Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Лев Николаевич Толстой. Грушина кукла».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Корабельникова Любовь Михайловна

 

Тема: «Лев Николаевич Толстой. Грушина кукла».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_l._n._tolstoy.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №175»

Конспект

организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Лев Николаевич Толстой. Грушина кукла».

Воспитатель: Корабельникова Л.М.

                                                                            Воронеж  

2018 г.

 Цель.  

Прививать любовь к русской литературе на примере биографии и произведений Л.Н.Толстого.

Задачи.

Образовательные:

- продолжить развивать интерес к личности писателя;

- развивать интерес к русской классической литературе;

- совершенствовать и обогащать читательский опыт детей;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

-обогащать и активизировать словарь детей;

- упражнять детей в конструировании игрушек из различных материалов (из ниток);

-развивать в детях любознательность и творческие задатки.

  Развивающие:  

- развивать внимание, мышление, память.

Оздоравливающие:

- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества у детей посредством чтения художественной литературы;

- воспитывать трудолюбие;

 -воспитывать дружеские отношения.

Материал.

Демонстрационный материал: портрет Л.Н. Толстого;   презентация с фотографиями Л.Н. Толстого; аудио запись с произведением  Роберта Шумана; иллюстрации к рассказам для детей Л.Н. Толстого, В.Ю. Драгунского,  В.В. Бианки; выставка книг  Л.Н. Толстого; кукла в школьной форме с азбукой, три нарядных куклы; косынка для «Вари», шапка и телогрейка для «Филипка»; музейные куклы из различных материалов.

Раздаточный материал: ножницы на каждого ребёнка; заготовки кукол из ниток, нитки.

 Интеграция областей: познавательная, речевая, физическая, социально  -  коммуникативная.

 Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: знакомство с творчеством Л. Н. Толстого; чтение детям произведений Л.Н. Толстого; В.Ю. Драгунского,  В.В. Бианки; беседы,  рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, конструирование кукол.

Ход ООД:

Декорация: Выставка книг Л. Н. Толстого;  иллюстрации  к произведениям Л. Н. Толстого, В.Ю. Драгунского,  В.В. Бианки.

Дети заходят под музыку  Роберта  Шумана,  здороваются, рассаживаются. Заходит воспитатель.

-Здравствуйте, гости  дорогие! Здравствуйте, ребята! (Ответы детей).

- Какая у нас уютная обстановка! Так и хочется поговорить на интересную тему.

-Ребята, обратите внимание на нашу книжную выставку. Пройдёмте к ней поближе.

-Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Здесь изображены произведения разных писателей, которые мы с вами читали, вы узнаете? Посмотрите, внимательно. (Разные иллюстрации из книг: Л. Н. Толстого,  В.Ю. Драгунского,  В.В. Бианки, а также портрет Л. Н. Толстого).

- Сашенька, выходи  к выставке, будем с тобой угадывать из какого произведения эти иллюстрации. Держи указку. Какая из них тебе знакома и из какого она произведения? (Ответ  ребёнка.)

- Хорошо. Ребята, правильно ли Сашенька угадала? А может кто по - другому думает? (Ответы детей).

- Садись, Сашенька, молодец.

- А эта что за картинка?  Из какого рассказа? (Ответы детей).

- А из какой сказки эта иллюстрация? (Ответы детей).

- Молодцы, хорошо.

- Есения, а ты хочешь проявить свои знания?

-Проходи к выставке, держи указку и отгадывай, что ты знаешь.

- Мы с вами столько прочитали литературы, скажите, ребята,  а  эта картинка откуда?

- Молодцы, а эта из какого произведения?

Воспитатель указкой  показывает на  портрет  Л.Н. Толстого.

-Хорошо, с произведениями мы разобрались. Здесь изображён портрет одного из трёх авторов, чьи произведения мы рассматривали. А портрет, какого писателя вы видите?  Кто узнал? Чей портрет? Что за писатель?

 (Ответы детей).

- И значит, наша выставка посвящена  какому писателю? (Л. Н. Толстому).

