Литературная викторина для детей старшей и подготовительной групп
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Лябина Наталья Григорьевна

В викторине участвовали дети старшей и подготовительной групп.Дети отгадывали названия раннее прочитанных сказок по загадкам, по иллюстрациям;  отгадывали сказочных героев.По окончании викторины участники были награждены грамотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_proekt.docx453.41 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшей - подготовительной группы "В мире добрых сказок"

Цель: Поддержание у детей интереса к литературе, обогащение «читательского» опыта детей за счет произведений фольклорного жанра (сказок).
Задачи: 
Образовательные:
Совершенствовать умение оценивать поступки героев, узнавать и называть героев по описанию.
Развивающие:
Продолжать развивать умение понимать настроение произведения. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, находчивость, умение действовать в команде.
Воспитательные:
Воспитывать литературно - художественный вкус. Доставить детям радость.                                                                                                  
 

                                                            Ход викторины:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине, а чему она будет посвящена, попробуйте догадаться сами. Обращаю внимание детей на выставку книг со сказками.
Наша викторина называется - «В мире добрых сказок». Давайте вместе вспомним, чем сказки отличаются от других произведений?
Дети: - Герои сказок умеют разговаривать, в сказках происходят чудеса, сказки нас могут чему-то научить.
Воспитатель: - Чему нас могут научить сказки?
Дети: - Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать в трудную минуту, тем, кто нуждается в помощи, учат уметь находить выход из сложной ситуации.
Воспитатель: - Чтобы суметь найти выход из любой ситуации и правильно ответить на вопросы викторины, предлагаю вам разделиться на две команды и придумать названия своим командам.
За каждый правильный ответ команда будет получать фишку.
1 задание – «Разминка».
Перечислите названия сказок, героиней которых стала хитрая лиса.
(«Зайкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Лиса и кувшин», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Колобок», «Лиса и журавль», «Теремок», «Золотой ключик»).
2 задание – «Отгадай загадку».
1. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
2.Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
3. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачек.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини - Пух)
4. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
3 задание - «Помоги Золушке».
Золушка попала в сложную ситуацию – через несколько минут появится её недобрая мачеха, а Золушке нужно перебрать фасоль и горох, она не успевает. Поможем?
Дети: - Конечно!
Перебрать фасоль и горох (в тарелочках фасоль и горох – нужно разложить по стаканчикам).
4 задание «Отвечай-ка».
1. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?
(крупа, маслице)
2. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка? (Гусли)
3. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу? (Крошечка – Хаврошечка)
4. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу? (корешки)
5. Какое блюдо предложил журавль попробовать лисе, пододвинув ей кувшин? (Окрошку).
6. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка? (из соломы)
7. Как звали усатого персонажа сказки Чуковского. (Тараканище)
8. Назовите имя жениха Мухи-цокотухи. (Комар)
9. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
5 задание «Математика в сказках».
Какие числа встречается в сказках?
(Число 2 – два жадный медвежонка, двое из ларца,
Число 3 — три брата, три медведя, три девицы под окном пряли поздно вечерком, тридевятое царство, три года,
Число 7 – волк и семеро козлят, 7 гномов,
Число 12 – 12 месяцев и т.д.)
6 задание – «Помоги героям сказки».
Воспитатель: - Сейчас мы узнаем, в какую сказку попадем:
«Домик в поле стоял,
в него мышка прибежала,
и лягушка прискакала,
прибежал и серый зайка,
волк, медведь,
лиса - зазнайка.
Домик устоять не смог,
развалился…(теремок).
Дети: - Русская народная сказка «Теремок».
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно отгадали загадку! Героям сказки нужна ваша помощь в постройке теремка. Командам необходимо построить теремок из конструктора. Будет оцениваться внешний вид и устойчивость постройки.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Спасибо вам, вы активно работали в командах, отвечали на вопросы, показали свои знания и умения.  Викторина помогла нам попасть в мир добрых сказок, которые помогают нам быть добрыми, справедливыми и уметь найти выход из любой ситуации!                                                                  

Игра-викторина для старшей и подготовительной группы      «Сказки Ш. Перро»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о сказках братьев Шарля Перро.

Задачи: 

- Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.

- Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

Ход игры - викторины

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Автор: Ю. Энтин

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну сказок. Вас ждут интересные и увлекательные задания. Пожалуйста, представьтесь: 1 команда «……» и ее капитан …., 2 команда «…» и ее капитан…..

1 задание «Добавь слово»

За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишке. Команды отвечают по очереди.

