Пересказ сказки К. Д. Ушинского "Умей обождать"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Уварова Елена Анатольевна

 

Целевые ориентиры: познакомить детей с произведением К. Д. Ушинского «Умей обождать», учить пересказывать текст с помощью воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи: «Пересказ сказки К. Д. Ушинского

«Умей обождать»

Целевые ориентиры: познакомить детей с рассказом К. Д. Ушинского «Умей обождать», учить пересказывать текст с помощью воспитателя.

Воспитатель показывает детям портрет К. Д. Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский написал много поучительных рассказов. В жизни происходят веселые и грустные события. Помните, чем закончилось упрямство двух козликов? Многое зависит от поступков человека. Как избежать неприятностей? Об этом мы поговорим, когда ознакомимся с рассказом К.Д. Ушинского «Умей обождать». Но для начала поиграем, Воспитатель предлагает детям изобразить цветок под его описание.

Теплый луч согрел маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, поворачивает свою голову вслед за солнцем. Подул резкий ветер, пригнул цветок к земле, пообтрепал листики. Затем утих. Распрямился цветок, расправил каждый свой лепесток, улыбнулся солнышку.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; затем голова поднимается, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны — «цветок расцвел»; голова медленно поворачивается, как головка цветка вслед за солнцем.

«Подул ветер» — туловище наклоняется в разные стороны, пригибается к полу, руки повисли, голова опустилась.

«Ветер успокоился». Корпус выпрямляется, руки поднимаются в стороны.

Мимика:

  1.  мимика удовольствия: глаза полузакрыты, на лице улыбка, мышцы расслаблены;
  2.  мимика страдания, печали;
  3.  мимика радости.

Воспитатель читает детям рассказ, дети внимательно слушают.

«Умей обождать»

Жили-были брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник, и всё прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь».

Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду: лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели

Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания. Вопросы:

Как называется сказка?

Кто автор?

Как кричал Петушок, когда наелся зеленых ягод?

Почему нельзя есть неспелые ягоды?

Что еще натворил Петушок?

Как курочка лечила братца?

Почему опасно пить студеную (холодную) воду?

Что говорила сестричка Петушку, когда тот решил покататься на коньках?

Что произошло?

Подходит ли к сказке фраза «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

Дети поясняют свои ответы на последний вопрос

Предложить детям описать характер героев, обосновывая свои утверждения. Например:

Курочка умная, потому что знает — зеленые ягоды смородины есть нельзя.

Курочка заботливая — ухаживает за братцем.

Петушок непослушный — не слушает добрых советов сестры.

Петушок упрямый — ему говорят, что не надо делать, а он все равно делает.

 Изображение настроения.

Дети изображают мимикой: больного петушка, сердитую курицу, озорного петушка, печальную курицу.

 Повторное чтение текста.

Прочитать рассказ еще раз.

Дети пересказывают сказку по отрывкам

 Физкультминутка.

Предложить детям показать, как: петушок клюет зерна, пьет воду, курочка жалеет братца, ругает его.

Воспитатель предлагает детям подумать

  1. «В каких сказках встречается герой?»

Предложить детям вспомнить, в каких сказках встречается Петушок, а в каких — Курочка. Как они там себя ведут?

Например:

«Кот, Петушок и Лиса» — Петушок в этой сказке неосторожный и непослушный.

«Зайкина избушка» — смелый и находчивый Петушок встречает Зайца.

«Курочка Ряба» — заботливая Курочка.

  1. «Всегда ли вы послушны?»

Дети отвечают на вопросы:

Бывает ли такое, что вы не слушаете добрых советов?

Назовите примеры непослушания.

Что из этого получилось?

Какой вывод вы сделали?

  1. «Переделываем сказку».

Сначала дети отвечают на вопросы:

Вам понравилось, как закончилась сказка?

Кого вы жалеете?

(Желательно, чтобы в ответах детей прозвучало сочувствие и курочке, и петушку.)

Затем предложить детям переделать сказку так, чтобы у нее был хороший конец:

а) Изменить поведение Петушка.

Например: Петушок стал послушным и не пошел на тонкий лед. А когда лед окреп, то вместе с Курочкой с удовольствием покатались на коньках.

б) Ввести нового героя, который бы спас упрямца. Например: Соседский Пес пробегал мимо и спас Петушка, наш непослушный герой, наконец, понял, что нужно слушать добрых советов, иначе можно лишиться жизни.

в) Изменить саму ситуацию, которая привела к гибели героя.

Например: Петушок пошел кататься на коньках, но возле берега лед стал трескаться и наш герой вернулся домой. Поблагодарил свою сестричку, что та его предупредила, и попросил прощение за свое непослушание.

Работа с иллюстрацией.

Дети определяют, какой эпизод сказки изображен на картинке, отвечают на вопрос: Можно ли курочку назвать заботливой хозяйкой? и обосновывают свои ответы.

Творческая деятельность.

Предложить детям сделать аппликацию «Петушок», «Курочка», «Цветочек» в технике «обрывная аппликация».

После того, как аппликация будет готова, попросить детей придумать и высказать пожелания героям сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Коммуникация. Развитие связной речи." Тема занятия: " Пересказ сказки К.Д. Ушинского " Умей обождать."

Вступительное слово о К.Д. Ушинского. Чтение сказки в которой воспитываеться любовьи уважение к близким. ...

Пересказ сказки К.Д. Ушинского " Умей обождать"

Учит ребенка взаимопониманию, уступчивости и добру....

Конспект интегрированного занятия по безопасности «Помогите петушку» по мотивам сказки К.Ушинского «Умей обождать»

В статье представлены конспекты интегрированных занятий (цикл из 3 занятий) по безопасности «Помогите петушку» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (4 год обучения) по мотивам сказки К.Ушинско...

Конспект ОХЛ в старшей группе по сказке К. Ушинского «Умей обождать»

Конспект ОХЛ в старшей группе по сказке К. Ушинского «Умей обождать» Программные задачи: Совершенствовать монологическую речь; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать н...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»

Конспект занятия по Развитию речи в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»...

Технологическая карта совместной образовательной коммуникативной деятельности с детьми с ЗПР подготовительной группы по обучению связной речи Пересказ рассказа К. Ушинского «Умей обождать»

Данное мероприятие разработанно для детей  с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Целью образовательной деятельности было создать условия для формирования способности у ...