Литературный калейдоскоп
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гончарова Светлана Николаевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_chhl.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Чхл в старшей группе

 «Литературный калейдоскоп»

Цель: Выявление знаний воспитанников о литературных произведениях, обучение воспитанников составлению интересных описаний героев.

Задачи:

  1. Закрепить знание сказок.
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.
  4. Развивать умение выполнять различные игровые задания.
  5. Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа: За 2-3 дня до занятия организовать выставку литературных произведений, помочь детям при рассматривание иллюстраций вспомнить литературные произведения, по просьбе детей прочитать некоторые из них; во время самостоятельной деятельности детей, загадать загадки, предложить детям придумать свои загадки.

Оборудование: книги с русскими народными и авторскими сказками, иллюстрации к сказкам, выполненные заранее детьми; куклы бибабо в театральном уголке по сказке «Три медведя»; атрибуты к подвижной игре «У медведя во бору»

Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент: Дети садятся полукругом вокруг воспитателя. Перед воспитателем стоит небольшой стол, на нем книги – народные и авторские сказки.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: - Сегодня мы с вами вспомним, какие сказки и загадки мы знаем. Много всего интересного написано в наших волшебных книгах. Книги - наши верные и мудрые друзья, наши помощники, наши добрые советчики.
Книга – учитель.
Книга – наставник.
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум , как ручей , высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
- Сказаны удивительные , очень хорошие слова о книгах. Мне лишь остается добавить , что , подружившись с книгой , надо постараться стать ей хорошим хозяином и внимательным читателем.
А сегодня мы поговорим о самых любимых , самых дорогих литературных произведениях . о сказках.
Я уверена , что вы , дети старшей группы , знаете очень много сказок и сумеете порадовать меня и своих товарищей.

Основная  часть
Беседа по вопросам:
Почему сказки называются “народными”?
Какие русские народные сказки вы знаете?

Воспитатель выслушивает всех детей , принявших участие в беседе.
Воспитатель при ответах детей следит , чтобы правильно были названы главные герои сказки , краткое описание характера главного героя , сюжета , окончание сказки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?   (Баба – Яга)

У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят.   (Гуси – Лебеди)

Перед волком не дрожал ,
От медведя убежал ,
А лисице на зубок
Все ж попался . . .    (Колобок)

По тропе , шагая бодро ,
Сами воду тащат ведра   (ПО щучьему велению)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то  (Семеро козлят)
Красна девица грустна ,
Ей не нравится весна!
Ей на солнце тяжко –
Слезы льет бедняжка.  (Снегурочка)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору».

На одном конце зала проводится черта – это опушка леса. За чертой – место для медведя. На противоположном конце зала – дом детей. Воспитатель предлагает считалкой выбрать медведя:

«За грибами мы пойдем , ты медведь , так выйди вон!»
Выбран «медведь». Остальные играющие – дети , они дома. Воспитатель говорит «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса: собирают грибы , ягоды , т. е. имитируя движения говорят:
                «У медведя во бору ,
                Грибы , ягоды беру ,
                А медведь не спит
                Он на нас рычит».
Медведь с рычание догоняет детей. Дети убегают в свой дом. Игра повторяется

Воспитатель предлагает детям вернуться в театральный уголок.