Кот …(в сапогах)

Спящая … (красавица)

Красная … (шапочка)

Синяя  … (борода)

2 задание «Найди портрет»

Второй конкурс для капитанов. На столе лежат портреты сказочников. Вам нужно найти портрет того сказочника, который написал эти сказки. Один капитан ищет портрет и показывает его, а второму мы пока завяжем глаза. Потом будет отгадывать второй капитан. За правильный выбор – 1 фишка.

Итак, сказки написал ….(Ш.Перро).

3 задание «Чудесный мешочек»

Подумайте, из каких сказок эти предметы. Команды по очереди достают из мешочка предметы и отгадывают. За каждый правильный ответ 1 фишка.

Пирожок (Красная шапочка)

Туфелька (Золушка)

Ключ (Синяя борода)

Шляпа (Кот в сапогах)

Золотая  ложечка (Спящая красавица)

Мешочек крупы (Золушка)

4 задание «Найди пирожок»

В зале спрятаны пирожки. Ваша задача их найти. Та команда, которая найдет больше пирожков, получит 2 фишки, а которая меньше - 1 фишку.

5 задание «Вопросы»

Команды отвечают по очереди. За правильный ответ 1 фишка.

- Сколько было фей в сказке «Спящая красавица»? (8)

- Какие подарки кот приносил королю? (кроликов, куропаток)

- Какие слова нужно сказать в сказке «Красная шапочка», чтобы дверь открылась? (Дерни за веревочку дитя мое, дверь и откроется)

- Что сказала юная фея королю и королеве? (Что принцесса не умрет, а уснет на 100 лет и ее разбудит принц)

6 задание «Превращения»

Команды отвечают по очереди. За правильный ответ 1 фишка.

- Из кого появились кони? (из мышей)

- Из чего сделана карета? (из тыквы)

- В кого превратили ящериц?  (в слуг)

- В кого превратили крысу? (в кучера)

7 задание « Наряди героя»

Для этого задания нам нужно выбрать из каждой команды по одному человеку. Выбирайте, каким героем вы будете (Красная шапочка, кот в сапогах). Герои становятся у одной стены, у противоположной строятся в колонны команды. Между командами стоит корзина с одеждой для героев. По очереди каждый член команды выбирает предмет и бежит одевать своего героя.

Команды ваша задача правильно и быстро одеть своих героев. За правильное выполнение задания 3 фишки, 2 –ой команде – 1 фишка.

(Красная шапочка: шапочка, корзинка, пирожок, передник, горшочек).

(Кот в сапогах: шляпа, ремень, сапоги, перо для шляпы, мешок).

Наши задания закончились. Капитаны посчитайте фишки, которые набрали ваши команды. Подведение итогов.

Литературная викторина по произведениям А.С.Пушкина для старшей и подготовительной группы : «В дорогу за сказками»                                                                                 Цель:                                                                                                                                                                    - Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.                                                                              - Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя.                                                  - Учить выразительно, рассказывать отрывки из сказок.                                                                    - Закреплять умение разгадывать кроссворд.                                                                         - Развивать у детей творческие способности.                                                                                          

Ход викторины:                                                                                                                                             Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу о сказках много интересного. Все сказки можно разделить на 3 группы. Давайте вместе подумаем, как мы их разделили бы. Какие герои встречаются в сказках чаще всего? (Животные).

Так вот, к первой группе мы отнесём сказки о животных.

Ко второй группе относятся сказки, которые называют волшебные.

И к третьей группе – сказки социально – бытовые.

Если мы скажем, что это сказки о животных, то мы сразу поймём, что главными персонажами в них являются - животные. А кто действующие лица в волшебных сказках?

( Люди и фантастические существа, в этих сказках всегда происходят чудеса). А вот в сказках с таким интересным названием социально – бытовые, основными персонажами являются – люди.

Сказки – это произведения большого искусства. Каждая сказка имеет зачин (начало). Назовите, какие зачины вы знаете? ( Жили – были. ... В некотором царстве, в некотором государстве…). И все сказки имеют своеобразные концовки, какие концовки вы знаете?

( Живут, поживают и добра наживают. И я там был мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало ).

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из вас сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? Кто сочиняет сказки? ( Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались – народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. А сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас. Хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников.

Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина. А. С. Пушкин родился в 1799 году. У него в детстве была няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его произведения. С ними вас знакомили ваши мамы и папы, когда на ночь читали вам сказки . И в детском саду мы тоже слушали стихи и сказки А. С. Пушкина. В уголке книги мы видим портрет поэта. И чтобы наше занятие прошло интересно, мы разделимся на две команды. Каждая команда должна будет придумать название. За каждый правильный ответ команда получит приз. И в конце нашей викторины мы узнаем, кто победитель, какая команда лучше знает сказки Пушкина.

Наша литературная викторина начинается.

1.Какие сказки Пушкина вы знаете?

2. Отгадайте, из каких сказок эти строки?