-А теперь, ребята, внимательно рассмотрим портрет Л. Н. Толстого.

- А сейчас мы опишем портрет этого великого писателя. Надо описать черты лица, так как они говорят о многом: и о характере, и об уме, и об эмоциях. Ну, что, Лизонька, ты  начнёшь?

Ребёнок: «Его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза - о проницательности, широкая борода - как у доброго дедушки».

- Да, действительно, я согласна сЛизонькой. Когда лоб высокий, это говорит об уме, глаза глубоко посажены, что человек вдумчив, творческий.

- Ребята, кто  хочет ещё добавить и описать портрет, что не сказала Лиза? (грустный, задумчивый).

(Слайд: фотография с изображением Ясной Поляны.)

- Ребята, в группе мы с вами знакомились с жизнью и деятельностью этого писателя. Я хочу, чтобы нам рассказала Вика о его жизнедеятельности.

-Выходи,  Вика, бери указку и рассказывай, делись с ребятами своими знаниями.

Ребёнок рассказывает: «Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Теперь это огромный музей, который находится в Тульской области селе Щёкино. На территории этой усадьбы сохранился дом, в котором писатель жил со своей семьёй. В Ясной поляне протекает река Воронка. Растут сады. Есть лес, дом для прислуги, конюшня».

- Умница, садись. Вам понравился рассказ Вики?

- Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней». Представляете, ребята, как он любил Ясную Поляну.

- Ребята, а ещё мы в группе с вами говорили о родословной Л. Н. Толстого, Сашенька, вспомни, пожалуйста, расскажи о его семье. Бери указку.

( Слайд: фотография отца и силуэт матери).

Ребёнок рассказывает: «Предки  Льва Николаевича  были военными. Прапрадед служил ещё при Иване Грозном воеводой.

Отец писателя был графом, участвовал в войне с Наполеоном. Он  занимался хозяйством, воспитанием детей. Николай Ильич много читал и за свою жизнь собрал богатую библиотеку. Именно он первым заметил в своём сыне любовь к чтению художественной литературы и сочинительству».

- Очень хорошо. Катя, продолжай.

Ребёнок рассказывает: «Матери своей Лев Николаевич не помнил, ему было полтора года, когда её не стало. Все, что знал Лев Николаевич о маме, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мария Николаевна, его мама, знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки».

- Вот какая всесторонне развитая была мама у Льва Николаевича.

( Слайд: фотография братьев и сестры Льва Николаевича ).

- Настенька, продолжай рассказ о графе Толстом.

Ребёнок рассказывает: «В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.

Маленький Лева любил читать произведения А.С. Пушкина, и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь».

- Вот сколько интересного знает  Настенька из жизни Льва Николаевича.

- Вот таким он был маленьким: любил читать, любил играть, играть на фортепиано. Он был таким же мальчиком, как вы ребята. Он часто с братьями и сестрой водил хороводы, играл в игры.

-А вы хотите поиграть в игру, как делали эти дети?

- Ребята, давайте, возьмёмся за руки и встанем в круг. Сейчас мы поиграем в игру,  которая называется «Воевода».

Воспитатель держит мяч.

- Слушайте правила игры: на слова: «Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот  и воевода».

-На эти слова будем мяч передавать друг другу. Давайте вместе слова повторим. Повторяем (без мяча).

- А теперь начинаем игру. Приготовились.

Игра – хоровод «Воевода».

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот  и воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу).

- Саша победил. Ура! Молодец, ты быстрый и ловкий. Теперь ты начинаешь игру.  Начали (Игра повторяется).

- Молодцы, вы такие забавные и весёлые, как маленький Лёва и его братья.

Садитесь, ребята.

(«Варе» завязать косынку, «Филипку» надеть шапку и телогрейку).

- Продолжаем с вами путешествие по биографии нашего великого  писателя.

- Ребята, послушайте, как  дальше протекала жизнь писателя.

(Слайд: фотография  школы Толстого Л. Н.)

-Почти всю жизнь Лев Николаевич прожил в Ясной Поляне.

В Ясной Поляне граф Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения.

