Вопросы по произведениям А.П. Гайдара("Тимур и его команда"
материал по художественной литературе

Киселёва Елена Валерьевна

Вопросы по произведениям А.П. Гайдара("Тимур и его команда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timur_i_ego_komanda.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительная беседа о писателе.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель родился 22 января 1904 года в семье сельских учителей.

Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом "Комсомольской правды". Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.

Книга А. П Гайдара

Рассказ «РВС»   написан в 1925 году. Это рассказ о том, как два мальчика спасли и выходили тяжело раненого командира Красной армии.

Автобиографическая повесть «Школа» написана в 1930 году. Главный герой Борис Гориков. В повести рассказывается о судьбе этого мальчика в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Повесть «Военная тайна» написана в 1932 г. Гайдару ребята писали, на что он им отвечал: «… Я отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце повести погиб Алька. И не лучше ль, чтобы он остался жив. И второе: Почему повесть называется «Военная тайна». Конечно, неизмеримо лучше если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но жизнь другая…»

Рассказ «Голубая чашка» написана 1935 г. Рассказ одновременно  смешит и волнует.

Голубая фарфоровая чашка, разбитая мышами  не должна быть помехой в хорошей

жизни героев. Она служит предостережением. Ведь добрые, внимательные отношения близких людей в чем-то подобны прекрасному, тонкому фарфору

Повесть «Судьба барабанщика» написана в 1938 г. Поводом стал рост правонарушений

среди подростков. Чаще в хулиганских поступках были замешаны ребята, по той или иной оставшиеся без отцов, а то и без обоих родителей Гайдар был убежден: надо вернуть этим

ребятам веру в добро и справедливость, уважение к взрослым, пробудить в них чувство

личной ответственности

5. Погружение в историческое время.

Гайдар писал свои книги в 40-ые годы 20 века. Интересно, что любили читать, смотреть ребята в то время. Слово нашему пресс-центру.

Ученик 1: Ребята 40-х годов прошлого века по несколько раз просматривали фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтали вместе с Красной Армией сражаться против белогвардейцев.

Мальчишкам хотелось бороться со стихией в Арктике. Ребята зачитывались книгами Ж.Верна, Л. Стивенсона, мечтая отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта или на поиски капитана Гранта.

-Мы провели опрос  среди своих бабушек и дедушек, пап и мам. Какие книги читали они.

Ученик 2: По результатам опроса  выяснилось, что в числе любимых книг старшего поколения – книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда», потому что она интересная, учит добру, воспитывает смелость, стойкость, любовь к своей стране.

Повесть «Тимур и его команда»

  • Написана в 1940 году
  • Книга вышла в печать 1941 году.
  • В течение всего сентября печаталась в газете «Пионерская газета»
  • В 1940 г. Гайдар написал сценарий «Тимур и его команда»
  • В этом же году вышел на экран фильм «Тимур и его команда»

2. Повесть «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА» известного детского писателя Аркадия Гайдара - одна из самых любимых книг советских ребят. Написанная накануне Великой Отечественной войны, эта книга вызвала по всей стране среди ребят патриотическое движение, названное по имени главного героя Тимура "тимуровским". Повесть «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА» проникнута глубокой любовью к Родине, к Советской Армии.

Вопросы на восприятие прочитанного.

  • Понравилась ли вам повесть «Тимур и его команда»?
  • Как вы представляете обстановку, в которой происходят события повести?
  • Что можно рассказать о героях повести?
  • Кто такой Тимур? Чем занимается его команда? Составьте список добрых дел команды Тимура. Какие, с вашей точки зрения, наиболее значительны?
  • Шайку плохишей возглавляет Квакин. Как он и его помощник Фигура относятся к делам команды Тимура?

3. Викторина на знание текста

  • Назовите имена героинь повести. Как их зовут, сколько им лет?
  • Какой подарок на день рождение старшей дочери сделал полковник Александров?
  • Как звать дядю Тимура? Кем он работает и чем занимается в свободное время? Почему он называет себя командиром?
  • Какие две ребячьи команды сложились в дачном поселке? Чем они занимаются?

Шайка Квакина

Команда Тимура

  • Курят
  • Выламывают доски из нового забора
  • Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело»
  • Обтрясают яблони
  • Играют в карты «на тычки,, «на щелчка», и на «оживи покойника»
  • Позволяют себе «гнусные ругательства»
  • Взяли гонцов Тимура в заложники, угрожая расправой
  • помог Жене: отправил телеграмму отцу, спас ее от разгневанной команды друзей
  • помогли найти козу
  • таскают воду старухе-молочнице
  • складывают поленницу
  • заступаются за Нюрку
  • составляют ультиматум Квакину
  • играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец
  • Женя принесла цветы вдове
  • Делают качели для маленькой девочки
  • Угощают земляникой маленького брата Нюры
  • Какие звания носят вожаки ребячьих команд – Тимур и Квакин?
  • Как попала в дом Тимура Женя, что там с ней приключилось?
  • « Человек должен трудиться… Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает»,- кому принадлежат эти слова и кому они адресованы?
  • Как Женя попала в штаб Тимура? Что она там увидела?
  • Кто входит в команду Тимура? Как характеризует их Тимур?__________Симаков, _________Ладыгин, ___________Коля, ____________Гейка.
  • Что означает звезда, начерченная на заборе некоторых домов?
  • Как развлекается компания Квакин? Что значит «оживить покойника»?
  • Как называется документ, составленный Тимуром и его командой и адресованный шайке Квакина?
  • Какой ответ прислали ребята из компании Квакина?
  • Кого называют «гнуснопрославленным помощником» «атамана шайки по очистке чужих садов Михаила Квакина»?
  • Как Тимур и его команда расправились с шайкой Квакина? Что было написано на плакате, который висел над ларьком на базарной площади, куда были заперты квакинцы? (стр. 147)
  • Кто вызывает у вас большее возмущение Квакин или Фигура? Почему?(стр. 130, 153)
  • «Летчики глушат бомбами по головам сверху, а мы с земли через железо и бетон бьем прямо в сердце»,- что имел ввиду дядя Тимура, говоря эти слова?

Угадай, кто это:

  • У нее «такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер»
  • «Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой»
  • «Косматый, одетый в лохмотья хромоногий старик, который держал в руке кривую обнаженную саблю»
  • «На ней все горит. Вечно она в синяках, в царапинах. Она, конечно, подойдет, губки бантиком сложит, глаза голубые вытаращит. Ну конечно, все думают – цветок, а не девочка!»

4.Беседа о значении прочитанного.

  • О ком из героев хочется сказать отдельное слово? Чем запомнился?
  • Интересна ли книга современному читателю, конкретно вам?
  • Какие качества героев Гайдара значимы в наше время?

..Пусть современным детям уже неизвестны слова красноармеец и пионер, но идеалы, которым следуют эти мальчишки - добра, сочувствия, отзывчивости, взаимопомощи не зависят от времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вопросы по произведениям"

Вопросы для выявления уровня знаний детей по прочитанным произведениям....

Игра в команде по произведению С.М. Георгиевской "Галина мама".

Данная игра создана в рамках реализации технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и малых форм фольклора)....

Рекомендуемая "игра-вопрос" по прочитанному произведению

 Вопросы детям от одителей по прочитанному произведению...

Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"...

Вопросы по произведениям Н.Носова.

Вопросы по произведениям Н.Носова....

проект " Тимур и его команда"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениес. Тарбагатай детский  сад «Ласточка».      ...

Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...