конспект НОД по развитию речи для старшей группы
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Аницева Кристина Алексеевна

конспект НОД по развитию речи для старшей группы по русским народным сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_1.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Книгоград.

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.

Задачи:

Образовательные:

-создать комфортные условия для формирования и расширения пассивного и активного словаря;

-создать условия для определения жанров произведения;

-создать комфортные условия для подведения к пониманию образного содержания пословицы;

Развивающие:

 -создать комфортные условия для развития образной речи детей;

-создать комфортные условия для развития звуковой культуры речи;

-создать комфортные условия для развития умения поддерживать беседу;

Воспитательная:

-создать комфортные условия для воспитания эмоционального восприятия содержания сказки;

-создать комфортные условия для воспитания умения слушать сверстника;

-создать комфортные условия для воспитания усидчивость, внимание и интерес к русским народным сказкам.                  

Словарная работа: Зимовье, у страха глаза велики.

Оборудование: большая красочная коробка, сказка «Зимовье зверей», геометрические фигуры разного цвета и размера, иллюстрация к сказке «Зимовье зверей».

Методы и приёмы: словесный, игровой.

Ход НОД

Вводная часть

- Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград.

- Как вы думаете, кто там живет? (книги).

-Через лево повернись, в Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров.

- А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи).

- С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.

Основная часть

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу «Зимовье зверей»

- Что вы видите на обложке?

- Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга?

- Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора).

- Название этой книги «Зимовье зверей»

- Фамилии автора здесь нет, а почему, кто знает?

-Это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ.

- Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.

- Какие животные изображены на обложке?

- Дикие они или домашние?

- Могут ли домашние животные жить в лесу?

- Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.

 Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

-Понравилась вам сказка ребята?

- Действительно ли вы услышали сказку?

-Как называется сказка?

- А кто из вас знает, что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).

-О ком эта сказка? Кто тебе понравился больше всех в ней? Почему?

-Почему бык, баран, гусь, петух и свинья оказались в лесу?

-Что случилось, когда наступила зима?

-Почему баран, гусь, петух и свинья не захотели строить избушку?

-Что они отвечали?

-Какими были эти звери? (Ленивыми, глупыми.)

-А каким был бык? (Трудолюбивым, умным, старательным.)

-Почему быку пришлось пустить в избу своих ленивых товарищей?

-Что случилось однажды? Как встретили непрошеного гостя бык, баран, свинья, гусь и петух?

-Что померещилось волку со страху?

-Какая русская пословица подходит к этому случаю? (У страха глаза велики.)

-Ребята, давайте обозначим животных геометрическими фигурами и поиграем.

На фланелеграфе перед детьми развешаны геометрические фигуры разного цвета и размера.

- Какая фигура будет изображать Бабку? Дедку? Быка? Барана? Гуся? Петуха? Свинью? Медведя? Волка?

Под каждой геометрической фигурой вешаются иллюстрации быка, барана, гуся, свиньи и петуха и т.д

-А теперь ребята, я вас попрошу поднять руки, кто хочет участвовать в игре.

Дети подняли руки, после чего получили разноцветные геометрические фигуры.

- Ребята, посмотрите пожалуйста еще раз на фланелеграф и назовите, кто какую фигуру получил. Какого животного она обозначает?

-Теперь, я буду громко и выразительно читать сказку, а вы меня внимательно слушайте! И когда я скажу, например, «Петух!», тот у кого обозначение петуха, должен будет встать и поднять геометрическую фигуру вверх над головой. А сесть вы должны будете тогда, когда встанет следующий ребенок, который тоже услышит своё обозначение.

-Ну что, перекличка? Медведь! Молодец Саша. Свинья! Хорошо Женя и т.д

Проигрывание сказки с использованием геометрических фигур.

-Молодцы ребята, как вы здорово и ловко справились! Какие вы внимательные и умные!

- Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

Физкультминутка

«Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,

На макушке гребешок,

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет:

Ку-ка-ре-ку!

Дети проговаривают слова стихотворения и согласуют их с соответствующими движениями.

- Есть такая пословица «У страза глаза велики».

- Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным).

- О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.

- Кто изобразит, как кричал баран? (петух, кот, бык, свинья).

Дети изображают.

Заключительная часть

- С какой русской народной сказкой мы познакомились?

- А вам хотелось бы продолжить знакомство с русскими народными сказками?

- Какие герои из этой сказки вам понравились больше всего?

- Понравилось вам играть под чтение сказки?

-Какую русскую народную сказку напоминает вам эта сказка? («Зимовье».) А какие сказки других народов перекликаются с ней? (Английская сказка «Три поросёнка» и немецкая сказка «Бременские музыканты».) Чем похожи эти сказки?

Похвала детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...