муравья

За то, что  он трудолюбивый

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы

Я уважаю снегирей

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают

Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает

А, сейчас мы посмотрим небольшую сценку по произведению Виталия Валентиновича «Лис и мышонок»

(Вывешивается нарисованная на плакате мышиная нора.  Две девочки,

одетые в костюмы, показывают  сказку).

О природе писали многие русские писатели М. Пришвин, Е. Чарушин, Г. Скребицкий и др. (Обращает внимание на стенды с книгами)

Читая эти книги мы узнали много интересного о природе. Поэтому я предлагаю провести конкурс. «Юных любителей и знатоков природы». Победит та команда, которая получит больше фишек. На совещание командам дается одна минута. 

Задание 1. Назвать зимующих (первая команда) и перелетных птиц (вторая команда).

Задание 2.Чьи это  перья? (Ведущий дает детям  каждой команды два пера от известных   им   птиц;   в   обсуждении участвует воспитатель.)

Задание 3. «Чей след?» (Командам даются карточка со следами животных и карточки с животными)

Задание 4.  Рассказать о птицах, которые прилетают к кормушке, не называя их, но так,   чтобы   другая   команда   смогла догадаться, о ком идет речь.

Задание 5.  Отгадай загадку.

Все время стучит,

Деревья долбит

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел)

                                                        Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

Озорной мальчишка

В сером ярмичишке

По двору шныряет,

Крохи собирает (воробей)

Спереди – шильце,

Сзади –вильце

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце (ласточка)

Девица – мастерица

Все суетится:

Принялась за дело

Да наряд надела,

К темному платьицу –

Передник желтый

Да шапочку шелкову (синица)

Унылая старушка

Живет в лесной избушке,

Одно и то же говорит,

Один слог всю жизнь твердит (кукушка)

  Задание 6.  Найти ошибки художника (на стенд вывешиваются две картинки. Участники должны отгадать, каких птиц хотел изобразить художник)

Завершает праздник «Танец маленьких утят»

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.  

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох,  так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Неделя

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА ПЕДАГОГА

Тема и содержание

Программные задачи

Материал и литература

1

2

3

4

5

СЕНТЯБРЬ

2

Чтение В.Бианки «Мышонок Пик»

Познакомить детей с новым произведением. Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений В.Бианки. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга с иллюстрациями

Книга В.Бианки «Небесный слон»

«Родная речь» 3 класс

2 часть стр. 73

Составление анкеты для родителей. Выяснить, что читают детям дома.

Составление плана работы.

Подбор литературы с произведениями В.Бианки.

2

Просмотр мультфильма «Мышонок Пик»

Познакомить с мультипликационными приключениями героя знакомого произведения.

Телевизор, DVD, кассета с мультфильмом

3

Экскурсия в библиотеку

№ 4.

Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. Уточнять представления о библиотеке. Формировать бережное отношение к книге.

4

Комплексное занятие «Делаем книгу «Приключение мышонка Пика»

Дать представление о создателях книг – писателе и художнике-иллюстраторе

Иллюстрации к произведению, книга в жестком переплете, карандаши, ластики, бумага.

Сбор книги.

 Инд. работа с детьми по рисованию.

4

Чтение «Лис и мышонок»

Вспомнить с детьми произведение. Показать на примере рассказа строение норки мышонка.

«Книга для чтения 2-4 лет» +книга

Сделать макет норки полевого  мышонка

4

Инсценировка по произведению «Лис и мышонок»

Учить передавать в речи и движениях характерные особенности персонажей

Шапки-масочки

ОКТЯБРЬ

1

Беседа «Знакомство с творчеством Бианки»

Познакомить детей с автором книги «Мышонок Пик». Рассказать о жизни и деятельности этого автора.

Портрет Виталия Бианки

Книги с его произведениями

Оформление альбома В.Бианки

Организация выставки

2

Чтение

«Прощальная песенка»

«Опять лето?»

«Запасы овощей»

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений В.Бианки. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

«Лесная газета»

Стр. 185, 221, 223

Картотека пословиц и загадок по произведениям Бианки

2

Прослушивание сказки «Сова»

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений. Показать на примере произведения взаимосвязь в природе.

Диск «В.В.Бианки Сказки и рассказы»

Магнитофон

Оформить игру «Кто кого боиться», «Экологические пирамиды»

2

П/и

«Перелет птиц», «Совушка»

Способствовать реализации потребности в двигательной активности

Маски-шапочки

Пополнить картотеку подвижных игр

3

Чтение «Хвосты»

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений В.Бианки. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга «Хвосты»

Подготовить  атрибуты к инсценировке

4

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Познакомить детей с новой игрой. Продолжать знакомить детей с профессиями: закрепить знания о библиотекаре и его работе. Учить распределять обязанности в игре.

Карточки, книги.

4

Д/И «Экологические пирамиды», «Кто кого боиться»

Познакомить с понятием пищевые цепочки. Учить составлять экологические пирамиды. Закреплять знания о зависимости всего живого на земле.

