Педагогический проект "Наши любимые сказки"
проект (младшая группа)

Приходько Екатерина Ивановна

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она доступным языком учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Сказки – прекрасное средство развития детей, начиная с самого раннего возраста. Однако многие родители считают, что сказки необходимы детям исключительно для развлечения.  Проект направлен на:

  • приобщение детей  группы раннего возраста к художественной литературе  через русские народные сказки
  • расширение представления родителей о сказке, как об эффективном инструменте  развития, воспитания и формирования  личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Одуванчик» г.Мыски

Педагогический проект

«Любимые сказки»

Выполнила  воспитатель второй группы раннего возраста  Приходько Екатерина Ивановна

2019

Аннотация: Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она доступным языком учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Сказки – прекрасное средство развития детей, начиная с самого раннего возраста. Однако многие родители считают, что сказки необходимы детям исключительно для развлечения.  Проект направлен на:

  • приобщение детей  группы раннего возраста к художественной литературе  через русские народные сказки
  • расширение представления родителей о сказке, как об эффективном инструменте  развития, воспитания и формирования  личности ребёнка.

Актуальность

Сказка – это вымышленная история. История, которая хранит в себе чудо. Чудо способное восхитить каждого ребенка. Ведь любая сказка, открывает для ребенка целый мир. Мир с волшебством, с невероятными приключениями, со страшными тайнами и добрыми героями, с победой добра над злом и обязательно со счастливым концом. Сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость. В них затрагиваются очень жизненные, порой, даже философские вопросы, но в сказках они раскрываются понятным для детей языком. Сказки для детей выполняют такие функции, о которых некоторые родители даже не задумывались. Слушая сказку, ребенок сопереживает главным героям. Так он учится сострадать или радоваться. Хорошие сказки для детей избавят ребенка от различных переживаний и повысят уверенность в себе.  Помогут обогатить словарный запас и развить воображение ребенка.

Многие  дети в наше время не проявляют интереса к книгам, к рассматриванию иллюстраций, затрудняются назвать героев сказок. Родители не придают должного значения чтению русских народных сказок детям. На этапе предварительной работы мы провели анкетирование родителей  на тему «Роль сказки в жизни ребёнка» и выяснили следующее: 60% родителей считают, что чтение сказок детям полезно только для развития речи детей, остальные оставили этот вопрос без ответа.  Это и стало причиной создания нашего проекта. Мы предположили, что приобщение детей к русской народной сказке и повышение педагогической компетентности родителей в данном вопросе даст положительные результаты в развитии и воспитании наших детей, так как сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Сказка – это своего рода нравственный кодекс народа. Она играет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой не возможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Сказки прививают интерес к  художественной литературе. Сказки совершенствуют ум ребенка, помогают овладеть речью, понимать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к книгам. Образные «сказочные» языковые средства способствуют выразительности речи у детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Посредством сказки развивается речь детей, а развитие речи является приоритетной задачей в раннем возрасте. 

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи и необходимость их решения определили тему проекта по приобщению детей раннего возраста и их родителей к художественной литературе.

Недостаток – родителями, в силу своей неосведомлённости, уделяется  недостаточно  внимания к  чтению и рассказыванию сказок детям раннего возраста.

Противоречие - между необходимостью чтения и рассказывания сказок детям раннего возраста  и недостаточным вниманием родителей к решению данной проблемы.

 Проблема - существует необходимость создания условий, обеспечивающих приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через русские народные сказки и расширение представления родителей о сказке, как об эффективном инструменте  развития, воспитания и формирования гармоничной  личности ребёнка. В ходе реализации проекта планируется создать оптимальные условия для приобщения детей раннего возраста к художественной литературе через русские народные сказки и повышения компетентности родителей в вопросе использования сказки для воспитания и развития своего ребёнка.

Цель –  развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

 Задачи:

  1. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
  2. Развивать речь, воображение, мышление.
  3. Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, выполнение  движений при обыгрывании героев сказки;
  4. Привлечь детей к совместной театрализованной и художественной деятельности.
  5. Воспитывать бережное отношение и любовь к книгам.
  6. Расширять  представления родителей о сказке, как об эффективном  инструменте  развития, воспитания и формирования   личности ребёнка; вовлекать родителей в образовательный процесс.                                                                                                                                          

Кадровые ресурсы – Педагоги.

