Развитие связной речи средствами художественной литературы
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Воспитатели:
Е.Н.Шершнева
О.С.Ющенко
2021г.
Актуальность.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Цель.
Развитие связной речи детей
дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи.
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драмматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Формы и методы работы.
Методы работы:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод.
Формы работы:
– чтение художественной литературы;
– театрализованная деятельность;
– игры;
– разные формы бесед;
– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок
– взаимодействие с семьей.
Участники:Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Тип проекта:познавательный, творческий
Продолжительность :февраль-апрель.
Прогнозируемый результат:
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участвуют в театрализованных постановках сказок
3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами,Д/И.,.
4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.
2. Подобрать и изучить методическую литературу.
3. Составить план по реализации проекта.
4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.
5. Разработка И/У, консультаций и бесед для родителей.
6. Создание картотеки игр на развитие связной речи.
2 этап – практический
- консультации по теме проекта;
-работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами художественной литературы:
- разработать цикл занятий,бесед, мероприятий, ,Д/И. игр-имитаций по теме проекта;
- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок). Рисование иллюстрации к любимой сказке.
3-й этап – заключительный.
1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».
2. Заключительный этап диагностики.
План - реализации проекта:
1.02-14.02.
-Беседа «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.
- Пересказывание сказки «Лиса и козел» - формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
- Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.
-И/У «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух, память.
- Работа с родителями Консультация «Зачем читать детям сказки ».
- Д/И. «Подбери словечко», «Поймай звук», «Цепочка из слов», «Рыболов» «Кто больше слов скажет» – называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. «Кто заблудился?» – образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.«В гостях у лесника» – упражняться в подборе однокоренных слов.
15.02-28.02
-Беседа «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке
-И/У.«По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки,ребусы используя чувство рифмы
- Чтение и пересказ по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение пересказывать литературный текст.
-И/У.«Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.
- Работа с родителями Консультациия – «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;
-Д/И. «Слово заблудилось», «Знатоки», «Скажи наоборот» «Придумай рассказ» – учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.«Скажи точнее» – развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. «Кто больше увидит и назовет?» – выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
1.03-14.03
-«Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей.
-Прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.
- Аппликация «Золотая рыбка» – формировать умение вырезать формы и величины из бумаги
- Работа с родителями Памятка по приобщению дошкольников к чтению.
- Д/И. «Кто больше знает слов», «Назови одним словом», «Незнайкины ошибки» «Кому угощение» – употреблять в речи трудные формы существительных. «Слова» – согласовывать имена существительных с прилагательными.«Назови ласково» – образовывать слова при помощи суффиксов.
15.03-28.03
-Беседа. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику
- Чтение и пересказ р. н. с. «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.
-Работа с родителями «Речевые игры для детей»
-Д/И. «Игры в рифму или мы поэты» «Цепочка слов» – подбор слов-существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой-либо объект сходными качественными признаками.«Размытое письмо» – составлять концовки предложений.«Живые слова» – составлять предложения по структурной схеме.
29.03-11.04
-«Беседа о творчестве К. И. Чуковского«Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе»;
» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.
-Чтение и заучивание отрывка из произведения К. И. Чуковского
-И/У «Малые фольклорные формы» – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.
- Д/И. «Звуковые дорожки»
-Работа с родителями консультация «Дети и театр»
12.04-24.04
-Беседа «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.
-И/У Перессказ сказки по мнемотаблицы «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» «Гуси –лебеди»
-Работа с родитенлями Консультация «Игры на обучение раннему чтению.Игры со слогами» «Сборник стихов по координации речи с движением»
- Д/И. «Кто больше знает слов», «Назови одним словом», «Незнайкины ошибки»
25.04-30.04
викторина «Умные непоседы».
- Заключительный этап диагностики.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.
6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.
7. .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Приложение 2
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.
1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком,
задавайте вопросы, размышляйте вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1215247-1581528053.jpg)
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1332336-1620404182.jpg)
Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по развитию связной речив старшей группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
Развитие связной речи средствами художественной литературы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связнойречью зависит успешность обучения детей в школе, умение общат...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-288479-1547362416.png)
Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
ПРОЕКТ «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-990071-1514378203.png)
Развитие связной речи средствами художественной литературы
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....