Дидактические игры

4

Занятие «Зачем животным хвосты?»

Учить понимать значение отдельных частей тела животных для приспособления к среде обитания. Учить инсценировать содержание прочитанной книги, делать выводы

Игра «Угадай, чье?»

Оформление дидактической игры «Чей хвост?»

НОЯБРЬ

1

Чтение

«Готовимся к зиме»

«Белкина сушильня»

«Прячутся»

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений В.Бианки. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга «Времена года»

«Лесная газета»

Стр. 220, 221, 195

Конкурс для родителей «Веселая мастерская» Изготовление кормушек.

2

Ручной труд

«Книжкина больница»

Учить ремонтировать книги. Воспитывать умение делать работу аккуратно, использовать поточный метод работы.

Книги для ремонта, клей, бумага, салфетки, клеенка

Организация регулярной работы «Птичьей столовой» на территории детского сада

2

Беседа о профессии орнитолог. Прослушивание аудиозаписи «Прогулка с орнитологом»

Рассказать детям о редкой профессии. Привлечь внимание к птицам, нелегкой их жизни. Воспитывать любознательность, закрепить понятия зимующие и перелетные. Учить внимательно слушать.

Магнитофон

Кассета с аудиозаписью «Прогулка с орнитологом» цикл «Дикие гуси»

3

Чтение «Теремок»

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений В.Бианки. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга «Теремок»

Оформить дидактический материал по произведению

3

Прослушивание «Анюткина утка»

Учить слушать произведения в записи. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать любовь, любознательность.

Диск «В.В.Бианки Сказки и рассказы»

Магнитофон

Пополнение альбома «Птицы»

4

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Бианки

Вспомнить с детьми знакомые произведения В.Бианки. Учить вспоминать произведения по иллюстрациям в книгах. Вспомнить, кто такие художники-иллюстраторы, вспомнить писателя-художника  Е. Чарушина, рассмотреть его иллюстрации к книгам В.Бианки

Иллюстрации в книгах.

Приготовить атрибуты к игре-драматизации

4

Игра-драматизация «Теремок»

Учить передавать в речи и движениях характерные особенности персонажей

атрибуты к игре-драматизации

ДЕКАБРЬ

1

Чтение

«Приспособился»

«Голубой зверек»

«Где раки зимуют»

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений В.Бианки. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга В.Бианки «Небесный слон»

2

Оформление альбома «Мы – художники-иллюстраторы»

Закрепить умение работать различными изобразительными материалами, передавать в рисунке характерные особенности литературных героев

Листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши.

Книга с произведениями В.Бианки

Оформить альбом детских работ

3

П/И «Перелет птиц»,

«Воробушки и кот»

Способствовать реализации потребности в двигательной активности

Шапки - масочки

Пополнить картотеку словесных игр

3

Прослушивание кассеты с аудиозаписью

Закрепить знания о редкой профессии. Привлечь внимание к птицам, нелегкой их жизни. Воспитывать любознательность, закрепить понятия зимующие и перелетные. Учить внимательно слушать.

Магнитофон Кассета «Прогулки с орнитологом» Цикл «Дятел»

ЯНВАРЬ

2

Чтение

«Снежная книга», «Заичьи хитрости»

Формировать заботливое отношение к животным. Обогащать и анализировать словарный запас

Книга «Снежная книга»

«Лесная газета» стр. 243

Оформить игру по книге «Снежная книга»

2

«Синичкин календарь. Январь»

Познакомить детей с новым произведением В.Бианки «Синичкин календарь». Изготовление макета года.

Книга

«Рассказы Бианки»

Подготовить материал для макета года

3

Прослушивание аудиозаписи «Прогулка с орнитологом»

Воспитывать любознательность, познакомить с новой птицей. Учить внимательно слушать; развивать умения отличать птиц по внешнему виду

Магнитофон Кассета

Цикл «Поползень»

3

П/И «Птичка и кошка»

Способствовать реализации потребности в двигательной активности

Шапки-масочки

3

Чтение «Лесные разведчики»

Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга В.Бианки «Небесный слон»

Подобрать настольно-печатных, дидактических игр.

4

Проведение настольно-печатных, дидактических игр

Закреплять образные обороты речи, знакомые детям по произведениям В. Бианки

«Парочки. Птицы»

«Зоологическое лото»

«Кто кого боится»

Домино «Пернатое»

Подготовить сценарий к празднику «День рождение В.Бианки»

ФЕВРАЛЬ

1

Чтение «Синичкин календарь. Февраль»

Просмотр мультфильма по произведению

Продолжать знакомить с произведениями В.Бианки. Закреплять знания месяцев и их особенности. Воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы. Учить внимательно смотреть и сопереживать героям мультфильма

Книга  «Рассказы Бианки»

Диск с мультфильмом «Синичкин календарь», магнитофон, телевизор

1

Чтение «Латка»

(или прослушивание записи)

Учить понимать идею произведения, выделять средства художественной выразительности. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга

Магнитофон диск с записью

2

Развлечение «11 февраля день рождение В.Бианки»

Развивать навыки публичных выступлений, умение говорить убедительно и аргументировано.