Временные ресурсы - с 11.02.2019 по 29.03.2019  

Целевые ресурсы – дети и родители второй группы раннего возраста.

Программа проекта

Этапы, цели

Содержание

Сроки

1 Этап-Организационный.  Цель: изучение в психолого -педагогической литературе содержания работы  по проблеме

Анализ психолого-педагогической литературы на тему «Роль сказки в развитии ребенка».

 Анкетирование родителей Приложение 1.

Постановка целей и задач.

Разработка плана мероприятий.

Подготовка пособий с привлечением родителей: изготовление масок Козы и козлят, конусного театра «Курочка ряба».

11-18 февраля

2 Этап – Основной   Цель: Реализация содержания мероприятий проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

 19февраля-25 марта

Курочка Ряба  Рассказывание сказки «Курочка Ряба»

 Рисование пальчиками «Курочка пеструшка» (коллективная работа)

Театрализованная игра с конусным театром  «Курочка ряба»  

Подвижная игра                       «Вышла курочка гулять»  

Лепка «Яичко не простое, а золотое» Пальчиковая игра «Яичко»

Познакомить родителей с примерным списком литературы для чтения детям второй группы раннего возраста.

Познакомить родителей с пальчиковой игрой  «Яичко»

 

Колобок

Чтение сказки «Колобок» с рассматриванием иллюстраций.  Аппликация из салфеток «Колобок» (коллективная работа) (Формировать умение скатывать шарик из кусочка салфетки, приклеивать его на лист бумаги при помощи воспитателя)

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Показ настольного деревянного  театра «Приключения Колобка»

Конструирование из кирпичиков дорожки для Колобка

Раскрашивание «Глиняной бабки с колобком» с Лизой Сажиной ( Закрепить навык правильно держать кисть в руке, закрепить знание основных цветов, вызвать положительные эмоции от процесса раскрашивания)

 Мастер-класс для родителей «Как изготовить основу для книжки-самоделки» Приложение 8

Репка

 Показ театра «Репка» на фланелеграфе

Беседа «Что на грядке уродилось»

Рисование пластилином  «Репка» (коллективная работа)

Дидактическая  игра  «Кто за кем?»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»  

Игра вкладышами «Домашние животные»

Консультация для родителей  «Роль сказки в жизни ребёнка » Приложение  7

Как коза избушку

построила

Дидактическая  игра «Разноцветные рожки»,  «Найди детёныша»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Как коза избушку построила»

Пальчиковая игра «Коза»  

Подвижная игра  «Ветер дует нам в лицо»

Беседа "Книги - наши друзья" (Цель: закрепление умения бережно относиться к книгам, ставить их на место, не бросать и не рвать).

Познакомить родителей с содержанием сказки  «Как коза избушку построила» обработка Булатова

Теремок

Чтение сказки «Теремок»

Дидактическая игра «Кого не хватает»

Показ магнитного театра «Теремок»

Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок»

Конструирование Теремка для зверей (лего)

Обыгрывание сказки «Теремок»

Подвижная игра «Лягушки».

Литературная гостиная для родителей на тему «Детская иллюстрация»

Папка-передвижка «Детские иллюстраторы»

Маша и медведь

Показ театра Бибобо «Маша и медведь»

Подвижная игра «Мишка косолапый», «У медведя во бору»

Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

Игровая ситуация «Книжка заболела». Цель : воспитание бережного отношения к книгам.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Козлятки и волк

Чтение сказки «Козлятки и волк» и рассматривание иллюстраций

Подвижная игра «Волк и козлятки», «Кто позвал»

Пальчиковая игра «Коза»

Разучивание песенки козы

Дидактическая игра «Какой герой не из этой сказки?»

Домашнее задание для совместного творчества детей и родителей : изготовить книжку- самоделку.

3.Этап-Заключительный Цель: подведение итогов работы по реализации проекта

Оформление выставки книжек – самоделок и детских работ  на смотре конкурсе «Маленький художник»

Экскурсия родителей и детей группы на выставку «Маленький художник»

22 марта

26 марта

Ожидаемые результаты: дети раннего возраста проявляют активный интерес к прослушиванию, воспроизведению и рассматриванию иллюстраций к русским народным сказкам. У родителей сформировано представление о сказке, как об эффективном инструменте  развития, воспитания и формирования   личности ребёнка. Творческие работы детей и родителей пополнят развивающую предметно пространственную среду  группы.

