Конспект занятия по чтению художественной литературе чтение рассказа Н.Носова "Заплатка"
план-конспект занятия по художественной литературе

Конспект занятия по чтению художественной литературе чтение рассказа Н.Носова "Заплатка"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О ОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Н. Носов «Заплатка» Подготовила воспитатель: Акулина С.В.

Слайд 4

Сказочные предметы



Предварительный просмотр:

ООД по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной группе.

Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Цель: Продолжать знакомить  детей с произведениями Н. Н. Носова.

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров
  • Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.
  • Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение
  • Обогащать словарный запас

Развивающие

  • Способствовать развитию связной речи, зрительного восприятия, воображения, памяти, мышления
  • Способствовать развитию  интонационной выразительности при инсценировке и озвучивании фрагментов произведения
  • Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями рук

Воспитательные

  • Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребности в дружеских 
    взаимоотношениях
  • Прививать детям интерес к художественной литературе
  • Помочь детям почувствовать комизм ситуации, изложенной в художественном произведении

Оборудование: экран, ноутбук, текст рассказа «Заплатка», лист с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши

Словарная работа: хвастается, заплатка, материя, наново.

Ход ООД:

(Дети заходят и встают полукругом перед экраном)

I. Вводная часть

В: Дети! Отгадайте мою загадку:

Не дерево, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает (Книга) (Слайд №2 на экране)

В.: Правильно, это книга. Книга с давних времен  считается лучшим другом и помощником человека.  Как вы думаете, почему? (Потому что из книг можно узнать много нового и интересного)

Все, что создано умом.

Все, к чему душа стремится.

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится

Вспомните, пожалуйста,  пословицы о книге:

Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде

В.: Что, по вашему мнению, может быть напечатано в книгах? (В книгах могут быть напечатаны рассказы, сказки, стихи, загадки, басни и т.д.)

 Да, вы правы! (Слайд №3 - экран) Посмотрите на экран. Здесь я собрала только малую часть того, что печатается для детей. Все это различные жанры литературных произведений.

- Какие жанры вам знакомы? (Сказки, рассказы, басни, стихи…)

- Назовите, пожалуйста, несколько ваших любимых сказок. А какие  басни вам знакомы?  (Называют)

В.: Дети, как вы считаете, можно ли отличить один жанр литературного произведения от другого?  Например, сказку от басни? Чем они похожи и чем отличаются?  (И в сказке,  и в басне много того, чего не может быть в жизни. Например, животные  могут говорить человеческим голосом)

В.: И в сказке, и в басне присутствует мораль, нравоучение. Не зря в народе говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

- На какие жанры литературы похожи басня и сказка? (Басня похожа на стихотворение, а сказка на рассказ)

Правильно, молодцы! А как отличить сказку от рассказа? (В сказке  много выдуманного, волшебного. В сказках существуют волшебные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебная палочка, избушка на курьих ножках  и т.д. (Слайд №4 - экран)

А в рассказе автор описывает то, что происходило на самом деле)

Молодцы! Все верно!

Физкультминутка: «Сказки»

«Курочка Ряба»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

«Репка»

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

«Волк и семеро козлят»

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками          обеих рук показывают «рожки»)

(Дети усаживаются на стульчики)

II. Основная часть: 

В.: Ребята, в последнее время мы читали рассказы Н.Н. Носова. Какие рассказы вам особенно запомнились? («Мишкина каша», «Фантазеры», «Клякса», «Живая шляпа»…)

Посмотрите на экран, узнаете ли вы,  к каким произведениям нарисованы эти иллюстрации? (Слайд №5 - экран) Молодцы! Вы узнали все произведения Н. Носова.

Книги этого автора хочется читать и перечитывать. Его произведения нравятся не только детям, но и взрослым.

- Как вы думаете, почему? (Героями рассказов Носова являются дети – фантазёры и непоседы, выдумщики, которым часто достаётся за их затеи)

- Хотите услышать еще один рассказ?

Работа над произведением

1. Словарная работа

Дети, сегодня я прочитаю вам рассказ Н.Н. Носова «Заплатка». В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Давайте разберем их.

«Заплатка» -  Кусок ткани, нашиваемый на порванное место. (Показать рубаху с заплаткой)

«Хвастается» - хвалится, говорит с излишней похвалой

«Материя» - ткань, из которой  можно что-нибудь сшить. (Показать образцы)

«Наново» -  Заново, вновь, снова, еще раз.

2. Выразительное чтение произведения воспитателем        

3. Беседа по содержанию

- Понравился рассказ? Как звали главного героя?        

- Почему все дети завидовали Бобке?

- Как он порвал свои штаны?

- К кому он обратился за помощью?

- Почему мама отказалась помочь сыну?

- Почему дети смеялись над мальчиком?                                                        

- За что Бобка испытал чувство стыда?

- Как мальчик пришивал заплатку в первый раз?

- Почему Бобка решил переделать  свою работу?

- Как мальчик работал во второй раз?

- Понравился ли результат друзьям Бобки?

- Чему захотел научиться Бобка в следующий раз?        

4.Интонационное упражнение

- Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа? (Был хвастуном, неумехой, торопыжкой, нетерпеливым)

- Кто попробует показать, как он хвалился своими штанами перед другими детьми, что он говорил, каким голосом, с какой интонацией? (2-3 ребенка пытаются передать интонацию Бобки)

- Каким стал Бобка в конце рассказа? (Терпеливым, настойчивым, умелым, аккуратным)

Бобку переполняло чувство гордости за свою работу. Вспомните, как он двигался, что говорил.

- Кто попробует передать его состояние с помощью интонации? (Дети пробуют передать движение, интонацию)

5. Д/игра «Мамины помощники»  

В.: Ребята, вы любите своих мам? Конечно! Представляете, утром мама торопилась на работу, случайно за что-то зацепилась и порвала платок. Она очень огорчилась, потому что это был ее любимый платок. Как вы думаете, мы сможем помочь маме? Конечно! Возьмите свои листы, подойти к столам, найдите нужную заплатку и почините мамин платок. (Звучит спокойная музыка)

Молодцы! Вы быстро справились!

III. Заключение

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор этого произведения?  Понравился ли вам этот рассказ? Обязательно расскажите его дома.

Я тоже очень люблю  рассказы Н. Носова. Ведь в них самые обычные жизненные ситуации превращаются в необычайно смешные поучительные истории.

А еще мне известно, что вы очень любите книги! Поэтому  сегодня нашу библиотечку пополнят несколько новых книг. Вы сможете рассмотреть их в свободное время.

К дид.игре  Заплатка.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия во второй младшей группе (чтение художественной литературы). Рассказывание сказки "Петушок и бобовое зернышко"

Занятие с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы...

конспект занятия во второй младшей группе (чтение художественной литературы). Рассказывание сказки "Петушок и бобовое зернышко"

Занятие с детьми младшего дошкольного возраста по приобщению к чтению художественной литературы...

Конспект занятия детей старшей группы по чтению художественной литературы.

Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова "Аленький цветочек". Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству....

Конспект занятия Комплексные по Художественной литературе. Чтения стихотворение "снег идет":аппликация "Снеговик"

Учить детей создавать выразительный образ Снеговика.Познакомить детей с художественным произведением ....