Консультация для родителей тему развитие эмоций ребенка средствами художественной литературы.
консультация по художественной литературе (средняя группа)

Дружинина Мария Дмитриевна

Разработка идеи формы взаимодействия педагога с родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка идеи формы взаимодействия педагога с родителями.

Беседа с родителями на тему развитие эмоций ребенка средствами художественной литературы.

Средний дошкольный возраст

Задачи встречи:

1.Обозначить важность чтения с детьми, влияние чтения на всестороннее развитие (речевое, социально-коммуникативное  развитие, эмоциональная отзывчивость).

2.Обозначить актуальность совместной деятельности родителей с детьми по формированию эмоциональной отзывчивости.

3.Повысить компетентность родителей в приобщении детей к художественной литературе.

4.Способствовать активному участию родителей в реализации эмоционального опыта полученного в ходе знакомства с произведениями художественной литературы.

Структура беседы:

1. В семье ребенок должен получать первые эмоции, связанные с познанием нового, необычного, своими первыми открытиями. Все это невозможно без помощи  близких взрослых подбирать правильную литературу, создавать положительный эмоциональный настрой.

Восприятие художественного произведения - очень сложная развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвует воображение, восприятие, внимание, мышление, память, внимание, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Книги, сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Погружаясь в сказку, ребенок испытывает целую палитру чувств - радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление.

2. Для детей среднего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на эмоциональном состоянии детей. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении родителей.

3. Консультация родителей по чтению с детьми.

 Самый простой и естественный способ - чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как - бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Да и потом, какое несказанное удовольствие можно получить от того, что «тебе читают!», хотя, в общем, уже совершенно не обязаны этого делать.

Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться - значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.

В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.

Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны,- спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако необходимо соблюдать два основных правила.

Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорите только «мне кажется», «на его месте я бы...» и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.

Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по-возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать,- заканчивайте и слушайте его. Лучше если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.

Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Если ребенок не хочет ничего говорить,- не заставляйте его через некоторое время «дар слова» придет к нему, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны.

После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Наилучшим вариантом было бы, если бы вы тоже приняли в этом участие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.

Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.

Список рекомендуемой к прочтению литературы

А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке».

А.С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало».

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Братья Гримм «Заяц и ежик».

В. Драгунский «Тайное становится явным».

В. Осеева « Волшебная иголочка».

В.Осеева «Волшебное слово»

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Г.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

Д. Самойлов «У слоненка день рождения».

Д.Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Д.Хармс «Удивительная кошка».

Е. Благинина «Бабушкины руки».

Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой».

Е.Пермяк «Чужая калитка».

И. Суриков «Зима».

И.Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…»

К Чуковский «Муха – цокотуха».

К. Чуковский «Телефон».

К.Чуковский «Мойдодыр».

Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало».

М, Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный».

М. Горький «Воробьишко».

М. Зощенко «Показательный ребенок».

Н.Носов «Заплатка».

Н.Носов «Живая шляпа».

П.Бажов «Серебряное копытце».

Плещеев «Весна».

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Русская народная сказка «Снегурочка».

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Русская народная сказка «Царевна – лягушка».

С. Козлов « Зимняя сказка».

Э. Успенский «Разгром».

Ю.Владимиров «Чудаки».

Ю.Тувим  «Овощи».

Я. Аким «Первый снег».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие речи детей средствами художественной литературы

Развитие речи детей средствами художественной литературы...

Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...