Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"
материал по художественной литературе

Киселёва Елена Валерьевна

Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peppi.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

13 августа 2005 года жители Стокгольма, столицы Швеции наблюдали необычный парад. По улицам шли дети разного возраста, все они были в рыжих париках с косичками и с нарисованными веснушками. Так Швеция отметила 60-летний юбилей вечно юной героини Астрид Линдгрен Пеппилотты-Виктуалины-Рольгардины-Длинный-Чулок.

Невозможно представить себе, что на свете есть дети, которые никогда не читали книги о Пеппи Длинныйчулок.

А началась эта история так…

Зима, гололёд. По городу идёт никому неизвестная женщина, секретарь-машинистка по профессии…

Вдруг – бух! Поскользнулась, упала, очнулась – гипс! Ногу сломала. Она долго лежала в постели, а чтобы не скучать, взяла блокнот, карандаш и стала писать сказку.

Придумала-то она её раньше, когда у неё дочка болела и без конца просила:

– Мама, расскажи что-нибудь!

– Что тебе рассказать?

– Расскажи о Пеппи Длинныйчулок, – ответила она.

Это имя она придумала в ту самую минуту, и так как имя это было необычным, Астрид Линдгрен, а это была именно она, тоже придумала необычную малышку.

А когда приключилась та самая неприятность с ногой, она решила написать книжку – ко дню рождения дочки.

Потом книгу напечатали, и весь мир узнал и полюбил писательницу Астрид Линдгрен и удивительную девочку Пеппи Длинныйчулок.

Правда, в Швеции её называют Пи́ппи, именно так звучит имя на родном языке.

Мы прочитали книгу по-русски. Кто нам помог это сделать?

Наши переводчики решили, что по-русски благозвучнее говорить Пеппи. И уже несколько поколений детей нашей страны именно так называют рыжеволосую девочку.

2. Викторина по произведению.

До чего же уныло и скучно было в маленьком шведском городке: местные дамы подолгу пили кофе и вели пустые разговоры, школьная попечительница фрёкен Ро́зенблюм наводила на всех детей жуткий страх, дети подолгу печально стояли у витрины кондитерского магазина, а хулиган Лабан безнаказанно безобразничал на ярмарке. Но при этом все жители были очень довольны собой, больше всего дорожили тишиной и покоем, вечно твердили одни и те же слова и терпеть не могли детей.

  1. Этот городок настолько мал, что в нём всего 3 достопримечательности.Какие? Краеведческий музей, курган, вилла «Курица».
  2. В саду виллы, носящей столь гордое название, стоит дуб. В урожайный год с него можно снимать необычные плоды:..? / Лимонад, шоколадки, если хорошенько поливать, то на нём могут вырасти французские булки и телячьи отбивные.
  3. Здесь-то и поселилась Пеппи. Сколько ей лет? 9 лет.

Вопрос для обсуждения:

Пеппи – обыкновенная девочка? Подтвердите это примерами из текста:

  • самая сильная, самая весёлая, самая смешная, самая добрая и справедливая;
  • непоседа, неряха, лакомка, любит приврать.


  1. Её волосы цвета морковки, заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны. А на какой овощ похож её нос? На крошечную картофелину.
  2. И если её нос белеет, то это может означать только одно …? Пеппи очень сердится.
  3. Всё необычно в этой девочке. Она даже спит по-своему. Как? Положив ноги на подушку, а голову под одеяло.

«Чёрный чемоданчик»

-Что хранила в чемодане Пеппи? (золотые монеты)

- У нас не золотые монеты, а предметы, без которых Пеппи не могла обойтись: (Участники выбирают предмет, называют его и кратко рассказывают, где использовался этот предмет. Если затрудняются, то даются наводящие вопросы. (по 1 баллу)

  • Кофейник-Где Пеппи любила пить кофе из этого кофейника? (на дубе и на террасе)
  • Щётка- Для чего Пеппи этот предмет? (Натирала пол, надев щётки на ноги)
  • Красный мелок- В каких случаях Пеппи использовала мелок? (Красила губы и ногти, когда её приглашали в гости)
  • Соломенная шляпа- Куда надевала Пеппи шляпку? (В школу)
  • Верёвка Когда пригодилась? (При спасении двух малышей при пожаре)
  • Лестница- В какую игру играла Пеппи со стражами порядка и зачем ей лестница? (Пеппи забралась на крышу, полицейские за ней, но озорница убрала лестницу и те остались на крыше)
  • Катушка- Как она появилась у Пеппи?( Она нашла её на улице, когда играла диллектора)
  • Жемчужина-Где таких жемчужин много? (на острове Веселия)