Оформить музыкальный зал.

3

Чтение

«Купание медвежат»

Учить понимать идею произведения, выделять средства художественной выразительности. Воспитывать добрые чувства к животным , умение видеть красоту родной природы.

«Книга для чтения 2-4 лет»

3

Аппликация  по произведению В.Бианки «Купание медвежат»

Учить передавать образ животного. Закреплять навыки пользованием кисти, клея. Воспитывать аккуратность.

Клей, кисть, салфетка, клеенка, цветная бумага, эскиз или образец

4

Чтение

«Первая охота»

«Джульбарс»

Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений В.Бианки. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

Книга В.Бианки «Небесный слон»

Оформление выставки в книжном уголке «Собака - лучший друг человека»

4

Просмотр диафильма «Первая охота»

Развивать внимание, воображение, умение сопереживать героям диафильма.

Проектор.

Диафильм

4

Прослушивание произведения «Лай»

Учить слушать произведения в записи. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать любовь, любознательность.

Диск «В.В.Бианки

Сказки и рассказы»

Магнитофон

МАРТ

1

Чтение «Синичкин календарь. Март»

Продолжать знакомить с произведениями В.Бианки. Закреплять знания месяцев и их особенности. Воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы. Учить слышать в музыкальном произведении характер времени года.

Книга

«Рассказы Бианки»

Составление конспекта «Вечера загадок?»

1

Конкурс рисунков по произведениям В.Бианки

Учить передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, изобразительные навыки

Альбомные листы, карандаши, краски, баночки с водой, кисти, тряпочки или салфетки

Работа с родителями подготовка костюмов к театрализованному представлению. Подбор стихов, песен, танцев

2

Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса»

Учить узнавать птиц по голосам. Воспитывать добрые чувства к птицам, умение слаженно исполнять музыкальную композицию.

Магнитофон, кассеты «Голоса птиц», «Звуки леса»

3

Театрализованное представление

«Птичий хоровод»

Развивать навыки публичных выступлений, умение говорить убедительно и аргументировано.

Костюмы, музыкальное оформление.

Конспект.

4

Вечер загадок «Угадай, кто это?»

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность. Способствовать расширению кругозора

Составление картотеки загадок, пословиц поговорок

Чтение

«Приключения Муравьишки»

Продолжать знакомить с произведениями В.Бианки. Закреплять знания месяцев и их особенности. Воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы. Учить слышать в музыкальном произведении характер времени года.

Книга

Просмотр мультфильма «Муравьишка – хвастунишка»

Развивать внимания, воображение, умение сопереживать героям мультфильма. Учить понимать смысл. Расширять знания детей о насекомых. Обратить внимание детей на «маскировку», на виды передвижения насекомых.

Телевизор

Магнитофон, мультфильм

АПРЕЛЬ

1

Чтение «Синичкин календарь. Апрель».

Прослушивание музыкальных произведений из цикла «Весна»

Продолжать знакомить с произведениями В.Бианки. Закреплять знания месяцев и их особенности. Воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы. Учить слышать в музыкальном произведении характер времени года.

Книга

«Рассказы Бианки»

Магнитофон, диск «Календарь природы»

Найти и подготовить план экскурсии-похода в парк. Написать конспект.

1

Прослушивание аудиозаписи

Познакомить с птицей, показать гнездо.

Цикл «Варакушка»

2

Прогулка в парк

Рассказать о жизни птиц – воробьев, синиц, сорок, ворон и др. – в природе. Учить наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Вспомнить пословицы о птицах

Конспект, фотоаппарат

2

«Птичьи разговоры»

«Чей нос лучше»

«Лесные домишки»

Дать научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев

Книга «Чей нос лучше»

Книга «Лесные домишки»

3

Занятие «О тех, кто летает»

На примере произведений Бианки расширить представления о птицах. Учить видеть сходство и различие в их внешнем виде и повадках

Иллюстрации с птицами

Конспект

4

Конструирование из природного и бросового материала по произведению В.Бианки «Лесные домишки»

Учить работать с природным и бросовым  материалом. Развивать воображение, фантазию,  навыки работы с различными материалами. Заинтересовать детей возможностью экспериментировать с материалом.

Природный материал: шишки, желуди, веточки, листочки и т.д. Пластилин, салфетки, дощечка для лепки

4

Просмотр мультфильма «Высокая горка»

Развивать внимания, воображение, умение сопереживать героям мультфильма. Воспитывать добрые чувства к пернатым. Активизировать знания о них. Учить внимательно смотреть мультфильм.

Телевизор

Магнитофон.

Диск с мультфильмом.