1.Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2.Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

3.Вот пошёл он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

« Чего тебе надобно, старче?»

« Сказка о рыбаке и рыбке»

Обе команды справились с этим заданием хорошо. А теперь следующее задание.                                                                                                                                                                На столе лежат иллюстрации к сказкам Пушкина. Вы должны рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы.

- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? ( 30 лет и 3 года)

- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства – государства нет ( Кука- ре –ку. Царствуй, лёжа на боку!)

- Какими словами бранила старуха своего старика, в « Сказке о рыбаке и рыбке» ( Дурачина ты, простофиля)

- Сколько раз закидывал старик невод в море ( 3 раза)

- С чем пришёл невод? ( 1 - й раз – с тиной, 2 – й раз с травою морскою, 3 – й раз с золотою рыбкой).

- О каком времени года идёт речь в начале « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» ( Зима)

- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? ( Весть царевну в глушь лесную и, связав её живую под сосной оставить там, на съедение волкам)

Ещё с одним заданием справились команды. А теперь нам нужно разгадать кроссворд.

Это у нас получится в том случае, если вы правильно отгадаете слово. Оно также должно быть правильным. Тогда оно поместиться в необходимое количество клеточек по горизонтали (с лево направо ), и по вертикали ( сверху вниз).

По горизонтали:

- Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина?

( Балда)

- Злой, своенравный персонаж из сказки Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».

( Старуха)

- Исполнитель песни « Во саду ли, в огороде». ( Белка)

- Место встречи попа с Балдой .( Базар)

- Чем отравилась молодая царевна? ( Яблоко).

По вертикали:

2. Кличка собаки из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».                            ( Соколко).

4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики.(Буян)

6. Как звали няню А.С.Пушкина ? ( Арина).

7. Имя жениха молодой царевны в « Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». ( Елисей ).

Мы с вами разгадали кроссворд. На все вопросы ответили правильно. А теперь давайте поиграем в игру « Золотая Рыбка». От каждой команды нам нужно по два участника. На ковре лежит лист бумаги, изображающий море, в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике. Вы должны удочкой поймать рыбку и найти на столе карточку с заданием под таким же номером, как у вашей рыбки. Мы прочитаем вопрос, а вы должны будете на него ответить.

- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да Всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

- Кто верный сторож царя Дадона? ( Петушок)

- Каким было последнее желание старухи? ( быть владычицей морскою ).

- С каких слов начинается « Сказка о попе и работнике его Балде »? ( Жил – был поп, толоконный лоб ).

И последнее задание для всех участников нашей литературной викторины посвящённой сказкам Александра Сергеевича Пушкина. У него есть « Сказка о царе Салтане ». А в ней слова :

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Сейчас мы представим себя художниками . Нам с вами надо нарисовать иллюстрацию к этому отрывку из сказки .                                                                           Рассматривание рисунков. Подведение итогов.

Литературная викторина для старшей и подготовительной  группы « Сказочки»                                                                                                                                                             

Цель: 
Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.                                                                                                    

                                                       Ход викторины:                                                                                                                           Воспитатель: Для начала, давайте познакомимся с командами. Первой представляется команда «….». А теперь команда «…..»

Сегодня мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по сказкам. Вам нравятся сказки? А много ли вы сказок знаете? А вот мы сейчас это и проверим.

Стук в дверь, приносят письмо.

Воспитатель вынимает письмо и читает его.

ПИСЬМО

Пишет вам Баба Яга.

Во всём Волшебном лесу нет никого, вреднее меня. На днях от меня ушёл мой помощник - черный кот. Он, видите ли, решил исправиться и стать добрым. Сказал, что ему вредничать надоело, что с ним из-за этого никто не дружит. И ушёл. Скучно стало, некому теперь мне сказки рассказывать. Так вот я решила, выберу из вашего детского сада группу, которая хуже всех знает сказки и утащу к себе в избушку, будут мне каждый вечер сказки читать, а заодно и сами их выучат. Я вам испытания придумала, чтобы было интересней выбирать  помощников. А чтобы вы меня не обманули, я за вами следить буду в свой волшебный шар. Справитесь с заданиями так и быть никого к себе не заберу, сама читать научусь, да ещё сюрприз приготовлю. А не справитесь. Быть кому-то из вас у меня! Ну что, решитесь пройти мои испытания или испугались? Я за вами слежу, всё вижу!

Ваша Баба Яга

Воспитатель: Ну что ни кто не обиться пройти испытания Бабы Яги (ответы детей). Тогда в путь, на встречу сказке.

1 испытание «Угадайка»                                                                                                                       Ребята, сейчас команды по очереди будут загадывать друг другу загадки про героев сказок. За каждый правильный ответ команда получит 1 очко. За нарушение дисциплины команда лишается 1 очка.

