сказка К. Д. Ушинского «Умей обождать»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Цель: формирование навыков речевого общения с окружающими и развитие устной речи, закрепление знаний безопасного поведения.

Задачи:

Обучающие:

-формировать у детей навык  составления небольшого рассказа из 5-6  предложений на заданную тему.

-учить поддерживать живую непринужденную беседу; продолжать использовать в речи простые предложения авторского текста; отрабатывать интонационную выразительность речи.

-расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей.

-совершенствовать монологическую  и диалогическую форму речи: умение выслушать собеседника, не перебивая. Отвечать на поставленный вопрос содержательно, полным предложением.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, желание прийти на помощь герою сказки в процессе познавательно-игровой деятельности;

-воспитать в детях умение слушать друг друга;

-совершенствовать умение регулировать свое поведение в соответствии с правилами.

 Развивающие:

-развивать умение заботиться о своем здоровье;

-развивать память, внимание, связную  речь, сообразительность.

Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие" "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие"

Методы и приемы: Словесный метод: рассказывание сказки, загадка, словесная игра со звукоподражанием, беседа. Наглядный метод: рассматривание иллюстрации к сказке на слайдах. Игровой метод: путешествие в сказку, игра с мячом, физкультминутка.      

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, слайд-шоу "Путешествие в сказку" , колокольчик, книга сказок, микрофон, мяч, указка.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций к сказке.

Словарная работа: петушок, курочка, отвар из мяты, ручей, лихорадка (морозит), клевать, зеленехонькую смородину (не спелую), обожди (подожди), поспеет, не послушался и наклевался (поел), напоила, добрался (дошел), приложила горчичник, выздоровел, разогрелся (вспотел), простынешь, напился, прописал (дал лекарство), утонешь, проломился, бултых (утонул).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_._umey_obozhdat.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

МАОУ «Школа №3 г.Белогорск»

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности

  по речевому развитию

сказка К. Д. Ушинского «Умей обождать»

подготовительная к школе группа

Подготовила

воспитатель:

Скрипченко Е.Н.

2019 г.

Цель: формирование навыков речевого общения с окружающими и развитие устной речи, закрепление знаний безопасного поведения.

Задачи:

Обучающие:

-формировать у детей навык  составления небольшого рассказа из 5-6  предложений на заданную тему.

-учить поддерживать живую непринужденную беседу; продолжать использовать в речи простые предложения авторского текста; отрабатывать интонационную выразительность речи.

-расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей.

-совершенствовать монологическую  и диалогическую форму речи: умение выслушать собеседника, не перебивая. Отвечать на поставленный вопрос содержательно, полным предложением.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, желание прийти на помощь герою сказки в процессе познавательно-игровой деятельности;

-воспитать в детях умение слушать друг друга;

-совершенствовать умение регулировать свое поведение в соответствии с правилами.

 Развивающие:  

-развивать умение заботиться о своем здоровье;

-развивать память, внимание, связную  речь, сообразительность.

Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие" "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие"

Методы и приемы: Словесный метод: рассказывание сказки, загадка, словесная игра со звукоподражанием, беседа. Наглядный метод: рассматривание иллюстрации к сказке на слайдах. Игровой метод: путешествие в сказку, игра с мячом, физкультминутка.      

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, слайд-шоу "Путешествие в сказку" , колокольчик, книга сказок, микрофон, мяч, указка.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций к сказке.

Словарная работа: петушок, курочка, отвар из мяты, ручей, лихорадка (морозит), клевать, зеленехонькую смородину (не спелую), обожди (подожди), поспеет, не послушался и наклевался (поел), напоила, добрался (дошел), приложила горчичник, выздоровел, разогрелся (вспотел), простынешь, напился, прописал (дал лекарство), утонешь, проломился, бултых (утонул).

Сказка является авторской.

"Умей обождать"

Ушинский Константин Дмитриевич

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

- Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Ход ООД:

№ п/п

Наименование этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1

Введение в ситуацию

(включает слайд №1)

Доброе утро, ребята. У нас в группе сегодня гости. Давайте поздороваемся!

(использует колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты детей  в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здороваются с гостями.

Становятся в круг, улыбаются друг другу .

2

Актуализация

Ребята, посмотрите у меня в руках замечательная книга сказок. Сколько здесь сказок! Вы любите читать сказки?  Предлагаю сегодня отправиться в путешествие по страницам сказки К.Ушинского "Умей обождать". Все готовы?

Книгу сказок открываю, в путешествие вас отправляю.

 (обращает внимание детей на экран слайд №2)

Посмотрите ребята, где это мы с вами оказались.  Послушайте и угадайте!

Дом наш тут, двор наш  тут,

Сена здесь не жуют, только зернышки клюют.

Здесь живут и ты и он,

Не живет лишь только слон.

Соглашаются путешествовать .

Отгадывают загадку: птичий двор

3

Затруднение в ситуации

Какой чудесный птичий двор, дома, как у хороших заботливых хозяев, здесь живут самые разные домашние птицы. Посмотрите, кого вы видите на этом птичьем дворе?

Посреди двора?

Справа?

А каких домашних птиц не видно?

Ай, да зоркие глаза у вас, все заметили. Может они где-то спрятались? А ну-ка посмотрим!

Ребята, мне кажется, неспроста курочка спряталась, забилась под кустик. Обратите внимание, какая она грустная, у нее видно случилось что-то, а вот петушка мы так и не нашли, пропал петушок. Я знаю, как это произошло, а вы хотите узнать?

Рассматривают иллюстрацию птичьего двора.

Отвечают: гуси-га-га-га,

 утки: кря-кря-кря

Ищут  и находят на иллюстрации курочку под кустиком.