МАЙ

1

Чтение «Синичкин календарь. Май»

Прослушивание  из цикла «Весна»

Продолжать знакомить с произведениями В.Бианки. Закреплять знания месяцев и их особенности. Воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы. Учить слышать в музыкальном произведении характер времени года.

Книга

«Рассказы Бианки»

Магнитофон, диск «Календарь природы»

«Книга кроссвордов» о животных.  Побуждать родителей к участию в мероприятиях детского сада.

1

Прослушивание аудиозапис «Прогулка с орнитологом»

Учить слушать произведения в записи. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать любовь, любознательность.

Цикл Соловей»

2

Лепка «Птицы»

Учить передавать характерные особенности внешнего вида и движений птиц.

Пластилин, стеки, салфетки, дощечка для лепки

Подготовить конспект «Литературного турнира»

3

Чтение  «Кто чем поет?»

«Чьи это ноги» «Музыкант»

Дать научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев

Книга «Кто чем поет?»

Книга В.Бианки «Небесный слон»

3

Прослушивание произведен. В.Бианки «Музыкант»

Учить слушать произведения в записи. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать любовь, любознательность.

Диск «В.В.Бианки Сказки и рассказы» Магнитофон

3

Прослушивание  «Прогулка с орнитологом»

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки и пения птиц.

Цикл «Ласточка»

4

Литературный турнир «Умники и умницы»

Выявить знания произведений В.Бианки. Развивать память, слуховое внимание. Активизировать речь

Конспект, медальки- призы

Подготовить материал для выставки



Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с творчеством В.Бианки. Театрализация сказки «Лесной колобок – колючий бок»

Задачи: познакомить детей с творчеством писателя В. Бианки; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Ход занятия:

I часть. Беседа о творчестве В.Бианки.

Воспитатель : Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг в нашем книжном уголке.

(дети подходят к книжному уголку)

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с замечательным писателем В.Бианки, который писал сказки и рассказы о природе. Многие мы уже с вами прочитали. А сегодня я вам расскажу о жизни и творчестве В. Бианки. В.Бианки родился в  г. Санкт - Петербурге. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет». Его отец работал в Зоологическом музеи, где В.Бианки был частым гостем. Видя  за стеклянными витринами замерших животных, привезенных со всего мира, ему хотелось найти такое волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. В шесть лет В.Бианки вместе с  семьей ездил в деревню Лебяжье. Именно там он впервые отправился в лесное путешествие. С тех пор лес для В.Бианки стал волшебной страной. Уже с самого детства отец В.Бианки приучал его записывать все его наблюдения. Потом все эти наблюдения превратились в замечательные сказки и рассказы о природе.  Перед вами только часть этих книг, которые написал В.Бианки.

Вот например, самая первая напечатанная книга В.Бианки «Чей нос лучше?», в которой животные хвалят свои носы. А вот сказка «Хвосты», мы с вами ее уже читали. Кто помнит, о чем эта сказка?

(рассматривание иллюстраций к книгам В.Бианки с сопровождением рассказа воспитателя)

II часть . Театрализация сказки В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок»

Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Итак, сказка начинается.

(показ настольного театра «Лесной колобок – колючий бок»)

Воспитатель Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели?

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Кто написал сказку «Лесной колобок – колючий бок»

Воспитатель: Кто был главным героем сказки?

Физминутка «Ежик»

III часть. Художественно- творческая деятельность

Воспитатель: Так кто же это «лесной колобок – колючий бок»?

Воспитатель: Конечно же? это лесной ежик. Давайте, сегодня сделаем главного героя сказки В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Для этого нам понадобятся пластилин и природный материал – семечки.

(показ воспитателя)

Воспитатель: Сначала мы катаем из пластилина шарик и превращаем его в овал (форма яйца). Затем вытягиваем носик остренький и четыре лапки. Колючками послужат семечки. Их вставляем острыми кончиками вверх. Вот и получился лесной колобок.

(дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает)

( анализ детских работ)

IV часть. Итог занятия 

Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили?

Воспитатель: О чем писал В.Бианки?

Воспитатель: Сейчас попробуйте угадать по иллюстрациям сказку или рассказ В.Бианки.

(воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Молодцы, ребята!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лесной сказочник Жизнь и творчество Виталия Бианки

Слайд 2

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Одним из них был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.

Слайд 3

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — учёного-орнитолога (орнитология – это наука, изучающая птиц) — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт».

Слайд 4

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук и он ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось маленькому Виталию найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Семья жила прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах.

Слайд 5

Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Там их ждали рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок. «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать.»

Слайд 6

Там мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же — образование.

Слайд 7

Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Слайд 8

Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе. В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.

Слайд 9

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки . В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Слайд 10

В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок ».

Слайд 11

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – «Чей нос лучше ?» (1923). Герои рассказа птицы Тонконос , Крестонос , Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

Слайд 12

Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой «Лесной газеты» ( 1927).

Слайд 13

Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» (1923), «Кто чем поет» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), Сказки зверолова (1937) и др.

