Главные вкладки

    "Организация образовательной деятельности дошкольников"
    учебно-методический материал по художественной литературе

    Егорова Светлана Валериевна

    Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_doo.docx46.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях

    Материал подготовила доцент кафедры дошкольного образования БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

    Доброва Надежда Васильевн

    На дошкольные образовательные организации в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.

    Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.

    Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

          Конвенция ООН о правах ребенка;

           Конституция Российской Федерации;

          Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»;

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

          «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

          Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

    Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

    Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность (т.е. занятия). Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. А также к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

    ФГОС ставит во главу индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

    Образовательная деятельность в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

    Структура образовательной деятельности включает в себя его  цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО,  средства,  методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие его организацию и осуществление и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

    С учетом ФГОС ДО модель организации образовательного процесса включает в себя:

    - совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются  непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа)  и  решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;

    - самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям.

    Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

    В ФГОС ДО содержится указание на то, содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

    В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность.

    Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

    с одним ребенком;

    с  подгруппой детей;

    с целой группой детей.

    Выбор количества детей зависит от:

    возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

    их интереса к данному занятию;

    сложности материала;

    Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

    Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

    Организованная образовательная деятельность

    в виде учебной деятельности

    через организацию детских видов деятельности

    1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

    1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

    2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

    2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

    3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

    3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

    Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

    4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

    4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

    5. Основная форма работы с детьми -  занятие.

    5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

    6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

    6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

    7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает»  детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

    7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

    8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

    8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

    9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

    9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

    Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:

    •         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

    •         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

    •         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

    •         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

    Образовательная   деятельность детей в режиме дня.   

    Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

    В утренние и вечерние часы

    На прогулке

    При проведении режимных моментов.

    Цели образовательной деятельности в режиме дня:

    Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

    Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

    Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

    Формирование у детей положительного отношения к труду.

    Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

    Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

    Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

    Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

    Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

    Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

    Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

    Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

    Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

    Самостоятельная деятельность детей.

    По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

    Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду и   присмотр и уход за каждым ребенком. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

    •  делают выбор;

    •  активно играют;

    •  используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

    •   работают все вместе и заботятся друг о друге;

    •   отвечают за свои поступки.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    - содержательно – насыщенной,

    - трансформируемой;

    - полифункциональной;

    - вариативной;

    - доступной;

    - безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    возможность самовыражения детей.

    Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

    возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4) Вариативность среды предполагает:

    наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

    доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    ФГОС дошкольного образования диктует целесообразность соотношения обязательной части содержания образования и содержания, формируемого участниками образовательных отношений. Это важно для того, чтобы учитывать интересы, склонности и потребности воспитанников, а также обеспечить учет этнокультурной ситуации развития детей. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

    Современная организация образовательного процесса заключается в обеспечение координации работы воспитателей, педагога-психолога, специалистов и др. работников по реализации задач той или иной образовательной области. В образовательной деятельности принимает участие младший воспитатель. В пункте 3.4.1. ФГОС дошкольного образования отмечается, что реализация основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения «обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации».

    Литература

    1. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.: Цветной мир, 2013.

    2. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании. ФГОС ДО. Порядок организации образовательной деятельности. - М.: Просвещение, 2014. - 112 c.

    3. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Семинары-практикумы. - М.: Учитель, 2014. - 192 c. 

    4. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ при организации образовательной деятельности дошкольников

    Целью работы при использовании ИКТ в организованной образовательной деятельности является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информаци...

    Использование ИКТ при организации образовательной деятельности дошкольников

    Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. П...

    Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

    Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

    Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

    Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...