(Слайд: фотография  Азбуки Толстого Л. Н.).

-Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. Мы с вами знаем некоторые рассказы, которые вошли в «Азбуку» Л.Н.Толстого. Давайте их вспомним.

(«Филипок», «Пожарные собаки», «Прыжок», «Косточка», «Лев и собачка»  и др.)

- Ой, молодцы, ребята, всё помните. Я предлагаю вам поиграть в игру со словом «прыжок». Надо подобрать слова, которые заканчиваются так же  на «ок». Начинаем «прыжок»…

- Хорошо получилось. Ещё хотите поиграть?

- Тогда поиграем в игру со словом «косточка». Какие фрукты с косточками вы знаете?  (Слива, абрикос, персик, хурма).

- А фрукты с семечками вы знаете? (Яблоко, груша, айва).

- А где ещё семечки встречаются? Подумайте,  ребята. (Тыква, дыня, кабачок, огурец, помидор, арбуз, подсолнух).

Раздается стук в дверь.

-Ой, ребята, вы слышите, к нам в гости кто – то пожаловал, пойду, посмотрю.  Входит грустная девочка с клеткой, в которой находится птичка.

-Входи, гостья дорогая, здравствуй.

- Как тебя зовут?

- Варя.

- Ребята, поздоровайтесь с нашей гостьей.

- Варенька, а теперь расскажи, что у тебя случилось?

Варя: У меня был чиж. Он всегда громко пел, а теперь не поёт, говорит, пусти меня на волю.

- Ребята, как вам кажется, как надо Вареньки поступить?

- Ещё, почему не поёт? А ты как думаешь? А ещё кто как думает? И ещё почему?

(Дети рассуждают, что жить в клетке тесно, летать невозможно: одно мученье, нельзя мучить птиц, животных, нужно живое все любить).

- Слышала, Варенька, что ребята говорят, ты согласна с ними? И что ты думаешь делать с ним?  (Ответ ребёнка).

-Вот и отправляйся на улицу выпускать чижа.

- Ребята, тихо, тихо. Я слышу ещё кто – то идёт. Пойду, открою дверь.

Воспитатель выходит и заводит ребёнка за руку, поворачивается к нему и говорит:

 - Гости за гостями. Кто же это к нам пришёл?

- Мальчик, здравствуй, а ты кто?

- Здравствуйте, Филипок.

- А ты буквы знаешь?

Филипок отвечает «Да».

- Тогда сложи своё имя.

Воспитатель указывает на буквы на слайде. Филипок читает:

-Хве–и–хви, ле- и –ли, пе –ок –пок».

- Молодец, тебя кто научил читать?

Филипок отвечает:

- Костюшка, старший брат. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть, какой ловкий!

-Ребята, какой весёлый и забавный гость к нам пришёл. Вам понравился Филипок? (Ответ детей).

- И мне тоже понравился. Пойдём, я тебя провожу домой из школы. Приходи к нам ещё в гости.

Вывести ребёнка.

- Вот, ребята, к нам мальчик приходил, который хочет учиться в школе. А вы хотите, ребята, учиться? (Ответы детей).

А ещё есть одна девочка Таня, которая любит учиться в школе.

Воспитатель берёт куклу, одетую в школьную форму.

- Вот она. Зовут её Таня.

- Таня знала буквы. Она взяла книгу и учила кукол читать.

- Иди сюда, Вика. Ты будешь Танечкой и вместе с куклой, будешь учить детей читать.

(На стульчиках сидят три куклы).

-Послушайте, как она говорила и делала.

Ребенок держит куклу и говорит- «Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б. Бе. Смотри, помни!».

- Кем по профессии была кукла Таня?  (Ответы детей).

- А какие профессии вы знаете? (Ответы детей).

- Может она была  продавцом? А может шофёром?

- Правильно, кукла Таня была учителем. Что делает учитель? (Ответы детей).

- Вы сегодня были большие молодцы, рассказывали о жизни  писателя Толстого Л. Н., угадывали его произведения, играли в игры, показывали сценки, а теперь я хочу  вам показать мультфильм. Мультфильм будет про мальчиков и коня.

