Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rechevomu_razvitiyu.dov_podgot_gruppecx.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по речевому развитию в подготовительной группе

Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Актуальность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Цель. Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи.

1. Формировать интерес к художественной литературе

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драмматизациях.

4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой

Формы и методы работы.

Методы работы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Формы работы: НОД, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность и праздники, дидактические игры, разные формы бесед, подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок, экскурсии, взаимодействие с семьей.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Период выполнения проекта.

Долгосрочный: с сентября 2021 г. –август 2022 г

Вид проекта: познавательный, творческий.

Прогнозируемый результат:

1. Речь у детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Участвуют в театрализованных постановках сказок

3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

 4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

План реализации проекта 

1-й этап – подготовительный 

1. Вводная диагностика по речевому развитию.

2. Подобор и изучение методической литературы.

3. Составление плана по реализации проекта.

4. Оформление мини библиотеки в группе с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.

5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

6. Создание картотеки игр на развитие связной речи

2-й этап – деятельный

Беседы.

1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.

2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии

3. Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.

4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.

5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких –отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.

6. «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы

2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.

3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.

4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.

5 Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали...» - развивать память и речь детей.

6. Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала» - приобщать детей к мордовской культуре, развивать связную речь, учить пересказывать сказку по ролям.

7. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.

8. Рассказывание р. н. с. «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.

9. Творческие рассказы детей - активизировать фантазию и речь детей.

10. Произведения Н. Носова «Живая шляпа»– закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.

11. Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать диалогическую форму речи.

12. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.

13. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» - продолжать знакомить детей с произведениями советских писателей, учить пересказывать самостоятельно содержание сказок.

14. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» - формировать умение

пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.

Творческие работы.

1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

2. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.

3. Лепка ёжика по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела ёжика, передавать мелкие детали.

4. Лепка.(коллективная). Персонажи сказки «Как собака друга искала» -  формировать умение точно передавать пропорции частей тела животных, передавать мелкие детали.

Развлечения:

1. Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок» –развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.

2. Викторина «По дорогам сказок» – развивать память, внимательность, чувство товарищества. 3. «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух, память.

Работа с родителями:

1. Консультации

– «Первые книги ребёнка»;

– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;– «Рецепты составления домашней библиотеки»;

– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

3-й этап – заключительный.

1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».

2. Заключительный этап диагностики.

Ожидаемые результаты.

1. Сформировать у детей интерес к художественной литературе.

2. Учить различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).

3. Учить понимать суть конкретного поступка литературного героя.

4. Обучить детей в употреблении полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.

5. Расширить и активизировать словарный запас детей.

6. Развивать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений и драматизации произведений, участвовать  в инсценировках сказок.

7. Вызвать интерес детей к поэтическому слову.

8. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному произведению.

9. Сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

10. Научить детей помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придаст уверенность даже самым неуверенным в себе детям.

11. Сформировать навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.

Работа с родителями.

Цель педагога. Заинтересовать родителей  проблемой о недостаточном чтении детской художественной литературы дома. Задача педагога состоит в том, чтобы родители совместно с педагогом  постарались заполнить этот пробел и приняли активное участие в реализации данного проекта.  

Родители должны посещать регулярно детскую библиотеку, организовать дома вечерние чтения, использовать театрализованные представления по прочитанным произведениям. Тем самым привить своим детям интерес к книгам. Это даст родителям больше времени проводить со своими детьми.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Вся проведенная работа будет активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в течение месяца.

Пополню библиотеку в группе интересными книгами с яркими иллюстрациями.

 В театрализованный  уголок добавлю маски и костюмы героев сказок. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения методических рекомендаций современных авторов по моей теме.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по развитию связной речив старшей группе   «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Развитие связной речи средствами художественной литературы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связнойречью зависит успешность обучения детей в школе, умение общат...

ПРОЕКТ «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...