Развитие связной речи средствами художественной литературы
материал (старшая группа)

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из

основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной

речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с

людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет

важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с

окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в

обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это

показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного

содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и

образно.

В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео,

компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его

сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой

в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение

художественной литературы. Художественная литература служит могучим,

действенным средством умственного, нравственного и эстетического

воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение

детской речи.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с

художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по речевому развитию в подготовительной группе

«Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Актуальность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из

основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной

речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с

людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет

важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с

окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в

обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это

показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного

содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и

образно.

В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео,

компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его

сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой

в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение

художественной литературы. Художественная литература служит могучим,

действенным средством умственного, нравственного и эстетического

воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение

детской речи.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с

художественной литературой.

Задачи.

1 Формировать интерес к художественной литературе.

2 Расширять и активизировать словарный запас детей.

3 Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей

при чтении стихотворений, в драмматизациях.

4 Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства

(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать

красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к

поэтическому слову.

5 Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию

произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и

поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6 Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и

чувствовать настроение произведения.

7 Развивать творческие способности у детей.

8 Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной

литературой.

Формы и методы работы.

Методы работы:

словесный метод;

наглядный метод;

практический метод.

Формы работы:

НОД;

– чтение художественной литературы;

– театрализованная деятельность и праздники;

– игры;

– разные формы бесед;

– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

– экскурсии;

– взаимодействие с семьей.

Участники:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

музыкальный руководитель.

Период выполнения проекта.

Долгосрочный: с октября 2021 г. – февраль 2022г.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Прогнозируемый результат:

1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2 .Участвуют в театрализованных постановках сказок

3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам

художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

План реализации проекта

1-й этап – подготовительный

1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.

2. Подобрать и изучить методическую литературу.

3. Составить план по реализации проекта.

4 .Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения,

пересказывания, заучивания.

5 Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

6 Создание картотеки игр на развитие связной речи

2-й этап – деятельный

Беседы:

1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать

любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая;

активизировать речь детей.

2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о

библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии

3 Беседа по сказке «Крошечка-Хаврошечка» – помочь детям вспомнить знакомую

сказку, которую им читали ранее.

4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском

поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке»,

беседа по сказке.

5 .«Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать,

каких героев сказок можно назвать положительными, а каких –

отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.

6 .«Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и

назвать сказки К. И. Чуковского.

7 .«Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из

личного опыта.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои

мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.

2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н.

сказок.

3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать

умение воспринимать образное содержание произведения, развивать

поэтический слух.

4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - формировать

умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и

антонимы к прилагательным и глаголам.

5 .Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» - развивать

память и речь детей.

6 .Пересказывание итальянской сказки «Как осёл петь перестал» -

формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать

небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

7. Чтение сказки А. Ремезова «Хлебный голос» - совершенствовать умения

детей воспроизводить последовательность слов в предложении

8. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» -

развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.

9 .Рассказывание р. н. с. «Снегурочка» - развивать способность к целостному

восприятию сказки.

10. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» - формировать умение

пересказывать литературный текст.

11. Произведения Н. Носова – закреплять умение пересказывать любимые

эпизоды из рассказов Н. Носова.

12. Русская народная сказка «Хаврошечка» – совершенствовать

диалогическую форму речи.

13. Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми

фольклорными формами.

14. Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» -

формировать умение связно пересказывать литературный текст.

15. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительное

декламирование отрывков произведений, используя интонационные

средства.

16. Пересказ сказки «У страха глаза велики» - формировать умение

пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.

17. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» - формировать умение

пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.

18. Рассказывание сказок, составленных вместе с родителями, для книги

«Новогодние приключения».

Творческие работы:

1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение

отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

2 .Конструирование с аппликацией «Книжка-малышка по сказкам» –

формировать умение работать всем вместе, прививать интерес к р. н. с.

,зарубежным и авторским.

3. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать

лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.

4. Лепка ёжика по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение точно

передавать пропорции частей тела ёжика, передавать мелкие детали.

Развлечение:

1. Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок» –

развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль,

вживаться в художественный образ.

2 .КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память,

внимательность, чувство товарищества.

3. «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух,

память.

Работа с родителями:

1 .Консультации:

– «Первые книги ребёнка»;

– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

– «Рецепты составления домашней библиотеки»;

– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

2. Составление книги сказок «Новогодние приключения» (вместе с детьми).

3-й этап – заключительный.

1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».

2. Заключительный этап диагностики.

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировался интерес к художественной литературе.

2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).

3. Расширился и активизировался словарный запас детей.

4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.

5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при

чтении стихотворений, в драматизации.

6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.

7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.

8. Дети с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок.

9 .Воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение

употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами,

сравнениями, метафорами.

10 .Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое

воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.

11. Сформировалась способность активно слушать произведение,

вслушиваться в художественную речь.

12. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские

отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым

детям.

У родителей:

Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и

постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря

участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми. Две семьи

стали регулярными посетителями детской библиотеки.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-

образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В

дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим

объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также

ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в

течение месяца. Пополню библиотеку в группе интересными книгами с

яркими иллюстрациями, в уголок ряжения добавлю маски и костюмы героев

сказок. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения

методических рекомендаций современных авторов по моей теме.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение

русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ;

Академия, 2008 400 с.

2 .Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ

УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004

220 с

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. :

Просвещение, 2002 64 с.

6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное

воспитание. – 1994 - № 6

7 .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по развитию связной речив старшей группе   «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

ПРОЕКТ «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Развитие связной речи средствами художественной литературы

Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....