Просмотр мультфильма по рассказу Л.Н. Толстого.

- Ребята, а вы бы как поступили? Как эти дети?

- Ребята, почему мама у детей забрала коня?  (Ответы детей).

-Дети должны играть и не ссорится друг с другом. А у нас таких детей нет, у нас все дружные ребята, вместе играют.

- Ребята, а конь вам понравился?

- А в нашем музее есть такой конь?

- Надо купить и пополнить музей, а то у нас есть и игрушки, и кукольная посуда, и куклы, а коня нет. Значит, будет, купим такого коня, коль вам понравился. И не только коня поместим в музей.

Воспитатель открывает кукол.

- Этих кукол возьмём в групповой музей?  (Ответы детей).

- Ребятки, обратите внимание на них. Почему они такие разные? Кто ни - будь знает?

- Иди, Есения, расскажи, почему такие куклы разные.

Ребёнок рассказывает: «В древние времена кукол в магазинах не продавали, а маленьким детишкам хотелось поиграть в куклы и приходилось их делать  мамам, бабушкам, старшим сёстрам своими руками».

- Давайте посмотрим на эту куколку, из чего она сделана? (Из палки).

-Вот видите, ребята, что приходилось делать, чтобы поиграть. Палочку наряжали куклой. А эта?  (Из глины).

-Да и из глины делали, а потом раскрашивали природными красителями.

- А эта?  (из ветоши).

-Да, сначала мамы и бабушки изготавливали кукол из старой ношеной ткани, а потом, когда подрастали, дети сами конструировали кукол. Позднее, с развитием промышленности, в магазинах стали продаваться головки для кукол,  и тогда рукодельница мама и дочка пришивали кукле туловище из тряпок и шили платьице. Потом стали продаваться пупсы – голышки. С этими было уже проще, оставалось одежду сшить. Ну, а, потом, ребята, в магазинах кукол стало несметное количество разных сортов на любой вкус (показать две куклы детям).

- Посмотрите, ребята, внимательно на эту выставку кукол и на то, как менялись куклы со временем.  Времена были разные: люди жили то бедно, то богато. Вот, потому такие разные куклы и все они будут жить у нас в музее.

Воспитатель берёт куклу на руку и даёт девочке:

-Вот у Груши не было куклы, и она себе сделала из чего? (Из соломы).

- Груша, покажи её ребяткам.

- У тебя есть кукла из соломы? А у тебя Лиза? А у кого девочки есть? Ни у кого нет?

-Давайте сделаем куклу, только из ниток, из соломы делала Груша, потому что у нас нет соломы.

- Ну, что будем делать куклу?  (Ответ детей).

- Садитесь за столы. Ребята, перед вами лежат не доделанные куклы из ниток. Их надо довести до ума. Я предлагаю вам перевязать нитками, сделать куклам ладошки и ноги. Если не успеем, то доделаем в группе. Вы любите этим заниматься,  принимайтесь за работу.

 Звучит произведение Роберта Шумана.

-Уважаемые гости, вот и закончилось наше занятие, посвящённое великому русскому писателю Л. Н. Толстому, у которого  в этом году  юбилей.

-Вот такие интересные талантливые, образованные люди жили в России, не только писатели, но и композиторы, поэты, художники. Я надеюсь, что из вас, ребята, тоже вырастут способные и умные люди, а пока будем читать книги, рисовать, петь песни, играть и конструировать кукол.

- А теперь ваши произведения искусства, которые вы изготовили, подарим гостям, а потом пойдём к себе в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «День Победы»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «В гости к весенним месяцам»

Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский районТема: «В гости к весенним месяцам»Программные задачи: -  Научить детей  различать признаки времен года, весенни...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказка учит, как делать добро»

Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский район Программное содержание:Обучающие задачи:1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.2. Учить уз...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"

Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: "Дон-батюшка"

Цель: Воспитание системы ценностный отношений к природе Доского края, создание условий для становления у детей эмоционально-целостного отношения к реке Дон....