Технологическая карта совместной образовательной коммуникативной деятельности с детьми с ЗПР подготовительной группы по обучению связной речи Пересказ рассказа К. Ушинского «Умей обождать»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ларионова Валентина Александровна

Данное мероприятие разработанно для детей  с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Целью образовательной деятельности было создать условия для формирования способности у детей самостоятельно и последовательно передовать литературный текст. Специфика работы с детьми с ЗПР на занятии отражалась в использовании технологии разноуровневого обучения, создании условий для включения каждого воспитанника в деятельность, с учётом индивидуальных особенностей, опираясь на зону ближайшего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_svyaznoy_rechi.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта совместной образовательной коммуникативной деятельности

с детьми с ЗПР подготовительной группы по обучению связной речи

Пересказ рассказа К. Ушинского «Умей обождать»

Составила: Ларионова В.А.

учитель-дефектолог МБДОУ «ДСКВ №110»

Цель: создать условия для формирования способности у детей самостоятельно и последовательно передавать литературный          текст.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать грамматический строй речи, через образование притяжательных прилагательных и глагольных форм.
  • Совершенствовать умения детей в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.

Развивающие: 

  • Обогащать и активизировать словарь по теме: «Домашние птицы».
  • Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, речь, через определение и пересказывание последовательности событий сказки.

Воспитательные: 

  • Формировать навыки сотрудничества. Учить подчинятся правилам в групповых играх.
  • Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы своих товарищей.
  • Выражать своё эмоциональное состояние от сказки через рисунок.

Коррекционные:        

             Развивать общую моторику детей посредством координация речи и движения.                 

Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка. Презентация сказки «Умей обождать», разрезные картинки по теме «Домашние животные». Игрушечный микрофон. Сюжетные картинки, опорные модели. Альбомные листы на каждого ребёнка,  краски, кисти. 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций,  разгадывание загадок по темам: «Домашние птицы»; проведение дидактических игр на тему: «Домашние птицы».

Образовательные технологии: технология разноуровневого обучения.

Структура

Содержание образовательной деятельность

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть:  

Организация детей на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность)

«Считалочка – выручалочка»

Педагог мотивирует детей на включение в деятельность.

1,2,3,4,5-

Будем вместе мы играть

Выбирай скорей дружочка

Собирай всё по кусочкам

1,2,3,4,5 – разбегайтесь собирать

Дети внимательно слушают и выполняют инструкцию педагога.

Возникает интерес к предстоящей деятельности, активизируется общение между педагогом и детьми

Игра на развитие внимания и воображения "Собери картинку".

Предлагает объединиться в пары и  из частей картинок, которые лежат на столе. Собрав картинку в  целое, рассказать, что получилось по плану - схеме:

- Кто изображён на картинке?

- Как называют такую семью?

- Посчитай сколько гусят (цыплят, утят, индюшат) на картинке?

- Посмотри внимательно и скажи кого не стало на картинке? (педагог закрывает одного из героев  на картине)

Дети собирают картинки, на которых изображены птичьи семьи. Сравнивают их с целыми картинками-образцами, далее проверяют правильность выполненной работы.

Каждая пара детей представляет свою картинку остальным детям, рассказывая им, что изображено на ней.

Ответы детей.

Повышается уровень речевого развития детей через приём «вопрос-ответ»

Рассматривание общей картины «На птичьем дворе»

Игра «Умный микрофон»

Используя игрушечный микрофон, педагог организует игру и задаёт вопросы детям.

- Назовите семьи, которые живут в этом дворе.

- Посчитайте сколько взрослых птиц?

- А сколько нарисовано птенцов?

- Где живут все эти птицы?

- Они сами по себе живут или за ними кто-то ухаживает?

- Если за ними ухаживает человек, то, как их называют?

Выслушивает ответы детей.

Дети располагаются около воспитателя полукругом.

Рассуждают и отвечают на вопросы.

Формируются умения участвовать в диалоге с взрослым.

Активизируется фразовая речь по теме.

Динамическая пауза

«Домашние птицы»

Педагог предлагает превратиться в домашних птиц и поиграть (аудиозапись)

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!»

Активно участвуют в динамической паузе и производят движения, согласно тексту.

(Идут по круг вперевлочку, подражая походке уток.

Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки – «крылья» назад.

Останавливаются лицом в круг, бьют руками по бокам.

Встают спиной в круг, вытягивают шеи вверх, поднимаются на цыпочки).

Идет снятие мышечного напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Осуществляется координация речи и движения; развитие общей моторики.

Основная часть:

Создание условий для достижения результата каждого ребёнка, осуществление дифференцированного подхода. Актуализация имеющихся у детей знаний.

  1. Чтение сказки и показ презентации.

Педагог сообщает детям, что знает сказку о непослушном петушке. Предлагает сесть и послушать её

с просмотром презентации, согласно тексту.

Рассаживаются на стульчики.