1.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)

6. Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

Второй конкурс «Назови сказку»

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран, вам нужно назвать сказку, которая здесь изображена. (На экране картинки из сказок:  Мойдодыр, Чиполлино, Телефон, (Музыкант, Сказка о рыбаке и рыбке), Гадкий утенок, Буратино, (Купание медвежат, Кот в сапогах), Стойкий оловянный солдатик.

Молодцы, ребята!

Третий конкурс «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.
Слушайте внимательно.
«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Лиса и цапля»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Четвертая игра «Добавь словечко к названию сказки»
- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Маша и ….(Медведь)
- Зайкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)

Пятый конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

Шестое испытание.  Конкурс капитанов «Собери пазл»

Воспитатель: Ну вот кажется мы все пазлы собрали, сказки назвали. Молодцы!

Вот и подошло к концу наше путешествие.                                                                                             Звучит музыка, опять стук в дверь.

Письмо от Бабы Яги:

---Ну что детишки, вам повезло. На все задания вы ответили, меня, Бабулечку - Ягулечку без помощников оставили, теперь читать придётся учиться. Следила я за вами, честно играли, не обманывали меня. Обещала я вам, если справитесь с заданиями никого к себе не заберу, да ещё сюрприз приготовлю. Никого не заберу. И сюрприз приготовила.

Я жду вас к себе в гости.Теперь я точно знаю, что вы хорошо знаете сказки.

Сказки дарят чудеса

Без сказки нам прожить нельзя.

Пора со сказкой на прощаться,

До встречи скажем им друзья.

Литературная викторина для старшей и подготовительной группы «Наши любимые сказки»

ЦЕЛЬ:
Закрепление знаний детей о русских народных сказках
ЗАДАЧИ
• Активизировать знания детей о русских народных сказках;
• Закрепить умение узнавать сказку по реплике, а так же узнавать героя по описанию портрета;
• Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать персонажа сказки схематично);
• Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа;
• Развивать командных дух умение действовать согласованно;
• Следить за осанкой детей.
                                              Ход викторины.

В. Ребята, накануне мы с вами вспоминали русские народные сказки, беседовали о пословицах, играли в разные игры, рисовали и лепили сказочных героев и даже изображали сюжетные композиции. Скажите, кто же написал эти сказки?
Д. Русский народ.
В. Молодцы. Для начала вам следует разделиться на две команды. Подойдите к столу и выберите по одной картинке (колобка или репки). Кто выбрал картинку колобка - проходите за стол слева, кто выбрал репку – за стол справа. Капитанов команд и название своей команде выбирайте сами.

1 задание «Смотри не зевай и загадку отгадай»
Героев сказок много,
Их всех не перечесть.
Ребята, угадайте,
О ком веду я речь?


1. Девочка из снега тут же ожила:
Ножкой шевельнула, ручкой повела.
Не любила солнце, не ждала тепла
И зачем с подружками по ягоды пошла?
(«Снегурочка»)
2. По дороге в лес катился,
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой.
(«Колобок»)
3.Колотил, да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
4.Человечек этот мал
Да уж очень он удал.
Сам расправился с лисой,
Прибежал к себе домой.
Обнял его котик, обнял петушок,
А ты узнал его дружок?
(«Жихарка»)
5. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.
(«Гуси – лебеди»)
6. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»)
2 задание «Назовите сказку по первой букве»
Выходите капитаны команд и выберите карточку любого цвета. Вам нужно вспомнить название сказки, с той буквы, которую вы выбрали. Команде «Репка» назвать сказку, которая начинается на букву «М», а команде «Колобок» на букву «С».
( «Маша и медведь», «Снегурочка»).

3 задание «Угадайте героя по реплике»
- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята «Волк и семеро козлят»)
- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)
- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)
- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)
- «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка»)

 Следующее задание – 4. «Узнай персонажа сказки по описанию»

1. «…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)                                                                                                                               2. «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка»)
3. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)
4.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)

Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется
«Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам нужно быстро отвечать.
1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»
2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
4. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
5. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»
6. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»
7. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
8. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»
Воспитатель: Ребята, кто скажет, что такое хлебобулочное изделие?
Дети. Это те изделия, которые пекут из муки.
Воспитатель: Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Дети: Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.
9.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
10. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»
Задание 6 «Исправь ошибки»
Я буду говорить название сказки, а вы будете меня исправлять. Вопрос команде «Колобок», затем «Репка».
1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);
2. «Утки – лебеди» (гуси);
3. «У страха глаза огромны» (велики);
4. «Заюшкин домик» (избушка);
5. «Даша и медведь» (Маша);
6. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).
Воспитатель: Замечательно.                                                                                                                                                И последнее задание звучит
«Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. Приготовьтесь и будьте внимательны.
1. За добро - …(добром платят);
2. Без труда - …(не вытащишь и рыбку из пруда);
3. Под лежачий камень – … (вода не течет);
4. Друзья - … (познаются в беде);
В. Ребята хотелось бы вам сказать, что наша викторина подошла к концу спасибо вам большое. Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете наши русские народные сказки. Подведение итогов.