  1. Она врёт или придумывает свои истории (Придумывает)
  2. Название виллы, где жила Пеппи? (Курица)
  3. В какую игру играла с полицейскими ? (салочки)
  4. Дядюшка-это обезьяна? (лошадь)
  5. Какое дерево было тайником у ребят? (дуб)
  6.  Что такое СЫРК (Цирк)
  1. Кто такой Господин Нильсон? (Обезьяна_
  2. Кого спасла Пеппи в пожаре? (2 малышей)
  3. Как обращалась Пеппи к учительнице? (ты)
  4. Что раздавала Пеппи детям в школе? (конфеты)
  5. «Курица» в повести это вилла или птица? (вилла)
  6. Кто из домашних животных жил у девочки? (Лошадь)
  7. Какого цвета гольфы она носила? (чёрный и синий)
  8. Для чего Пеппи нужна ржавая консервная банка? (Можно хранить пряники)
  9. В какой стране жил отец Пеппи? (Веселия)
  10.  Диллектор-это кто? (директор)

Кукарямба??????? Это кто?

Вопрос для обсуждения:

Мама Пеппи – ангел на небе, папа – негритянский король на далёком острове. Томми и Анника считают, что Пеппи одинока? Пеппи с этим не согласна. А вы? / Ответы детей.

  1. Помните, у Карлсона в доме висела картина «Очень одинокий петух»? В доме Пеппи тоже есть картина. Кто на ней изображён? / На картине, нарисованной прямо на обоях, изображена толстая дама в чёрной шляпе и красном платье. В одной руке дама держит жёлтый цветок, а в другой – дохлую крысу.
  2. У Пеппи была мечта: когда вырастет, станет …? / Морской разбойницей.
  1. Прежде, чем поселиться на вилле «Курица», Пеппи побывала в самых разных странах. Именно в этой стране Пеппи научилась спать, положив ноги на подушку. (Гватемала)
  2. В этой стране все ходят задом наперёд. (Египет)
  3. Здесь же не найдётся человека, который сказал бы хоть одно правдивое слово. (Бельгийское Конго)
  4. Маленькие жители этой страны в школе только и делают, что едят конфеты. (Аргентина)
  5. А в этой стране никто не выйдет на улицу, не намазав густо голову яйцом. (Бразилия)
  6. Здесь, по утверждению Пеппи, все дети сидят в лужах. (Америка)
  7. В этой стране все ходят на руках. (Индия)

Вопрос для обсуждения:

Почему взрослые городка решили, что девочку надо отправить в детский дом? Вы согласны с их мнением? / «У всех детей должен быть кто-то, кто их воспитывает. Все дети должны ходить в школу и учить таблицу умножения».

  1. Кстати, школа в этом городке, по словам Пеппи, удивительная. Ребёнок плачет, если его не пустили в школу или учительница забыла задать им задачки. А сама учительница – чемпионка. В каком же виде спорта? / По тройному плевку с прыжком.
  2. Пеппи провела в этой школе всего один день и успела познакомиться с таблицей помножения? Со знанием дела она рассказывала жителям Веселии, что 7×7=102. Почему? «Здесь (в Веселии) всё по-другому, и климат совсем другой, и земля такая плодородная, что 7×7 обязательно должно быть больше, чем у нас».
  3. «На нём была набедренная повязка из мочала, на голове золотая корона, на шее несколько рядов крупного жемчуга, в одной руке он держал копьё, а в другой – щит. Больше на нём ничего не было, а его толстые волосатые ноги были украшены у лодыжек золотыми браслетами». Кто это? Папа Эфроим, негритянский король.
  4. Как он стал королём острова Веселия? Папу Эфроима смыло с его шхуны волной, но он не утонул. Его выбросило на берег. Местные жители собирались взять его в плен, но, когда он голыми руками вырвал из земли пальму, они передумали и даже выбрали его королём.
  5. Папа Эфроим очень сильный и смелый. Но есть то, чего он очень боится. Это…? Щекотка.

3. Работа с учебником.

Чтение отрывка «Как Пеппи ищет кукарямбу» хорошо подготовленными учащимися по ролям.

  1. Сюрпризы от Пеппи”.

- Я получила письма от тех, кто имеет отношение к повести “Пеппи Длинныйчулок”. Всего три письма. А в каждом письме вопрос. Сейчас вы поработаете в группах над этими вопросами.