Приложение 1

Анкета для родителей детей второй группы раннего возраста

 «Роль сказки в жизни вашего ребёнка»

1.Есть ли у вас дома детские книги?________________________________

2.Читаете ли вы ребенку сказки? Как часто?__________________________

3.Считаете ли вы необходимым обсуждать с ребёнком содержание сказки, беседовать о прочитанном?________________________________________

4.Любит ли ваш ребёнок слушать сказки? ____________________________

5.Старается ли повторять слова и  несложные фразы из прочитанной сказки? _________________________________________________________

6.Вам известно, что русские народные сказки бывают в обработке различных авторов?_________________________________________________________

7.Какие из перечисленных русских народных сказок вы читали  ребенку дома:

 «Как коза избушку построила»

«Маша и медведь»

«Волк и козлята»

«Колобок»

«Теремок»

«Репка»

«Курочка Ряба»?

8. Нужно ли читать детям раннего возраста сказки?

9. Как вы считаете,  чем полезно чтение сказок детям раннего возраста?

_____________________________________________________________________________

Приложение 2

Содержание сказок  

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил — не разбил.

Баба била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба. А курочка Ряба кудахчит:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Русская народная сказка «Колобок» в обр.К.Ушинского

Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:

– Испеки мне, старая, колобок.

– Да из чего испечь-то? Муки нет.

– Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби – вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел:

От тебя, зайца, не хитро уйти.

И покатился колобок дальше – только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, серый волк: я тебе песню спою. – И колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел:

От тебя, волка, не хитро уйти.

Покатился колобок дальше – только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше моей песенки.

Колобок запел, а Миша и уши развесил:

Я колобок, колобок,

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел:

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок; медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса.

– Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок,

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел:

От тебя, лиса, не хитро уйти.

– Славная песенка! – сказала лиса. – Да то беда, голубчик, что я стала стара – плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

Я колобок, колобок…

А лиса его – гам! – и съела.

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку!

Русская народная сказка «Как коза избушку построила» в обр. М.Булатова

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымится, поест, попьёт и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали.

Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени жёлуди с меня упадут — твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Русская народная сказка «Теремок» в пересказе М. Булатова

 Cтоит в поле теремок. Он не низок не высок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт

— Я, мышка–норушка! А ты кто?

— А я лягушка–квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка!

— Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

— А я зайчик–побегайчик

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка.

— Я, лягушка–квакушка.

— Я, зайчик–побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка–сестричка.

— Иди к нам жить!

 Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка.

— Я, лягушка–квакушка.

— Я, зайчик–побегайчик.

— Я, лисичка–сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок–серый бочок.

— Иди к нам жить!

 Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка–норушка.

— Я, лягушка–квакушка.

— Я, зайчик–побегайчик.

— Я, лисичка–сестричка.

— Я, волчок–серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.

— Только уселся — трах! — раздавил теремок.

 Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

 Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Русская народная сказка «Маша и медведь» в обр.М.Булатова

Жили-были старик со старухой. У них была дочка Маша. Собрались её подружки в лес по ягоды и пришли звать её с собою. Отец с матерью отпустили Машу и велели ей не отставать от подруг. Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Маша за кустики зашла и отстала от девушек. Ходила, ходила она по лесу, совсем заблудилась и пришла к лесной избушке. Постучала она — никто не отвечает. Тронула дверь — дверь открылась. Вошла Маша в избушку и села на лавочку.

      А в избушке жил медведь. Только его тогда дома не было. Вернулся медведь вечером, увидел девочку и обрадовался.

      — Теперь, — говорит, — не отпущу тебя, будешь жить у меня!

      Поплакала Маша, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в лесной избушке.

      Медведь на целый день в лес уходил и приказывал Маше никуда без спросу не убегать.

      — А если убежишь, — говорит медведь, — всё равно поймаю и тогда уж съем!

      Стала Маша думать: как бы от медведя убежать? Думала-думала и придумала.

      — Медведь, — говорит она, — снеси батюшке и матушке в деревню гостинчика!

      Медведь согласился.

      Вот Маша напекла пирожков, достала большую-пребольшую корзину и говорит медведю:

      Вот в эту корзину я положу пирожки, а ты отнеси её в нашу деревню. Только смотри – не ешь ни одного пирожка! Я на крышу залезу, буду за тобой следить.

      Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в корзину, а сверху положила пирожки. Медведь вернулся, видит — корзина готова, взвалил её на плечи и пошёл в деревню.

      Шёл-шёл, устал и говорит:

      — Сяду на пенёк,

      Съем пирожок!

      А Маша из корзины:

      — Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

      Медведь оглянулся и говорит:

      — До чего хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

      Поднял корзину и пошёл дальше.

      Прошёл ещё немного и говорит:

      — Сяду на пенёк,

      Съем пирожок!

      А Маша из корзины снова кричит:

      — Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

      Испугался медведь:

      — Вот до чего хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

      Встал и побежал скорее.

      Прибежал в деревню, нашёл дом, где Машины отец с матерью жили, и стучит в ворота:

      — Тук, тук, тук! Открывайте, отпирайте, я вам от вашей дочки гостинцев принёс!

      А собаки почуяли медведя и бросились на него. Медведь испугался, поставил корзину у ворот, а сам в лес убежал.

      Вышли старик со старухой к воротам, подняли корзинку, а в корзинке Маша сидит да смеётся.

Русская народная сказка «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского

Жила-была коза.

Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами.

Каждый день уходила коза за кормом в бор.

Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать.

Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт:

"Козлятушки, детятушки, Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла, Молочка принесла.

Я, коза, во бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку, Из вымечка по копытечкам, А с копытечек во сыру землю".

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери.

Она покормит их и опять уйдёт пастись.

Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:

"Вы, детушки, вы, батюшки, Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла, Молока принесла...

Полны копытцы водицы!"

Козлятки выслушали волка и говорят: "Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!" - И не отворили дверей волку.

Волк так и ушёл несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что её послушались: "Умницы вы, деточки, что не отпёрли волку, а то бы он вас съел".

Приложение 3

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Яичко»

Цель: развитие мелкой моторики, дать детям представление о том, что яичко легко разбить.

Ты яичко покатай,                                           (Катаем мячик между ладонями)

 Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно-

Так у кур заведено.

Пальчиковая игра «Коза»

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация речи.

Идет коза рогатая,                                    - Показывают «рога» с помощью  Идет коза бодатая.                             - Указательного и пальца и мизинца        За ней козленочек бежит,                  - Имитируют движение      Колокольчиком звенит.                                - «звеним колокольчиком»                                  Коза травушку пощипывает,     - Пощипывают правой рукой левую руку       На козленочка поглядывает,                - Выглядывают из - под руки         Чтобы волк не украл,                       - Грозит пальчиком одной руки,          Чтобы в ямку не попал.                                                                  – другой.

Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок»        

Цель: познакомить детей с новой игрой, развитие мелкой моторики рук.

Стоит в поле теремок                                           - Сложить руки домиком

 На двери висит замок                                         - Пальцы собрать в «замок»

 Кто его открыть бы мог?

 Постучали,                                                  - Постучать основаниями ладоней

 Покрутили,                                              - Покрутить, не расцепляя пальцы.

 Потянули                                                        - Потянуть в разные стороны.

 И открыли!                                                             - Развести руки в стороны.

Приложение 4

 Подвижные игры

Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Цель: формирование умения внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом, развитие речи.

Описание игры: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:

Вышла курочка гулять,                                                

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Шагают, высоко поднимая колени,

 машут «крыльями»,

имитируют щипание травки

 грозят пальцем,

присаживаются на корточки,

 ищут зёрнышки,  

 разводят руки в стороны,

 вытягивают руки вверх,

наклон вперёд, руки отводят назад.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Цель: формирование умения действовать согласно словам текста; упражнять в прыжках на двух ногах; имитировать движения зайцев; обогащать двигательный и речевой  опыт детей.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.                  
делаем ручками ушки на голове и ими шевелим,
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.            
хлопаем в ладоши,
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.              
прыгаем на двух ногах,
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.              
разбегаются.

Подвижная игра «Деревья»

Цель: формирование умения внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом, развитие речи.

Ветер дует нам в лицо,

Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево - вправо.

Ветер дует тише, тише.

Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растёт всё выше, выше.

Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал,

Энергично машут руками.

Много листиков сорвал.

Перебирая пальцами, опускают руки.

Подвижная игра «Лягушки»

Цель: познакомить детей с новой игрой,стимулирование двигательной активности детей; упражнять в прыжках на двух ногах, формирование умения имитировать движения лягушат, обогащать двигательный опыт детей.