«Крылатый, мохнатый да масляный»                            

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
 — Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:
 — А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:
 — Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:
 — А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
 — Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
 — Завтра же работу поменяем!

 Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

 — Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
 — На охоту.
 — А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!

 — Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:
 — На сметане да с сахаром!

А лиса ему:
 — Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:
 — Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:
 — Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:
 — Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

 Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Крылатый, мохнатый да масленый

Сказка Кот и Лиса

Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу - пускай пропадает.

Кот ходил, ходил и набрел на избушку. Залез на чердак и полеживает себе. А захочется есть - пойдет в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта - опять на чердак, и горя ему мало!

Вот пошел кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидала кота и дивится: “Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!”

Поклонилась лиса коту и спрашивает:

- Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашел и как тебя по имени величать? А кот вскинул шерсть и отвечает:

- Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.

- Ах, Котофей Иванович! - говорит лиса. - Не знала я про тебя, не ведала. Ну, пойдем же ко мне в гости.

Кот пошел к лисице. Она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама все спрашивает:

- Котофей Иванович, женат ты или холост?

- Холост.

- И я, лисица, - девица. Возьми меня замуж!

Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, а кот остался дома.

Бегала, бегала лиса и поймала утку. Несет домой, а навстречу ей волк:

- Стой, лиса! Отдай утку!

- Нет, не отдам!

- Ну, я сам отниму.

- А я скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!

- А кто такой Котофей Иванович?

- Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

- Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. А как бы мне на него посмотреть?

- У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не по нраву придется, сейчас съест! Ты приготовь барана да принеси ему на поклон: барана-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы кот тебя не увидал, а то, брат, тебе туго придется!

Волк побежал за бараном, а лиса - домой.

Идет лиса, и повстречался ей медведь:

- Стой, лиса, кому утку несешь? Отдай мне!

- Ступай-ка ты, медведь, подобру-поздорову, а то скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!

- А кто такой Котофей Иванович?

- А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою. Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы - Котофея Ивановича - жена.

- А нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?

- У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не приглянется, сейчас съест. Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то тебе туго придется!

Медведь пошел за быком, а лиса - домой.

Вот принес волк барана, ободрал шкуру и стоит раздумывает. Смотрит - и медведь лезет с быком.

- Здравствуй, Михайло Иванович!

- Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?

- Нет, Михайло Иванович, сам их дожидаю.

- А ты сходи-ка к ним, позови, - говорит медведь волку.

- Нет, не пойду, Михайло Иванович. Я неповоротлив, ты лучше иди.

- Нет, не пойду, брат Левон. Я мохнат, косолап, куда мне!

Вдруг - откуда ни возьмись - бежит заяц. Волк и медведь как закричат на него:

- Поди сюда, косой!

Заяц так и присел, уши поджал.

- Ты, заяц, поворотлив и на ногу скор: сбегай к лисе, скажи ей, что медведь Михайло Иванович с братом Левоном Ивановичем давно уже готовы, ждут тебя-де с мужем, с Котофеем Ивановичем, хотят поклониться бараном да быком.

Заяц пустился к лисе во всю прыть. А медведь и волк стали думать, где бы им спрятаться.

Медведь говорит:

- Я полезу на сосну. А волк ему говорит:

- А я куда денусь? Ведь я на дерево не взберусь. Схорони меня куда-нибудь.

Медведь спрятал волка в кустах, завалил сухими листьями, а сам влез на сосну, на самую макушку, и поглядывает, не идет ли Котофей Иванович с лисой.

Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе:

- Медведь Михайло Иванович с волком Левоном Ивановичем прислали сказать, что они давно ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном.

- Ступай, косой, сейчас будем.

Вот и пошли кот с лисою. Медведь увидел их и говорит волку:

- Какой же воевода-то Котофей Иванович маленький!

Кот сейчас же кинулся на быка, шерсть взъерошил, начал рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится:

- Мау, мау!

Медведь опять говорит волку:

- Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!

Захотелось и волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать. И начал волк потихоньку разгребать листья. Кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что это мышь, да как кинется - и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк перепугался, вскочил и давай утекать. А кот сам испугался и полез на дерево, где сидел медведь.

“Ну, - думает медведь, - увидел он меня!”

Слезать-то было некогда, вот медведь как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил, вскочил - да наутек.

А лисица вслед кричит:

- Бегите, бегите, как бы он вас не задрал!..