Слайд 14

По некоторым из них («Оранжевое горлышко», «Путешествие муравья» «Синичкин календарь» и др.) сняты мультфильмы.

Слайд 15

Бианки писал также тематические циклы «Мышонок Пик», 1926, «Синичкин календарь», 1945 и др.

Слайд 16

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Слайд 17

Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…. Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык - язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса. Виталий Бианки



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по теме «Творчество В. Бианки»

                                         Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого?

                                         Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность.

                                         Горячую на все отзывчивость.

                                         Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость

                                                                                     В.Бианки

Актуальность темы:

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного с природой. В основе общения дошкольников с природой лежит отношение старшего к младшему. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы, воспитывать эко культуру.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.

Цель проекта:

     Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя.

Задачи:

- Расширять представления детей о животном мире.

- Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.

- Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В.Бианки; к месту употреблять в речи  загадки, звукоподражания и т.п.

- Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.

Вид проекта:

Познавательный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта:

Дети среднего дошкольного возраста, их родители, воспитатели дошкольного учреждения.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2015 года – апрель 2016 года.

Материал и оборудование:

Книги В.Бианки. Картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, магнитофон, видеомагнитофон. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности.

Работа над проектом:

Подготовительный этап.

Целеполагание. Нужно сказать, что в самом начале учебного года, на родительском собрании была роздана анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье», результаты которой и помогли сформулировать тему будущего проекта. Также родители предложили организовать прогулку в парк Кусково в выходные дни всей группой. Воспитатели группы решили поддержать родительскую общественность, также в группе были проведены ознакомительные беседы на темы «Птицы и животные нашего города», «Любишь ли ты книги?», «Чем мы можем помочь птицам?». Ребята показали высокую заинтересованность этими темами, что позволило составить план проекта и возможные пути реализации с учетом желаний и потребностей родителей и воспитанников группы. На подготовительном этапе воспитатели подобрали наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал для занятий, набор игрушек.

Основной этап.

На этом этапе был разработан план реализации проекта, в который входят беседы с детьми, конспекты НОД, конспект итогового праздника «В гостях у природы», работа с родителями, чтение художественной литературы по теме, просматривание мультфильмов и др.

План реализации проекта

Этап

Содержание работы

Участники проекта

Ответственный

Подготовительный этап.

1. Родительское собрание, которое помогло выявить интерес к творчеству писателя-натуралиста В. Бианки и наметить совместные пути по развитию у детей представления о природе и животном мире.

2. Изучение библиографии писателя.

3. Беседы в группе с целью выявления уровня знаний у детей по теме проекта и их интересов по данному проекту: «Птицы и животные нашего города», «Любишь ли ты книги?», «Чем мы можем помочь птицам?».

4. Подбор детской художественной литературы.

5. Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).

6.Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.

  1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек.

Воспитатели группы, родители воспитанников.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы.

Воспитатели группы, родители.

Воспитатели группы.

Воспитатели группы.

Основной этап (планирование и организация деятельности)

1. Подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов для оформления «Лесной газеты».

2. Выпуск «Лесной газеты».

3. «Книга кроссвордов» о животных.

4. Выставка поделок из природного материала «Загадки природы».

5. Подбор художественной и познавательной литературы для детей «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.

6. Целевая прогулка в парк Кусково.

7. НОД. Ознакомление с окружающим: «О тех, кто летает». Лепка: «Мышата». Конструирование из природного материала: «Ежик». Рисование: «Сова», «Мышонок Пик», «Снегири». Речевое развитие: «Пересказ сказки «Кто чем поет»». Аппликация «Купание медвежат».

8. Театрализованная деятельность: постановка сказки «Теремок».

9. Чтение произведений В. Бианки о животных: «Купание медвежат»,«Сова»,«Приключение Муравьишки», «Теремок», «Хвосты», «Лис и мышонок», «Кто чем поет», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Чьи это ноги», «Латка», «Мастер без топора», «Рассказы и сказки».

10. Вечер загадок «Угадай, кто это?».

11. Конкурс рисунков по произведениям В. Бианки.

12. Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов В. Бианки.

13. Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса».

14. Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих игр.

15. Просматривание мультфильмов: «Муравьишка-хвастунишка», «Путешествие муравья», «Мышонок пик», «Высокая горка», «Синичкин календарь».

16. Домашнее задание: «Мой Виталий Бианки».

17. Беседы с детьми о природе, животных наших краев.

Воспитатели группы, родители.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, родители.

Воспитатели группы, родители.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети, муз. рук.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, муз. рук, дети.

Воспитатели группы, дети.

Воспитатели группы, дети.

Дети, родители.

Воспитатели группы, дети.

Заключительный этап

1.Обобщение материалов проекта.

2. Выставка-отчет детско-родительских работ «Мой Виталий Бианки».

3. Презентация результатов проекта в форме экологического праздника «В гостях у природы».

4. Представление проекта педагогам ДОО.

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы, муз. рук.

Воспитатели группы

Приложения:

Литература.

