Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
статья по художественной литературе

Ибрагимова Лейсан Габдулхаевна

Предварительный просмотр:

Региональный семинар

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности»

Доклад на тему:

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

  Составили воспитатели:

        Хисамова О. В.

        ИбрагимоваЛ.Г

г. Нижнекамск


 СЛАЙД 1

Тема моего выступления «Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста». Вместе со своими коллегами мы обобщили опыт своей работы, которым сегодня хотим поделиться с вами. У каждой из нас своя тема самообразования: экологическое, художественно-эстетическое воспитание, игровая деятельность посредством сюжетно-ролевых игр и игр- драматизаций. Результатом стала представленная презентация.

СЛАЙД 2, 3

Перед собой мы ставили следующие цели и задачи.

СЛАЙД 4

Экологические сказки составлены по определенным принципам.

Сказка - произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе, вызывают общий интерес к книге. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее.

СЛАЙД 5, 6

В группах организованы книжные и театральные уголки, где собраны книги с русскими народными и авторскими экологическими сказками.

СЛАЙД 7, 8, 9

Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации к сказкам, проводим беседы, устраиваем выставки рисунков.

СЛАЙД 10

На прогулках проигрываем эпизоды из знакомых сказок.

СЛАЙД 11

Организуем совместные работы детей и родителей по выполнению аппликаций и изготовлению поделок по мотивам сказок.

СЛАЙД 12, 13, 14

Конечно же играем в настольный театр, и даже устраиваем театрализованные постановки.

На экскурсиях на природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родного края. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на окружающую среду. Для того чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки.

СЛАЙД 15

При чтении на занятиях сказок   создается проблемная ситуация. Например, во время чтения сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», я стараюсь выделить фрагмент текста, из которого последует проблемная ситуация, и решаться она будет с помощью опыта. «...Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидала, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки. - Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь? - Не выпускаю потому, что еще не время; еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, а кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не раз несло. А вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь». Предлагаю детям подумать, почему зеленая травка не погибает под снежной периной. Почему Мороз Иванович так боится ветра, который может разнести снег? Что опаснее для травки: снежная перина или ее отсутствие? При знакомстве со сказками «Мороз Иванович», «Снегурочка» использовала опыты, проводимые в помещении, на улице и дома. Опыты «Тепло ли в снежных сугробах?», «Греет ли шуба?» помогают найти ответы на поставленные вопросы. Главная цель - учить детей принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность. Необходимо помочь дошкольникам с помощью опытов убедиться в том, что шуба, снег и другие предметы не греют, а лишь сохраняют тепло. На прогулке предлагала детям собрать снег вокруг деревьев и спросить у них: «Почему надо так делать?» Дети, вспомнив опыты, объясняли: «Снег сохраняет тепло, если не будет снега, земля замерзнет, корни у деревьев замерзнут. Снег - как шуба». Таким образом, сказки можно использовать для решения познавательных задач. Можно предложить детям самим сочинять сказки, придумывать имена сказочным героям — посадочному материалу, обыгрывать сюжеты в ходе наблюдений за их развитием.

Можно предложить, что такие нестандартные формыдеятельности по ознакомлению с природой помогут детям к концу подготовительной группы получить углубленные знания о природном мире, взаимосвязях в природе. Кроме того, в результате исследовательской деятельности у детей улучшается внимание, развивается зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас, обогащается речевое общение на основе культурных норм.

Таким образом, при формировании экологических понятий, на своих занятиях, мы используем разные виды деятельности: беседы, игры, рисование, лепка, аппликация, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, опыты.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...