С той поры все звери стали кота бояться. А кот с лисой запаслись на всю зиму мясом и стали жить да поживать. И теперь живут.

 

Сказка «Под грибом»

Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом - дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит Муравей. - Я один тут кое-как уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!
Потеснились - пустили Мышку под грибок.
А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..
- Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться?
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба - радуются.
осказках.ру - oskazkax.ru
Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось .А вы догадались?
 Сказки онлайн. Под грибом

КАК ОСЛИК СЧАСТЬЕ ИСКАЛ

Ослик очень хотел найти счастье. Но сначала надо было узнать, что это такое. И он отправился к своему соседу — Барашку.

— Здравствуй, у тебя счастье есть? — спросил Ослик.

— Сейчас посмотрю. Заходи!

Ослик зашёл. А Барашек заглянул в кладовку… под кровать… в холодильник… И пожал плечами:

— Что-то не видно…

— Значит, нет. Очень жаль! И Ослик собрался уходить.

— Послушай, Ослик! — остановил его Барашек. — Может быть, вот это счастье? — и он расстелил перед Осликом пушистый шерстяной платок.

— Нет, не думаю, — сказал Ослик и направился к двери. — Зайду, пожалуй, к Козочке. Может, у неё есть счастье.

— Козочка, скажи, пожалуйста, нет ли у тебя счастья?! — с надеждой спросил Ослик.

— Счастья?! — Козочка поставила расписную миску на стол и задумалась. — Наверное, есть… только я не помню, где оно лежит…

— Та-ак… — сказал Ослик. — У Барашка счастья нет, у тебя тоже нет…

— Да, но у меня есть молоко! — воскликнула Козочка. — Оно такое вкусное! И полезное! И вообще!..

— Счастье — это не «вообще»! — очень умно заметил Ослик и, попрощавшись с Козочкой, пошёл к Селезню.

Селезень сидел на воде за большим листом кувшинки и завтракал. Он ел своё любимое блюдо — «салат из водорослей с плавунцами» и крякал от удовольствия.

— Привет, Селезень! Я ищу счастье, — сказал Ослик. — У тебя случайно нет?..

— Ка-ак не быть?! — крякнул Селезень.

Ослик так и подпрыгнул.

— А посмотреть можно?!

Селезень сбросил с большого ведра крышку и, гордо выпятив грудь, сказал:

— Вот! Смотри!

Ослик сунул голову в ведро:

— Ты что?! Смеёшься?! Это же головастики!

— Да, но целое ведро! Это же счастье! — воскликнул Селезень.

— Мне такое счастье не подходит! Прощай!

Пошел Ослик дальше и забрёл в лес.

— Ау-у, Ослик! — кто-то тихо позвал его.

Ослик спрятался за дерево и прислушался… Кусты зашевелились — и на дорожку вышли… Козочка и Барашек!

— Ну, как? — спросили они. — Нашёл счастье?!

Ослик печально вздохнул и покачал головой…

— Слушай меня внимательно! — прокричал им с ёлки старый Ворон:

У сосны, где синий лес
Поднял ветви до небес,
Где ручей журчит в овраге,
Где медведь рычит в берлоге,
Там найдете ваше счастье!
Пусть же вам помогут… ноги!

Долго бежали Ослик, Козочка и Барашек.

А когда, запыхавшись, остановились, прямо перед собой увидели сосну — высокую-превысокую! Ту самую!

А счастье?! Где оно? Неужели старый Ворон обманул их?!

Ослик обошёл дерево вокруг и увидел маленькую Девочку! Она сжимала в руках синее ведёрко и дрожала от холода.

— Не бойся! — ласково сказала ей Козочка.

— Мы тебя не обидим! — успокоил Девочку Барашек.

А Ослик спросил:

— Ты — счастье?!

— Я — Маша, — сказала Девочка. — Я хочу есть! Мне холодно! Я хочу домой!

— Я — сейчас! — сказала Козочка, взяла синее ведёрко и скрылась за кустом…

Вскоре она вернулась и поставила ведёрко, доверху наполненное молоком, перед Девочкой.

— Выпей молочка! — сказала Козочка. — Парное!

И Маша с удовольствием выпила всё молоко до капельки!

— Сейчас тебе станет тепло! — сказал Барашек и накинул Девочке на плечи пушистый шерстяной платок, который всегда носил с собой.

И Маша сразу согрелась и перестала дрожать.

— А теперь домой! — сказал Ослик.

Маша уселась на Ослика верхом. И все тронулись в путь. Дорога домой всегда короче и веселее!

— Смотрите! Смотрите! Вот мой дом! — Маша соскочила с Ослика и захлопала в ладоши.