1. Гр. Гроденский «Виталий Бианки». Критико-биографический очерк. Москва Издательство «Детская литература», 1966год. 

2. Виталий Бианки «Рассказы и сказки»

 Казань, Татарское книжное издательство, 1981.

3. Дмитриев Ю. «Рассказы о книгах Бианки»

Москва «Книга», 1973.

4. Бианки В.В. Лесная газета

 5. «Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература»

М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997

Детская литература

  1. Виталий Бианки «Хвосты»

Переиздание. М: Издательство «Художник РСФСР», 1985г. Рисунки Е.И.Чарушина

  1. Виталий Бианки «Кто чем поет»

Издательство Москва «Малыш» 1984Художник Н.Чарушин

  1. Виталий Бианки «Сова»

Москва Издательство «Малыш» 1985 Художник Я.Манухин

  1. Виталий Бианки «Чей нос лучше»

Москва Издательство «Малыш» 1984 Рисунки В.Федотова

  1. Виталий Бианки «Лесные домишки»

Издательство Москва «Малыш» 1983Рисунки М.Митурича

  1. Виталий Бианки «Чьи это ноги?»

Москва Издательство «Малыш» 1973.  

  1. Бианки «Теремок»  

Москва «Советская Россия» 1987Рисунок Т.Васильевой

  1. Бианки «Мастера без топора»

Москва Издательство «Малыш» 1977г. Художник В.Федотов

  1. Бианки «Латка» Ленинград «Детская литература» Ленинградское отделение 1989г.Рисунки А.Якобсон
  2. Виталий Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

Саратов Приволжское книжное издательство 1989.

  1. В.Бианки «Лис и мышонок»

Ленинград  Издательство «Детская литература» Ленинградское отделение 1989. Рисунки Ю.Васнецова

  1. Виталий Бианки «Рассказы и сказки»

Издательство «Самовар» Серия «Школьная библиотека»

  1. Виталий Бианки «Лесные происшествия»

Библиотека школьника «СТРЕКОЗА-ПРЕСС» 2002

  1. В.В.Бианки «Сказки малышам» Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2009 Художник Елена Смирнова
  2. Виталий Бианки «Рассказы» Алтайское книжное издательство 1976

Сценарий экологического праздника «В гостях у природы»

Ход праздника

Звучит песня «Расскажите птицы»

Дети и родителя входят в зал, и внимательно рассматривают стенд с книгами Бианки.

Воспитатель:  Здравствуйте     ребята     и     уважаемые     родители. Сегодняшняя наша встреча посвящена Виталию Валентиновичу Бианки. Что бы лучше   узнать   об   этом   замечательном   писателе,   предлагаю   вам   всем посмотреть интересную презентацию. Презентация Биография.

Теперь вы узнали, какой замечательный человек был Виталий Валентинович.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Ведущая: А теперь ребята нам прочитают стихи из сказок Бианки.

 Инсценировка стихов Бианки

Я лесной Колобок - Колючий Бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,    

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмёшь!

                         Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл

От Медведя ушёл.

"Лесной Колобок - Колючий Бок".

Я ношусь под облаками,

Над полями и лугами,

Вижу всех, кто надо мной,

Всех под солнцем и луной.

Песня жаворонка «Чьи ноги»

Зинь-зань-ле! Зань-зинь-ле!

Кто пораньше встает,

Тот грибы себе берет,

А сонливый да ленивый

Идут после за крапивой.

Песня синички «Синичкин календарь»

                         Там вдали за рекой

Раздаётся порой:

Ку-ку! Ку-ку!

Это птичка кричит

У зелёных ракит:

Ку-ку! Ку-ку!

Потеряла детей,

Жалко бедненьких ей.

Ку-ку! Ку-ку!

«Золотое сердечко»

Виталий Бианки о себе

Сколько часов терпеливых провёл я

В лёгких шалашах из корабельных корзин,

Высохшей тины и веток, — птиц наблюдая,

Птицам невидимый!

(Виталий Бианки. Стихотворение.)

Ведущая: А сейчас предлагаю ребятам превратиться в мышат. А двум ребятам стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши двери на засов» мышки, то садятся не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).

Игра «День/ночь»

Утром солнечным у сов.

Дверь закрыта на засов.

Совы спать весь день не прочь

(сова стоит возле дерева, мышки бегают)

На работу совам в ночь. Только вечером от сов

Мыши двери - на засов (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает

пошевелившегося мышонка).

Ведущая: Следующее задание

 «Угадай по строчкам книгу»

Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку, и тогда она появится на экране.

1. "Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения". Кто же это? (Лягушата) Кто о чем поет?

2. «Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало». («Сова»)

3. «И только было покатился по дорожке, - Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок - плюх! - в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, -поплыл». («Лесной колобок - колючий бок»)

4. Мультфильм «Муравьишка хвастунишка», «Мышонок Пик», «Первая охота»

Ведущая: Сказок много и они очень интересные. Посмотрим мультфильм «синичкин календарь»

Ведущая: А теперь предлагаю вам поиграть в игру.