4

Открытие детьми нового знания

Усаживайтесь поудобнее на стульчики и слушайте. Дело в том, что осталась курочка одна без своего братца Пети. Непослушный он был, все торопился.

 (обращает внимание детей на экран слайд №3)

И вот об этом рассказывается в сказке «Умей обождать», автор К. Ушинский.  При прослушивании будьте очень внимательны.

(рассказывает сказку)

Жили-были себе брат и сестра, петушок и курочка.

(включает слайд 4)

 Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет.» Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! - кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.                      

Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:«Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.»

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

(включает слайд 5)

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.

Рассаживаются на стульчики.

Смотрят на экран.

Слушают внимательно, рассматривают иллюстрации к сказке на экране.

5

Включение детьми нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка

Понравилась ли вам сказка?

Слушал ли петушок свою сестру?

Что Петя-петушок делал не так?

 Как ему нужно было поступить?

Вы наверное устали, давайте сделаем зарядку. (включает слайд 6)

Ах ты, Петя – петушок,          

На макушке гребешок,            

А под клювом-то бородка,      

Очень гордая походка.            

Рано-рано поутру                    

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

А сейчас я предлагаю рассказать Петушку как нужно себя вести, вы то у меня ребята умненькие и знаете, что нужно слушать взрослых, и как важно соблюдать правила безопасного поведения.

Давайте мы вспомним,  что можно делать, а что нельзя!

Становитесь в круг, ребята.

(встает в центр круга детей, бросает детям мяч по очереди)

Разговаривать во время еды; не  закрывать рот платком при кашле; читать лежа; смотреть долго телевизор;  трогать бездомную кошку; включать газовую плиту; есть незрелые плоды и ягоды;  не соблюдать правила безопасного поведения; переходить дорогу на зеленый свет; пить холодную воду; класть каждую вещь на свое место; отвлекаться во время занятия.

А как же тонкий лед зимой? Можно по нему ходить? (обращает внимание детей на иллюстрацию на слайде)

Какие вы молодцы! Все-то вы знаете.

В нашей книге закончились страницы, нам пора возвращаться в детский сад.

Книгу закрываю,  деток в садик возвращаю.     

Отвечают на вопросы .

-Понравилась сказка. Петушок не слушался.

Петушок сначала ел незрелую смородину, а нужно было подождать, пока она созреет. Потом он, разгоряченный, пил холодную воду, а этого не нужно было делать. Затем петушок пошел кататься на коньках по незамёрзшему льду, а нужно было подождать, пока вода совсем замерзнет.

Соглашаются

Вытянуться и кивать головой.

Сложить ладони, приложить к макушке.

Сложить ладони, приложить к подбородку.

Ходьба с высоким подниманием бедра. «Похлопать крыльями».

Дети встают в круг, ловят мяч,  отвечают "Можно-нельзя".

Дети рассказывают о том, что нельзя ходить по тонкому льду, иначе может произойти такая же ситуация как и с петушком из сказки.

6

Осмысление (итог)

Ребята, вам понравилось  путешествие по страницам сказки?

Как называлась сказка?

Назовите  героев сказки.

 Какое поведение было у Петушка?

 Вы будете поступать также , как поступал Петушок?

(обращает внимание детей на микрофон)

Пока мы с вами путешествовали, у меня на столе появился волшебный микрофон. Давайте вспомним и скажем в волшебный микрофон, что нельзя делать и как нельзя себя вести. Петушок запомнит, и будет слушать курочку, с ним не приключится беды.

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня слушали сказку, отвечали на вопросы, рассматривали иллюстрации. Составляли предложения. Рассказали Петушку о правилах безопасного поведения.  Мише и  Оле¸ нужно учиться слушать взрослого. А Кате, быть более  внимательной.

(нацеливание на дальнейшую деятельность по речевому развитию детей)

В книге, еще очень много интересных поучительных сказок, которые мы с вами обязательно еще прочтем .

А сейчас, мы скажем нашим гостям, до свидания, до новых встреч.

Отвечают на вопросы:

-сказка К.Ушинского "Умей обождать";

 -Петушок и курочка;

 -Петушок не слушал курочку, она ему давала правильные советы. Он не хотел ждать, и попадал в плохие ситуации.

-Мы будем слушать взрослых, и выполнять правила безопасности.

Рассказывают в микрофон впечатления о деятельности, дают советы  сверстникам.

Слушают взрослого, радуются создавшейся ситуации эмоционально-благополучного настроения деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Коммуникация. Развитие связной речи." Тема занятия: " Пересказ сказки К.Д. Ушинского " Умей обождать."

Вступительное слово о К.Д. Ушинского. Чтение сказки в которой воспитываеться любовьи уважение к близким. ...

Пересказ сказки К.Д. Ушинского " Умей обождать"

Учит ребенка взаимопониманию, уступчивости и добру....

Пересказ сказки К. Д. Ушинского "Умей обождать"

Целевые ориентиры: познакомить детей с произведением К. Д. Ушинского «Умей обождать», учить пересказывать текст с помощью воспитателя....

Сценарий театрализованной деятельности по мотивам сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» для детей дошкольного возраста 4-5 лет

Сценарий театрализованной деятельностипо мотивам сказки К.Д. Ушинского«Умей обождать»для детей дошкольного возраста 4-5 летОО «Социально-коммуникативное развитие» Безопасность ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Познакомить детей с содержанием сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», продолжить развитие речи детей, образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы ...

Сценарий кукольного спектакля по мотивам сказки К.Д. Ушинского "Умей обождать"

Сценарий кукольного спектакля для детей дошкольного возраста. Главная мысль сказки "Умей обождать" в том, что нельзя спешить - всему своё время. При этом важно слушать мудрые советы, и не стоит рисков...