Дети внимательно слушают сказку и просматривают её.

Привлечение направленного внимания, идёт внутренняя мотивация на деятельность и ребёнок проявляет способность решать поставленные задачи.

  1. Объяснение трудных слов:
  • Зеленёхонькая смородина
  • На силу домой добрёл
  • Стала бить лихорадка

Педагог напоминает детям, что в сказке встречаются непонятные слова и выражения и объясняет их  смысловое значение.

  • Рассматривают на картинке-слайде смородину, которая растёт на кустах.
  • Дети изображают еле идущего человека, уставшего без сил.
  • Дети показывают как во время болезни трясёт человека.

Формируется словарь новых понятий.

Развивается воображение посредством зрительного восприятия через двигательную активность.

  1. Беседа по содержанию.

Педагог предлагает вспомнить  детям сказку, задавая вопросы по содержанию.

Обращает внимание детей на то, чтобы отвечали фразой, предложением.

Дети отвечают на вопросы педагога, пользуясь фразовой речью.

Умеют отвечать на вопросы фразой, предложением.

  1. Повторное чтение сказки с опорой на модели, сюжетные картинки, применяя дифференцированный подход 

Вариант А - для более успешных детей в речевом развитии предлагаются опорные модели сказки.

Вариант Б - для детей, которые могут затрудняться при самостоятельном пересказывании сказки, предлагаются сюжетные картинки.

Вариант С – для более слабых детей, у которых есть проблема с пересказыванием последовательности сказки, предлагается использовать игровой приём «Я начну, а ты продолжи»

Раздаёт опорные модели детям, согласно их уровню развития, для пересказывания  сказки.

Дети внимательно слушают инструкцию педагога и осмысливают план пересказывания сказки 

Дети подгруппы 3 уровня (вариант А) – пересказывают сказки по опорным моделям. Представляют свою работу в форме пересказа по «цепочке».

Дети подгруппы 2-го уровня (вариант Б) – самостоятельно пересказывают сказку по сюжетным картинкам последующим пересказом по цепочке.

Дети подгруппы 1 уровня (вариант С) – пересказывают сказку, с использованием игрового приёма «Я начну, а ты продолжи» (Педагог произносит первую фразу, а ребёнок продолжает)

Формируется умение последовательно пересказывать текст сказки с использованием наглядных средств.

Формируется умение представить  результаты работы публично.

Формируется умение творческого  выражения эмоционального состояния при рассказывании сказки.

.

  1. Оценка сказок детей

Педагогом даётся анализ и оценка каждой группе рассказчиков с привлечением детей.

Дети осуществляют общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Формируется доброжелательное отношение к своим товарищам, интерес к рассказам.

  1. Динамическая пауза

      «Петя-петушок»

Педагог проводит динамическую паузу с детьми под текст:

Петушок стоит на ножке

И клюет в саду горошки

- Ой, устала ножка,

Похожу немножко 

Выполняют двигательные упражнения, согласно текста.

(стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет;

ходьба на месте; то же другой ногой)

Идет снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Осуществляется координация речи и движения, развитие общей моторики.

Заключительная часть: Рефлексия. 

Подведение итогов деятельности, поощрение детей (выход из деятельности, учёт индивидуального темпа ребёнка).

Рисование ладошкой «Петушок»

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

Педагог предлагает нарисовать своего доброго, весёлого, послушного петушка. Нарисовать ладошкой на листе бумаги.

Педагог хвалит детей:

- Какие красивые и послушные петушки у вас получились! Попробуйте придумать все вместе сказку про послушного петушка.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д

Дети раскрашивают свою ладошку и большой палец жёлтой краской, а остальные пальцы любыми красками. Прикладывают ладошку, пропечатывают. Затем аккуратно дорисовывают пальчиком, обмакнув его в красную краску, гребешок.  Работа подсохнет, дети чёрным карандашом рисуют глазик и лапки.

Формируется элементарные навыки самоконтроля, самооценки.

Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт(технологическая карта) совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Гроздь рябинки»

Конструкт совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  средней группы Тема: "Гроздь рябинки"...

Конструкт (технологическая карта) совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Как поросёнок говорить учился»

Конструкт совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми средней группы Тема: "Как поросёнок говорить учился"...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной группы на тему: "Морозные узоры"

Технологическая карта совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми подготовиетльной группы....

Конспект занятия в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»

Конспект занятия по Развитию речи в средней группе по теме: «Пересказ сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать»...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности по музейной педагогике в подготовительной группе «Старинные вещи»

Музей как образовательное пространство и место проявления творческой активности ребенка...

Технологическая карта НОД по продуктивной деятельности (рисовании + аппликации) для детей подготовительной группы

Тема: Необычные деревья «Баобаб и Кипарис»Образовательные области: Художественно-эстетическое- изобразительная(рисовании + аппликации)Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Закреп...