 Игра Птицы по местам

Группе детей даются карточки с изображением различных птиц. На 2-х

досках крепится зимний пейзаж и летний.

Ребята вы теперь стали птицами. Самыми разными. Но вас можно разделить

на две группы: зимующие и перелетные. Зимующие летят к зимней картинке,

а перелетные к летней.

Ведущая: Зрители посмотрите, правильно ли слетелись наши птицы. Ничего

не перепутали.  Сейчас птицы будут выходить в центр зала, если птица

правильно заняла свое место, вы хлопайте. Если заблудилась, то потопайте.

Ведущая: Спасибо.

Ведущая:   Всех  птиц  узнали.  А вам  предлагаю  отгадать  загадки.  Если угадаете правильно, ответ появится на экране.

Загадки о птицах.

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик

Он деревья лечит:

Постучит — и легче.

(Дятел.)

Длиннохвостая она.

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит — вмиг

Поднимает стрекот-крик.

( Сорока.)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок.)

Пёстрая крякушка ловит лягушек.

(Утка)

Ведущий: Предлагаю зрителям поиграть в игру по  сказке Бианки «Чьи

ноги».  На экране будут появляться ноги и их описание по сказке.  Вы

угадываете кто хозяин этих ног.

Игра «Чьи ноги»

•    Две ноги высоких, пальцев на каждой счетом три больших, один маленький. И знаю уж: птица идет большая, высокая, по земле гулять любит - хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль это прошел.

•    Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут - спотыкаются. Вот в воде с ними удобно: повернешь ногу боком - она воду как ножом режет; растопыришь пальцы - и весло готово. Это Чомга-Нырец -водяная такая птица - из озера вылезла.

•    Лапы в шерсти, - значит, звериные. Короткие, как обрубки, и ладошками врозь, а на толстых пальцах когтищи здоровые. На таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землей жить, землю лапами рыть да назад ее за собой отбрасывать - очень даже удобно. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется.

Ведущая: Хотелось бы проверить вас на смекалку. Отгадайте, что лежит в

коробочке, а я загадаю вам описательную загадку.

Игра черный ящик

То, что лежит в этой коробочке:

-имеет овальную форму;

-есть дома, в магазине, можно найти в поле, лесу.

-бывает белого, желтого, коричневого цвета

-очень полезно для всех;

-хрупкое, может разбиться;

-сказка есть про это, вы ее знаете все;

-один злой волшебник хранил в нем свою смерть;

- с этого начинается жизнь птиц (в нем иногда зарождается жизнь птиц).

Ведущая: Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного и еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту.

АНКЕТА «Экологическое образование в семье»

Ф.И.О._____________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?   ДА  НЕТ (подчеркните нужное)

2. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в группе много внимания уделяют экологическому воспитанию?  ДА  НЕТ (подчеркните нужное)

3. Как Вы сами относитесь к природе  (Люблю, не замечаю, равнодушно)

4. Есть ли у Вас дома комнатные растения? ДА  НЕТ 

Какие?____________________________________________________________________                                          (напишите названия, если знаете)

5. Есть ли у Вас дома животные? Какие?

Попугай, кошка, собака, черепаха, хомяк, аквариумные рыбки (подчеркните нужное)

6. Как ребенок относится к растениям и животным?___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Проявляет ли ребенок интерес к природе? ____________________________________

8. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе?___________________________________________________________________

9. Можно ли  знакомя ребенка с природой использовать литературу?______________

_________________________________________________________________________

10. Каких авторов книги Вы бы предложили?____________________________________

__________________________________________________________________________

11. Какие книги есть у Вашего ребенка по природе?______________________________

_________________________________________________________________________

12. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ДА  НЕТ 

13. Нужно ли это делать? ДА НЕТ НЕЗНАЮ

14. Беседуете ли Вы с ребенком о природе  ДА  НЕТ 

        подкармливаете ли зимой птиц  ДА  НЕТ 

         проводите ли наблюдения с ребенком за природными объектами ДА  НЕТ 

15. Были ли Вы со своим ребенком в лесу. ДА  НЕТ   

16. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми…

Беседа с детьми средней группы « Пернатые друзья»

Цели: Закрепить знания детей о перелетных птицах, учить правильно называть птиц (ворона, воробей, синичка, сова, дятел). Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, отметить, как переживают птицы холода. Формировать у детей понятие "зимующие" птицы. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам.

Вступительная беседа.

Воспитатель: ребята, каких птиц вы знаете? Где птицы живут? Чем они питаются? Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?

(ответы детей)

Воспитатель: покажите на плакате каких птиц вы встречали на улицы чаще всего.

Рассматривание с детьми гнезда воробья.

Рассматривание иллюстрированной книги: "Птицы в парке"

Дидактическая игра: "Покажи птичку по описанию" (дети подбирают соответствующие карточки с изображением птиц).