Конверт первый. Вопрос от друга Пеппи мальчика Томми. “Наша подруга Пеппи – необыкновенная девчонка. Она очень добрая, она большая фантазерка, выдумщица, с ней всегда интересно. Но есть у Пеппи еще такое качество, которому позавидовал бы любой мальчишка. Что же это за качество и когда она его применяет?” (Большая физическая сила, применяет тогда, когда необходимо защитить слабых, восстановить справедливость).

Конверт второй. Письмо от девочки Анники: “Как известно, Пеппи – очень добрая девочка. Она очень любит дарить детям подарки. Вот и нам с Томми она подарила немало изящных и ценных вещиц. Но однажды и мы с Томми сделали Пеппи подарок: в день ее рождения. “Пеппи схватила пакет и лихорадочно развернула его. Там оказался большой музыкальный ящик. От счастья и радости Пеппи обняла Томми, потом Аннику, потом музыкальный ящик, потом зеленую оберточную бумагу. Затем она принялась крутить ручку – с позвякиванием и присвистыванием полилась мелодия…” Какая же мелодия звучала из музыкального ящика? Эта же мелодия звучит в одной из известных вам сказок Андерсена. Назовите ее. ( “Ах, мой милый Августин, Августин…” Сказка Андерсена “Свинопас”).

Конверт третий. Вопрос от самой Пеппи Длинныйчулок. Каждый ребенок думает о том, кем он будет, когда вырастет. Задумывалась об этом не раз и я. Вначале у меня было два желания – стать Благородной Дамой или морской разбойницей, но я выбрала морскую разбойницу. Но вскоре я поняла, что лучше всего остаться в детстве навсегда и никогда не становиться старой. Мы с Томми и Анникой проглотили специальные пилюли и пропели заклинание: “Я пилюлю проглочу, старой стать я не хочу”.

Как вы думаете, почему я решила навсегда остаться в стране детства, почему не захотела стать взрослой? (“Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Они заняты скучной работой или модными журналами, портят себе настроение разными глупостями, а главное – они не умеют играть.”)

За правильные ответы ребята награждаются призами-сувенирами “от Пеппи”.

Вопрос для обсуждения:

Пеппи стала негритянской принцессой. Но она ни капельки не зазналась. Она осталась такой же доброй, отзывчивой, справедливой девочкой. Вспомните разговор учительницы и Пеппи во время экскурсии: для чего живут люди? Вы согласны с их суждениями? / «Для этого мы и родились на свет, - продолжала учительница. – Мы живём для того, чтобы делать людям добро».

По-моему, это главное (основная мысль), о чём хотела сказать нам своей весёлой повестью Астрид Линдгрен.

Библиотечный компонент

Работа с текстом

  • Основная мысль

Основная мысль – что главное хотел сказать автор, в чём хотел убедить.

I I I . Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с произведением шведской писательницы Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром – в ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же, какой была во времена своего детства – открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир детства – источник всего творчества Линдгрен. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: “Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Линдгрен помнила. Помнит и ее любимая героиня – Пеппи, помнят и Эмиль, и Расмус, и Карлсон, и многие, многие другие герои. И очень бы хотелось, чтобы и вы помнили и любили свое детство, своих друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пеппи длинный чулок"

Сценарий выпускного утренника в подготовительной к школе группе "Пеппи длинный чулок"...

Эссе. «Герой современного детского кино. Пеппи длинный чулок»

      Кино о детях обычно имеет конкретный адресат – ребёнка, но, вместе  с тем, оно ориентировано и на взрослого зрителя.       Поэтому мне ка...

Сценарий утренника 8-марта «Пеппи длинный чулок» (подготовительная группа)

8-Марта день торжественный,День радости и красоты.На всей земле он дарит женщинам,Свои улыбки и цветы!...

«Путешествие Пеппи длинный чулок в страну Здоровья»

Спортивное развлечение «Путешествие Пеппи длинный чулок в страну Здоровья»В.: Ребята, все мы знаем, что такое здоровье и как его нужно беречь. Поэтому я вам предлагаю отправиться в страну ...

Пеппи-длинный чулок - утренник 8 марта, старшие группы

Сценарий к празднику 8 мартаСтаршая группа«Пеппи в гостях у ребят» Девочки за шторкой. Мальчики выходят и под музыку говорят.1- Скоро праздник! Всё готово?...

Летний спортивный праздник «Весёлые старты с Пеппи длинный чулок»

Летний спортивный праздник«Весёлые старты с Пеппи длинный чулок»...

Сценарий "День Знаний с Пеппи Длинный Чулок" для детей подготовительной группы ДОУ

quot;День знаний" – праздник, который устраивается для детей, и участвуют в этом все педагоги дошкольного учреждения. Вся деятельность детей на этом празднике носит импровизационный характ...