Воспитатель загадывает загадку:
«Возле леса на опушке трое их
Живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати , три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?» 
Воспитатель предлагает вспомнить финальную сцену сказки «Три медведя» и разыграть ее по ролям с помощью театра бибабо. Воспитатель назначает героев сказки по желанию детей , и дети в лицах разыгрывают финал сказки. Появление медведей в своем доме. Воспитатель следит за интонационной выразительностью речи детей при диалоге:  Михаило Иванович – грубый голос «
Кто хлебал в моей чашке!»
Настасья Петровна зарычала не так громко «Кто
 хлебал в моей чашке!»
А Мишутка запищал тонким голосом «Кто
 хлебал в моей чашке и все выхлебал!»
Михаило Иванович «
Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»
Настасья Петровна «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»
Мишутка «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»
Михаило Иванович страшным голосом «
Кто ложился в мою постель и смял ее!»
Настасья Петровна не очень громко «Кто ложился в мою постель и смял ее!»
Мишутка тонким голоском «Кто ложился в мою постель! Вот она , держи , держи!»
Девочка проснулась , увидела медведей , бросилась к окну и убежала.
Воспитатель:
 Это авторская сказка. Ее автор русский писатель Лев Толстой. 
Кроме русских народных мы читали с вами много авторских сказок русских и зарубежных писателей. Буду рада , если вы их вспомните. Я вам загадаю загадки и мы посмотрим сможете ли вы угадать героев сказок:

Он опаснейший злодей,
Ловит маленьких детей,
В жаркой Африке живет,
Непослушных деток ждет.  (Бармалей , Чуковский)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен , знаменит
Это доктор . . .   (Айболит , Чуковский)

Убежали от грязнули
Чашки , ложки и кастрюли.
Ищет их она , зовет
И в дороге слезы льет.  (Бабушка Федора , Чуковский)

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?  (Буратино , А. Толстой)

В этой книжке именины!
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Комар голову срубил  (Муха – Цокотуха , Чуковский)

Рыбка не простая
Чешуей сверкает,
Плавает , ныряет,
Желанья исполняет.  (Сказка о рыбаке и рыбке , Пушкин)

Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просо , хоть и длинно,
Он зовется . . .  (Чиполлино , Джанни Родари)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.  (Красная Шапочка , Шарль Перро)

Заключительная часть
Воспитатель задает вопросы детям:
- О каких произведениях мы беседовали?
- Какие бывают сказки?
- В какую игру играли?
- Какую сценку разыгрывали?

Воспитатель хвалит детей за активное участие в литературном калейдоскопе.

Анализ НОД по ЧХЛ

«Литературный калейдоскоп»

Занятие проходило в старшей группе

Цель: Выявление знаний воспитанников о литературных произведениях, обучение воспитанников составлению интересных описаний героев.

Задачи:

  1. Закрепить знание сказок.
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.
  4. Развивать умение выполнять различные игровые задания.
  5. Воспитывать умение слушать своего товарища.

Программное содержание: соответствует возрасту и уровню развития детей данной группы. Для проведения НОД созданы условия: гигиенические, педагогические, эстетические. Все образовательные области реализовались оптимально по времени и нагрузке, взаимосвязаны по смыслу, плавно переходя от одной части к другой. На протяжении всего занятия дети были активными, заинтересованными. Занятие проводилось по плану конспекта. Оно состояло из трёх частей. Дети с интересом разгадывали загадки. На занятии была проведена игра «У медведя во бору». Детям очень понравилось разыгрывание сказки «Три медведя». На занятии применялись словесные, наглядные методы. Цель занятия достигнута, были выявлены знания воспитанников о литературных произведениях, обучение воспитанников составлению интересных описаний героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие в подготовительной группе"Литературный калейдоскоп"

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Литературный калейдоскоп»....

Литературный калейдоскоп. НОД по развитию речи во второй младшей группе.

Занятие помогает детям вспомнить знакомые сказки, создает условия для диалога, обогащает  и совершенствует грамматический строй речи. Развивает желание к движению. Учит снимать психоэмоцианальное...

Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"

Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение прави­льно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...

Космическое путешествие на планету сказок .Литературный калейдоскоп "Сказки любим мы читать и героев узнавать"

Сказки несут смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось:"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, ...

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" (художественная литература) на тему: "Литературный калейдоскоп"

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" (художественная литература) на тему: "Литературный калейдоскоп"...

Литературный калейдоскоп

Сценарий развлечение для детей старшего дошкольного возраста по сказкам.Материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....