Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по речевому развитию в подготовительной группе
Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Актуальность.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Цель. Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи.
1. Формировать интерес к художественной литературе
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драмматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой
Формы и методы работы.
Методы работы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.
Формы работы: НОД, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность и праздники, дидактические игры, разные формы бесед, подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок, экскурсии, взаимодействие с семьей.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Период выполнения проекта.
Долгосрочный: с сентября 2021 г. –август 2022 г
Вид проекта: познавательный, творческий.
Прогнозируемый результат:
1. Речь у детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участвуют в театрализованных постановках сказок
3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
1. Вводная диагностика по речевому развитию.
2. Подобор и изучение методической литературы.
3. Составление плана по реализации проекта.
4. Оформление мини библиотеки в группе с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.
5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.
6. Создание картотеки игр на развитие связной речи
2-й этап – деятельный
Беседы.
1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.
2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии
3. Беседа по сказке «Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.
4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.
5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких –отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.
6. «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы
2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.
3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.
4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.
5 Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали...» - развивать память и речь детей.
6. Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала» - приобщать детей к мордовской культуре, развивать связную речь, учить пересказывать сказку по ролям.
7. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
8. Рассказывание р. н. с. «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.
9. Творческие рассказы детей - активизировать фантазию и речь детей.
10. Произведения Н. Носова «Живая шляпа»– закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.
11. Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать диалогическую форму речи.
12. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное декламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.
13. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» - продолжать знакомить детей с произведениями советских писателей, учить пересказывать самостоятельно содержание сказок.
14. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» - формировать умение
пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.
Творческие работы.
1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.
2. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.
3. Лепка ёжика по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела ёжика, передавать мелкие детали.
4. Лепка.(коллективная). Персонажи сказки «Как собака друга искала» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела животных, передавать мелкие детали.
Развлечения:
1. Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок» –развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
2. Викторина «По дорогам сказок» – развивать память, внимательность, чувство товарищества. 3. «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух, память.
Работа с родителями:
1. Консультации
– «Первые книги ребёнка»;
– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;– «Рецепты составления домашней библиотеки»;
– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.
3-й этап – заключительный.
1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».
2. Заключительный этап диагностики.
Ожидаемые результаты.
1. Сформировать у детей интерес к художественной литературе.
2. Учить различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).
3. Учить понимать суть конкретного поступка литературного героя.
4. Обучить детей в употреблении полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.
5. Расширить и активизировать словарный запас детей.
6. Развивать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений и драматизации произведений, участвовать в инсценировках сказок.
7. Вызвать интерес детей к поэтическому слову.
8. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному произведению.
9. Сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
10. Научить детей помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придаст уверенность даже самым неуверенным в себе детям.
11. Сформировать навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
Работа с родителями.
Цель педагога. Заинтересовать родителей проблемой о недостаточном чтении детской художественной литературы дома. Задача педагога состоит в том, чтобы родители совместно с педагогом постарались заполнить этот пробел и приняли активное участие в реализации данного проекта.
Родители должны посещать регулярно детскую библиотеку, организовать дома вечерние чтения, использовать театрализованные представления по прочитанным произведениям. Тем самым привить своим детям интерес к книгам. Это даст родителям больше времени проводить со своими детьми.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Вся проведенная работа будет активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в течение месяца.
Пополню библиотеку в группе интересными книгами с яркими иллюстрациями.
В театрализованный уголок добавлю маски и костюмы героев сказок. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения методических рекомендаций современных авторов по моей теме.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1215247-1581528053.jpg)
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1332336-1620404182.jpg)
Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по развитию связной речив старшей группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
Развитие связной речи средствами художественной литературы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связнойречью зависит успешность обучения детей в школе, умение общат...
Развитие связной речи средствами художественной литературы
проект речевое развитие...
ПРОЕКТ «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-990071-1514378203.png)
Развитие связной речи средствами художественной литературы
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....