Описание игры: на середине площадки или зала воспитатель раскладывает толстый шнур в форме круга, дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки».

Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании четверостишья воспитатель хлопает в ладоши — пугает лягушек; малыши перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки лягушки прыгают в болото. Игра повторяется 2—3 раза.

Подвижная игра «Мишка косолапый»

Цель: Формирование умения действовать согласно словам текста; имитировать движения медведя; обогащать двигательный опыт детей, активизировать речь.

Мишка косолапый                                      Идем, переваливаясь с ноги на ногу

По лесу идет.

Шишки собирает,                               собираем с пола воображаемые шишки

Песенки поет.

Вдруг упала шишка -

Прямо мишке в лоб!                                                 хлопаем себя рукой по лбу

Мишка рассердился

И ногою - топ!                                                                          топаем ножкой.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: формирование умения действовать согласно словам текста; развитие  умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

У медведя во бору                                                 Медленно подходим к медведю 

Грибы, ягоды беру.                                    

А медведь не спит,                                               собирая воображаемые грибы,   

И на нас рычит.                                                                                               ягоды.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

 

Подвижная игра «Волк и козлятки»

Цель: формирование умения действовать согласно словам текста; развитие  умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Описание игры: на полу лежат два обруча-«домика»,дети повторяют движения за воспитателем. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «волком», становится водящим («волком»).

Мы на полянку пойдем,                                                                             Шагаем,

Резво прыгать мы начнем.                                                                        прыгаем

Прыгаем, травку кушаем,                                                              «жуём травку»

Тишину слушаем.                                                       затихаем, прислушиваемся,

 Волк не дремлет и не спит,

За козлятками следит.

Волк проснулся, берегись!

Быстро в домик возвратись!                                                         убегаем в домик.

Приложение 5

Дидактические игры

Дидактическая  игра  «Кто за кем?»

Цель: закрепление знания содержания сказки «Репка», формирование умения детей запоминать последовательность действий, расширение  и обогащение словарного запаса детей словами – действиями (пошёл, тянуть, прибежала, позвала).

Оборудование: фланелеграф, герои сказки «Репка»выполненные  из фетра .

Описание игры : детям предлагается расположить героев  сказки в правильном порядке.

Дидактическая  игра с прищепками «Разноцветные рожки»

Цель: развитие мелкой моторики; закрепление знания основных цветов; обратить внимание детей на характерную особенность внешности козы (имеет рога на голове).

Материалы: картонные картинки козлят без рожек, прищепки основных цветов.

Описание игры: детям предлагается подобрать козлёнку рожки-прищепки такого же цвета как его колокольчик.

Дидактическая игра «Найди детёныша для мамы»

Цель: продолжить формирование умения детей находить детёнышей домашних животных и называть их; развитие речи, памяти, мышления; воспитывать любовь к животным.

Оборудование: деревянный лабиринт с домашними животными и их детёнышами.

Описание игры: Воспитатель обращает внимание детей на лабиринт, в котором все детёныши перепутаны, и рассказывает. Однажды телёнок, козлёнок, щенок, жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы ищут их. Козлёнок, он был самым маленьким, споткнулся и закричал меее. Как он закричал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его коза и позвала: «Мее-мее».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей  привести козлёнка к маме и т.д.

Дидактическая игра «Кого не хватает»

Цель: закрепление знания содержания русской народной сказки «Теремок», развитие памяти, активизация речи.

Материалы: пальчиковый театр «Теремок», домик из кубиков лего.

Описание игры: дети садятся на ковёр полукругом в центре стоит домик из кубиков лего. Воспитатель одевает персонажей сказки на руку, оставляя одного героя сказки в домике. Детям необходимо сказать какого героя не хватает на руке воспитателя. Затем опуская руку в домик воспитатель меняет персонажей на руке.

Дидактическая игра «Какой герой не из этой сказки?»

Цель: закрепление знания содержания русской народной сказки «Волк и козлятки», развитие памяти, активизация речи.

Оборудование: деревянный настольный театр «Волк и козлятки», конусный театр «Курочка Ряба».

Описание игры: после прочтения сказки  «Волк и козлятки» воспитатель выставляет на столе персонажей сказки и добавляет к ним курочку, и интересуется у детей: нет ли на столе героя из другой сказки? Затем воспитатель предлагает деткам закрыть глаза и добавляет мышку и т.д.