И в самом деле, Козочка, Барашек и Ослик увидели две стройные берёзки, а рядом с ними — нарядный домик с черепичной крышей.

Девочка поцеловала своих новых друзей: Ослика — в чёрный нос, Козочку — в розовый, Барашка — в коричневый.

— Большое спасибо! Вы помогли мне! Это такое счастье!

Так Ослик и его друзья нашли своё счастье.

 

Трудолюбивая медведица

Проснулась однажды ранним утром медведица и пошла в лес хворост собирать. Вернулась она домой, разожгла большой огонь и начала суп готовить для своих медвежат.
Насыпала бобы и через некоторое время котелок закипел с супом и пошел аромат.
Медведица сама себе и говорит:
"Соль и перец положила, только где мне взять чубрицу, чтоб все увидели какой вкусный суп получится!"
Вспомнила медведица, что Кума лиса прославилась на весь лес хорошей хозяйкой. Решила пойти и у Лисы попросить чубрицы.

Медведица собралась и быстренько пошла, чтоб успеть вернуться, пока суп не успел свариться. По дороге она встретила зайца и завела разговор:
- Жив, здоров ли ты Серый? - Приходи в гости, капустой угощу.
Так за разговорами часа два пролетело. 
"
Эх, зачем мне заяц встретился, столько времени потеряла" - подумала Медведица, и поспешила дальше к Лисе.

Не успела медведица отойти, как услышала дятла на дереве и говорит:
- Слушай, Дятел, я вчера думала тебя найти. Стучишь с самого утра и будишь моих медвежат!
Так за разгоровом еще час пролетел. Вспомнила медведица про чубрицу и дальше к лисице заторопилась.

А тем временем проснулись медвежата и сами пошли гулять в лес. В лесу протекала речка, где медвежата пускали кораблики. Так за игрой утро прошло и наступило время обеда. Медвежата прибежали домой и говорят:
"Время обеда настало,
Где же наша мама?
Нет ни кружки, не ложки,
Кушать охото немножко!" 
Так и легли отдохнуть в тенек голодные.

А мама медведица по дороге встретила двух сорок сидевших на кустах и начала распрашивать о новостях, что творится в лесу. Узнав все подробности Медведица пошла навестить Ежика.
Ежик в этот момент был болен. Медведица стала давать ему советы:
"Чувствую простыл ты немножко! - Есть ли у тебя кашель и насморк? - Возьми аспирина, чай завари и пей горячим с малиной". 
За разговорами Медведица совсем забыла про свой суп.

Уже стало смеркаться, а мама Медведица дальше пошла. Подходит к большому дереву, а там белка с мышонком сидят. Мышонок на качелях качается, белка начала рассказывать, какие запасы на зиму делает. За разговорами еще пару часов пролетело.

Тут взошел месяц на небе и загорелись ясные звезды. Тут Медведица вспомнила, что у нее суп варится и медвежата голодные ее ждут. Бросилась она со всех ног бежать домой. Прибежала, смотрет, а суп весь выкип и медвежата голодные спят.
Так медведица за разговорами до лисицы и не дошла, суп не сварила, и своих малышей не накормила.

 

Сказка  «Кот- рыболов»                                                                          Пошёл как-то Кот на речку рыбу ловить и у самой опушки Лису встретил.

Помахала Лиса пушистым хвостом и говорит медовым голоском:

— Здравствуй, кум-куманёк, пушистый коток! Вижу, рыбку ловить собрался?

— Да вот хочу котятам моим рыбки принести.

Лиса глаза опустила и совсем тихо спрашивает:

— Может быть, ты и меня рыбкой угостишь? А то всё куры да утки…

Усмехнулся Кот:

— Так и быть. Первую рыбку тебе отдам.

— Уж не знаю, как тебя благодарить.

— Ладно, ладно.

Пошёл Кот дальше, а Лиса за ним вприпрыжку бежит и про себя шепчет:

— Первая рыбка моя, первая рыбка моя!..

А тут из-за ствола мохнатой ели вышел им навстречу большой лохматый Серый Волк.

— Здорово, браток! — прохрипел Волк. — На рыбалку топаешь?

— Да вот, хочу котятам…

— Ну а мне… рыбёшки подбросишь, браток? А то всё козы да овцы, козлы да бараны… Мне бы чего-нибудь постненького!

Усмехнулся Кот:

— Ну ладно. Первая рыбка Лисе, а вторая — тебе!

— Молодец, браток! Спасибо!

— Ладно, ладно.

И все пошли дальше, к реке поближе. Шагает Кот по лесу, за ним Лиса вприпрыжку бежит, про себя шепчет: «Первая рыбка моя, первая рыбка моя!»

Волк позади ковыляет, бормочет:

— А вторая моя! А вторая моя!

Вдруг из самой чащи вышел Медведь.

