Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе чтение русской народной сказки "Хаврошечка" .
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Захарова Варвара Алексеевна

Сказка "Крошечка Хаврошечка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_chhl.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

I Вводная часть.

Организационный момент: Проблемная ситуация (или мотивация)

ВОСПИТЕТЕЛЬ: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Возьмитесь за руки, поприветствуем друг друга:

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе мы друзья

Мы друг другу улыбнемся

Дружно за руки возьмемся!

Проходите, присаживайтесь на стульчики.

- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки(авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки). Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

есть волшебство, то. (волшебная);

есть добро, то… (добрая);

есть радость, то… (радостная);

есть загадки, то. (загадочная);

есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.

К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.

Отгадайте загадку:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте. (коровушка)

Поздоровайтесь с ней. А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.

Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка».

 Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

пуд - старинная русская мера веса. Пуд – это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).

 Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.

А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

ВОПРОСЫ:

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Кто из героев вам больше всего понравился? (Хаврошечка и коровушка)

-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка) 

Почему им дали такие имена?

Вам понравились эти девочки? (нет) 

Какими были эти девочки (злыми)А Хаврошечка была какая(добрая)

- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)

- На кого вы хотели бы быть похожи?

- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

-  Как хозяйка узнала о том, кто помогает Хаврошечке? (Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали).

- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.

- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела,

- Почему, что забыла сделать Хаврошечка? (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)

Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

-Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.

- Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал добрый молодец и попросил, чтобы его угостили яблочком, (Хаврошечка угостила и молодец женился на ней).

-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать» (Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили).

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

С какой сказкой мы познакомились сегодня?

- Чему нас учит????? эта сказка? (Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга, уважать, быть честными).

А эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу.

Только посмотрите, она очень старенькая, поэтому обращаться с ней нужно очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу!

        

Давайте попрощаемся с коровушкой. Скажем ей «Спасибо» за интересную сказку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие по русским народным сказкам

НОД поможет детям уточнить и обогатить знания о русских народных сказках, поможет в воспитании интереса к устному народному творчеству....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

Открытая непосредственная образовательная деятельность Речевое развитие: Игра драматизация по мотивам русской народной сказки "теремок"2 младшей группе.

Русская народная сказка «Теремок» является ярким примером детской литературы познавательного и идейного содержания. Существует множество интерпретаций этого произведения, где изменяется чи...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...