Приложение 6

Информация  для родителей

Примерный список литературы для чтения детям

Первая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» (обр.

К. Ушин ского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон»

(из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский.

«Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев.

«Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;

Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский.

«Цыпленок».

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик

на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики,

кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за

гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»;

«Солнышко, ведрышко...».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Бу-

латова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит.,

обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты

заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;

«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;

«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла

«Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»;

Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мош-

ковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кош-

ка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю

гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...»

(из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-

ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Са-

пгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши

конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Би-

анки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой;

П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер.

с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья»

(из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.


skaz.1.jpg

skaz.2.jpg

Литературная гостиная для родителей  на тему: «Детская иллюстрация»

Общение ребёнка с «настоящей»«бесценной» детской книгой – незаменимо с раннего детства! Ребёнок уже в первые годы своей жизни встречается с книгой, яркими картинками, «чудными иллюстрациями».

Книга - первое произведение искусства, с которыми знакомится малыш! Книга - совокупность искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации).

Наш отечественный вклад в изображении иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений советских художников посвятили этому делу всю свою жизнь и создали книги, ставшие образцом, на которых воспитывалось не одно поколение. Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев Е. Д. Поленова, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа.

Восприятие - это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста! Оно объединят многие функции, восприятие всех свойств, качеств самого предмета, в целый образ предмета. Особенно значимо зрительное восприятие, в дополнении, с тактильным и слуховым!

Целостное понимание детьми основного содержания книги требует правильного соотношения самого текста и рисунка к нему. Если ребенок не понял содержания текста или рисунка, то книга не сможет иметь того впечатляющего влияния на него, на которое рассчитывают художник и писатель.

Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги, как целого изложения, так и каждой ее части.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели! Конечно, художественное произведение доносит до них взрослый. Перед воспитателями и родителями поставлена сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, эмоционально воспринять литературные персонажи, их чувства, поступки, переживания самого автора в произведении.

В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах ритмичность и музыкальность русской речи. Сказки раскрывают выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

К ребёнку само не приходит правильное восприятие художественного произведения, элементов и средств художественной выразительности, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано! Сначала ребёнку интересно перелистывать странички, слушать речь взрослого, а также рассматривать иллюстрации. Поэтому, так важно правильно создать именно этот метод восприятия книги! С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту, а соответственно и к чтению.

С иллюстрации начинается выбор ребенком книги для чтения. Иллюстрация помогает ребенку понять литературный текст, представление темы произведения, идеи, персонажей, оценку событий и героев литературного действия.

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение): объяснение с помощью наглядных примеров. Это – изображение дополняющее текст. Рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п. – вот то, что сопровождает книгу.

Иллюстрации - это рисунки, раскрывающие текст, содержание и стиль произведения. Изображение украшает книгу и декорирует её, преподносит ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

Как оформляется иллюстрация? Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями. Каждому возрасту свои особенности изображения.

К сожалению, современные иллюстрации в детских книгах нередко создаются по шаблону. Иллюстрации не красивые, стереотипные, конвейер карикатур и комиксов, мультипликационные, потому что художникам проще рисовать простых персонажей с элементарной мимикой. Иногда книжные иллюстраторы просто подражают мультипликаторам. Иллюстрация должна быть добрая, даже злой герой изображается особенно.

Детская иллюстрация яркая, крупная, чёткая! Изображается на страницу, или даже разворот книги. Движения, лица, мимика героев чёткая! Каждое движение, выражение лица понятны малышу. Ребёнок с удовольствием смотрит, следит за мимикой, изображая её сам! Ребёнок от удовольствия может даже рукой проводить по странице, «ощупывая» её. Из личного опыта наблюдала. Потом изображает движения героя.

Иллюстрация это – первое впечатление ребёнка, о прочитанном произведении взрослым! Мир не познаваемый до конца и необъятный!

Папка-передвижка «Детские иллюстраторы»

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Многие художники писали картины по мотивам устного народного творчества: былин, сказок, песенок.

Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям?

Узнавайте, вспоминайте, рассказывайте детям.

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ СУТЕЕВ Сутеев В.Г.

(1903-1993, Москва)

Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.

         Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.      Картинка 4 из 1254            Картинка 6 из 1260

Картинка 37 из 1254

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕХТЕРЁВ

(1908-1993, Калуга, Москва) –

-народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ УСТИНОВиллюстрации Николая Устинова

(1937г.р., Москва)

его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для детских издательств СССР, работал в журнале «Мурзилка». Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и многим другим.

ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВАСНЕЦОВhttp://www.art-urok.ru/vasnecov_illyustrator/vasnec1.jpg

(1900-1973, Вятка, Ленинград) –

Народный художник и иллюстратор. Его

Картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и др. классиков русской литературы.

«Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, все живу тем, что запомнил и видел в детстве», - говорил Юрий Алексеевич Васнецов.

Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова, обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.

иллюстрации Леонида ВладимирскогоЮрий Васнецовhttp://art-urok.ru/foto_skript/vasnecov_illyustrator/537.jpg

http://www.art-urok.ru/vasnecov_illyustrator/534.jpghttp://www.art-urok.ru/vasnecov_illyustrator/535.jpg

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии детей дошкольного возраста». 


Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь" 

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Предполагается, что представленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью. 

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? 

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям дошкольного возраста возможность выбора средств изображения. 

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. 

Начиная с раннего возраста, нужно побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. Вначале с детьми можно обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

 В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. 
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.

Работу начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. 
Необходимо показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). 


Позднее учат детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.

От нетрадиционного рисования ребенок получает лишь пользу. Рисование тесно связано с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.

Список литературы

1.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. — М.: Академия, 2005. — 576 с.

2.Вераксы Н.Е.  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 — 368 с.

3.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов М.: Издательство Академии педагогических наук,1960.Под редакцией А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова.

4.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2–3 года). М.:Мозаика-Синтез, 2010 г

5.Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 607-609.

6.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (1-3 года). –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с.

7.Эльконин Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

Интернет ресурсы:

1.https://mishina-ds8lmr.edumsko.ru/folders/post/1374281

2.https://www.maam.ru/detskijsad/detskaja-ilyustracija.html

3.https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/20/konsultaciya_hudozhniki-illyustratory_detskih_knig.docx

4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/11/30/konsultatsiya-dlya-roditeley-mladshey-gruppy-netraditsionnye

Доклад к проекту

Сказка – это вымышленная история. История, которая хранит в себе чудо, способное восхитить каждого ребенка. Ведь любая сказка, открывает для ребенка целый мир, с волшебством, с невероятными приключениями, со страшными тайнами и добрыми героями, с победой добра над злом и обязательно со счастливым концом. Сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость. В них затрагиваются очень жизненные, порой, даже философские вопросы, но в сказках они раскрываются понятным для детей языком. Сказки для детей выполняют такие функции, о которых многие родители даже не задумывались. Слушая сказку, ребенок сопереживает главным героям. Так он учится сострадать или радоваться. Сказки помогают обогатить словарный запас и развивать воображение и мышление  ребенка.

Многие  дети в наше время не проявляют интереса к книгам, к рассматриванию иллюстраций, не могут назвать героев сказок. Родители не придают должного значения чтению русских народных сказок детям.

 На  первом этапе мы провели анкетирование родителей нашей группы  на тему «Роль сказки в жизни ребёнка» и выяснили следующее: 60% родителей считают, что чтение сказок детям полезно только для развития речи детей, остальные оставили этот вопрос без ответа. Кроме того не многим родителям известно, что сказки для детей раннего возраста необходимо выбирать в соответствии с возрастом.  Это и стало причиной создания нашего проекта. Мы предположили, что приобщение детей к русской народной сказке и повышение педагогической компетентности родителей в данном вопросе даст положительные результаты в развитии и воспитании наших детей, так как сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Она играет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой не возможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Сказки прививают интерес к  художественной литературе. Сказки совершенствуют ум ребенка, помогают овладеть речью, понимать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к книгам. Образные «сказочные» языковые средства способствуют выразительности речи у детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Посредством сказки развивается речь детей, а развитие речи является приоритетной задачей в раннем возрасте. 

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада с семьёй и  необходимость их решения определили тему проекта по приобщению детей раннего возраста и их родителей к художественной литературе через русские народные сказки.

Недостаток, противоречие и проблему проекта вы можете увидеть на слайде.

Цель нашего проекта - развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Для достижения цели нашего проекта были поставлены следующие задачи:

1.Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.

2.Развивать речь, воображение, мышление.

