Использование игровых макетов при ознакомлении с художественной литературой.
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Жикина Надежда Сергеевна

Предварительный просмотр:

«Использование игровых макетов  

при ознакомлении с художественной литературой».

                       В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование игровых макетов при ознакомлении с художественным произведением.

                  Макеты - это один из любимых видов деятельности дошкольников, именно в работе с макетами максимально развиваются их способности, в том числе и речевые.

Учитывая разнообразие игр, упражнений, различных заданий воспитатель может использовать в работе макеты для речевого развития, в которых каждый ребенок сможет:

-удовлетворять свои интересы;

-реализовывать свои возможности;

-создавать игровой сюжет и реализовать его;

-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они востребованы дошкольниками и способствуют всестороннему развитию ребёнка.

                  Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

 «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

1.Макеты-модели

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость  с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор).  Добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолёты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).

2.     Макеты-карты

- Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.

             Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.

            Макеты учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж, дети играют только первое время. Затем замыслы меняются, дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события.

             Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию) – а это важные показатели интеллекта.

               У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков, развивают словарный запас.

                  Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба - Яга.

                    Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сами макеты могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).

                     В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

                   Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

                  Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

                  Макет-это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным  (на специальных подставках), настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).

               

Вывод:

                     При использовании игровых макетов, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными игровыми приёмами, используемыми для развития речи. Поскольку макет можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для детей.

                    Работа по развитию речи с применением игровых макетов делает познавательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Это помогает лучшему усвоению материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий.

Очень хочется поделиться  понравившейся методикой В.М. Букатова по внедрению социо-игровых технологий. Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котор...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Использование моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой»

Доклад  к педагогическому совету на тему: «Использование моделирования  в процессе ознакомления  с художественной литературой»...

Разитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования при ознакомлении с художественной литературой.

Представлено эссе из опыта работы и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Гуси - лебеди» с использованием сюжетно - игровых развивающих карт В.В.Бароновой и С.С.Рудовой

Предлагаю детям попасть в сказку "Гуси - лебеди" вслед за девочкой. Благодаря опорным картинкам дети узнают, как делают муку, как появляются на деревьях плоды, какие бывают крупы и какие каш...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу использования игровых макетов в рамках экологического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторами описан опыт разработки и последующего использования игро...