В конце беседы можно провести с ребятами игру малой подвижности "Птички в гнездышках"

Предметно практическая развивающая среда: Плакат "Знакомые птицы", книга: "Птицы зимой в парке", сюжетные картинки с изображением птиц, шапочки - маски птичек.

Беседа «В парке»

Воспитатель: В парке растут деревья, кусты, цветы и травы. Их посадили люди. Что бы они хорошо росли им нужен свет, тепло, влага, питание.

Кто живет в парке?

Ответы детей.

Правильно. В парке живут птицы, звери, насекомые.

Воспитатель: В парке можно увидеть несколько видов птиц. Среди них: сизый голубь, домовой воробей, серая ворона, скворец, большая синица, зяблик и другие. Обитают более десяти белок. Для них оборудовано несколько кормушек. Белки привыкли к соседству с человеком и охотно берут корм из рук.

А, что растет в парке?

Ответы детей.

Воспитатель: В парке растут разные породы деревьев, цветы, травы и кустарники.

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: показывает картинки растений. В парке растут лиственные растения, в основном липы. Растут так же клены, ясени, тополя, березы и ели. В центральной части находится яблоневая аллея. Так же растет сирень.

Воспитатель: А теперь, я загадаю вам загадки.

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Он живет не на земле,

А на дереве в дупле. (Белка)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

 Свесив сережки. (Береза)

Символ мира эта птица,

Ей на месте не сидится,

Письма носит на себе,

И всегда она в цене(Голубь)

Ребята животные нуждаются в заботе?

 Ответы детей

Ребята растения нуждаются в охране?

Ответы детей.

Дети делают выводы о заботе растений и животных в парке.

Конспект НОД «О тех, кто летает»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам.

Планируемые результаты: умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительный эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями птиц.

Вводная беседа.

Воспитатель:

-Ребята, я вам загадаю загадку.

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это . . . (птица).

Воспитатель:

— Сегодня мы будем говорить о птицах. А сейчас ответьте на такой вопрос: каких птиц вы знаете? На какие группы мы делим птиц? (перелетные и зимующие). Почему некоторые птицы улетают на юг? (ответы детей). Почему некоторые остаются зимовать у нас? (ответы детей).

— Ребята, чем отличаются птицы от животных? (птицы летают, тело покрыто перьями).

— Что есть у птицы? Игра «Составь птицу».

Какая птица получилась? (голубь).

Отгадывание загадок.

— Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

1). Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

2). Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать.

С первым снегов на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

3). Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говорушка, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица – вот вопрос. (Сорока)

4). Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

5). Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня . . . (Синичка)

6). Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет!

Видишь, кружат 20 пар

И кричат « Кар! Кар! Кар!» (Ворона)

— Ребята, мы про всех птиц загадки загадали? А какие птицы остались, давайте, назовем их. (Грач, кукушка, ласточка, скворец). К какой группе они относятся? (К перелетным).

— А эта группа птиц к каким относится? (К зимующим).

Рассказ воспитателя о граче. Описание грача.

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной. А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края.

Воспитатель показывает грача на картинке.

Грач черный. У него есть клюв, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица.

— Какого цвета грач?

— Что у него есть?

— Чем покрыто тело?

— Как он кричит?

— Грач – зимующая или перелетная птица?

(Пересказ детей)

Игра «Сравни».

Воспитатель предлагает сравнить зверей и птиц.

Звери бегают, а птицы – … (летают).

Скворцы поют, а вороны – … (кричат).

Воробьи не улетают зимой, а дикие утки – … (улетают на юг).

Ворона – зимующая птица, а скворец – … (перелетная).

У снегиря грудка красная, а у синицы – … (желтая).

У воробья глаза маленькие, а у совы – … (большие).

У сороки хвост длинный, а у синички – … (короткий).

Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу».

— А сейчас послушаем голоса птиц. Все закрыли глаза, и отдыхаем.

— Какое настроение вызвало у вас пение птиц? Вам понравилось? А что произойдет, если птицы к нам весной не вернуться, или исчезнут все птицы? Произойдет беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредителей. Вредные насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба , фруктов, овощей. Некому будет разносить семена ягод, трав, цветов по земле. Мы никогда не услышим их чудесное пение.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Рефлекция.

-Чем мы сегодня занимались?

-Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: "Огород на окне" - "Зерновые"

Проект: долгосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 год.Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к опытниче...

Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы".

Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы"....

Долгосрочный проект в старшей группе «Этот удивительный космос»

Долгосрочный проект   « Этот удивительный космос»Направление работы:Деятельность по познавательному развитию детей. Участники:Дети старшей группы, воспитатель, приглаш...

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова»

Тема: «Хлеб-всему голова».Вид проекта: познавательно-исследовательский.Состав участников: групповой и родители, воспитатели.Срок реализации: долгосрочный (с 2 февраля по 2 марта ).Актуальн...

Долгосрочный проект в старшей группе ТНР "О чем мочат деревья"

АктуальностьДеревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, ана...