3.Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, выполнение  движений при обыгрывании героев сказки;

4.Привлечь детей к совместной театрализованной и художественной деятельности.

5.Воспитывать бережное отношение и любовь к книгам.

6.Расширять  представления родителей о сказке, как об эффективном  инструменте  развития, воспитания и формирования  личности ребёнка; вовлекать родителей в образовательный процесс.

Так же на организационном этапе мы подготовили пособия необходимые для реализации содержания проекта: с привлечением родителей изготовление масок Козы и козлят, с детьми изготовили  конусный театр «Курочка ряба».

 

 На основном этапе мы  реализовывали   содержание   мероприятий проекта. Вся работа велась параллельно с детьми и с родителями.      

Работа с детьми происходила следующим образом: каждую неделю мы применяли одну сказку в различных видах деятельности детей, например:       по сказке «Курочка Ряба» мы провели следующие мероприятия  Рассказывание сказки «Курочка Ряба»

 Рисование пальчиками «Курочка пеструшка» (коллективная работа)

Театрализованная игра с конусным театром  «Курочка ряба»  

Подвижная игра    «Вышла курочка гулять»  

Лепка «Яичко не простое, а золотое»

Пальчиковая игра «Яичко»

Содержание работы с детьми по другим сказкам вы можете увидеть на экране.

Содержание работы с родителями было определенно после анкетирования, как уже упоминалось выше, многие родители  редко читают детям сказки (1 раз в неделю и реже), не знают зачем нужно знакомить детей с русскими народными сказками,  для чего нужно обсуждать с ребёнком прочитанную сказку, какое влияние они оказывают на развитие ребёнка. Некоторые родители отметили, что их ребёнок вовсе не проявляет интереса к сказкам.  

 Кроме того нам удалось выяснить, что 100% родителей не знакомы с русской народной сказкой «Как коза избушку построила».  

  Мы познакомили родителей с примерным списком литературы для чтения детям второй группы раннего возраста.

Познакомить родителей с новой  пальчиковой игрой  «Яичко».

Провели мастер-класс для родителей «Как изготовить основу для книжки-самоделки»         

Подготовили консультации для родителей  «Роль сказки в жизни ребёнка »,  «Нетрадиционные техники рисования»        

 Приложение  7

Познакомили родителей с содержанием сказки  «Как коза избушку построила» обработка Булатова         

Провели литературную гостиную для родителей на тему «Детская иллюстрация»

Изготовили папку-передвижку «Детские иллюстраторы»        

Затем предложили домашнее задание для совместного творчества детей и родителей : изготовить книжку - самоделку. Мама Ускорникова Ярослава очень увлеклась  темой нашего проекта и дополнительно изготовила вязанный  театр «Теремок».

На заключительном этапе мы оформили выставку творческих работ детей и родителей на конкурсе «Маленький художник», организовали экскурсию для родителей на выставку оформленную в нашем ДОУ.

По завершению проекта в результате наблюдений за детьми, можно отметить следующее:

  • дети стали лучше узнавать и называть сказочных героев;
  • проявляют интерес к рассматриванию книг и иллюстраций;
  • воспроизводят небольшие фразы, слова и звукоподражания из сказок;

проявляют больший  интерес к  самостоятельной игровой деятельности в театральном уголке.                                                                

 У большинства  родителей сформировано представление о сказке, как об эффективном инструменте  развития, воспитания и формирования   личности ребёнка. Творческие работы детей и родителей пополнят развивающую предметно пространственную среду  группы.

  •                                      


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "Любимый праздник с любимою сказкой"

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста....

Путешествие по любимым сказкам А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке".

Путешествие по любимым сказкам А. С. Пушкина. Аппликация: «Сказка о золотом петушке».В нашей группе идет тематическая неделя, которая посвящена творчеству, замечательного русского поэта, А. С. Пушкину...

Педагогический проект "Любимые сказки". Подготовительная группа

Этот проект мы реализуем с Галиной Ивановной и детьми подготовительной группы. Очень интересно выходит у нас. С творчеством ребят можно ознакомиться на этом сайте, на странице "Творчество детей"....

Педагогический проект: "Любимые сказки".

Сформировать интерес к сказкам через пальчиковый театр у детей второй младшей группы....

«Любимые сказки» Любимые сказки

Речевое развитиеПрецентация...

Паспорт педагогического проекта «Наши любимые сказки»

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...