Увидел Кота с удочкой, как заревёт:

— Эй, сынок! Ты что — рыбу ловить?

— Вот хочу котятам…

— Слушай, сынок, неужели мне, старику, рыбы не дашь? Я ведь до смерти люблю рыбу-то! А то всё быки да коровы, с рогами да копытами…

Кот усмехнулся в усы, говорит:

— Первую рыбку я Лисе обещал, вторую Волку, а тебе уж третья будет.

— Пусть третья, только чтоб самая большая!

— Ладно.

И все дальше пошли, к реке поближе.

Впереди Кот шагает, за ним Лиса вприпрыжку бежит, за Лисой Волк крадётся, позади всех Медведь вперевалку топает.

— Первая рыбка — чур, моя! — шепчет лиса.

— А вторая — моя… — бормочет Волк.

— А третья — вот такая — моя! — рычит Медведь.

Так и пришли все к реке.

Снял с себя Кот мешок, рядом ведёрко поставил, стал удочку разматывать. Лиса, Волк и Медведь в кустах неподалёку устроились: своей доли улова дожидаются.

Насадил Кот на крючок червяка, закинул удочку, уселся поудобнее и на поплавок уставился.

Приятели в кустах тоже с поплавка глаз не сводят. Ждут.

Лиса шепчет:

— Ловись, рыбка, большая и маленькая…

И вдруг поплавок дрогнул.

Лиса ахнула:

— Ах, моя рыбка клюёт!

Поплавок на воде заплясал, запрыгал; от него круги во все стороны побежали.

— Дёргай! Дёргай! Тащи мою рыбку! — закричала Лиса.

Испугался Кот — дёрнул. Сверкнула серебром рыбка и с плеском ушла под воду.

— Сорвалась! — прохрипел Волк. — Поторопилась, глупая, крик подняла… Ну, теперь моя очередь! Моя-то уж не сорвётся!

Насадил Кот на крючок нового червяка и снова закинул удочку.

Потирает Волк лапы, приговаривает:

— Ловись, рыбка, большая и крупная… Ловись…

Тут как раз поплавок вздрогнул и пошёл гулять по воде. Кот удилище уже в лапку забрал.

— Не дёргай! — рычит Волк. — Дай рыбе покрепче зацепиться.

Отпустил Кот удочку, а поплавок вдруг сразу остановился.

— Вот теперь тащи! — скомандовал Волк.

Кот дёрнул удочку — на конце лески голый крючок болтается.

— Дождался, — хихикнула Лиса. — Твоя рыбка всего червяка объела!

Кот насадил на крючок нового червяка и в третий раз закинул удочку.

— Ну, теперь тихо! — рявкнул Медведь. — Если мою рыбку спугнёте — я вам!.. Вот она!!!

Поплавок весь ушёл под воду, леска как струна натянулась: вот-вот оборвётся…

— Хо-хо! — радуется Медведь. — Это моя! Как наказывал, самая большая!

Кот еле-еле на берегу держится: рыбина, того и гляди, его в воду стащит.

Вот из воды уже показалась страшная, усатая морда…

Вот так сом!

— Я первая, это моя!.. Не дам!!! — вдруг взвизгнула Лиса и кинулась в реку.

— Не-е-е-ет, шалишь… Моя будет! — зарычал Волк и нырнул вслед за Лисой.

Медведь на берегу ревёт во всё горло:

— Ограбили!.. Разбойники!..

А в воде уже бой идёт: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают.

Медведь не долго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду.

Вода в реке как в котле кипит. То и дело наверх чья-нибудь голова вынырнет: то лисья, то волчья, то медвежья. Из-за чего дерутся — неизвестно. Рыба-то уже давно уплыла.

Усмехнулся Кот в усы, смотал удочку и пошёл другое место искать. Где поспокойнее. http://www.e-reading.club/illustrations/90/90499-i_006.png

                                                                                                                                                         

Сказка Яблоко                                                                                                       Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Ёж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

https://cs6.livemaster.ru/storage/b2/9a/66a72ce5abd121f493ee026e1a2y.jpg               

Сказка «Палочка- выручалочка»                                                            Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.

— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

— Зачем тебе палка? Что в ней толку?

— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:

— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

— Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

— Помогите, помогите! — чирикали они.

Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо

Думал Ёжик, думал и придумал.

— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

— Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу:

— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

— Стой!

Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.

Заяц даже опешил:

— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки  останешься?

— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял Заяц.

— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--palochka-vyruchalochka--10.jpg                                                           

Сказка  «Колосок»                                                                                       Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.

А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок.
А мышата опять своё:
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.

А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного досуга для детей старшей и подготовительной групп Развлекательная игра–викторина «Любимые сказки»

Цель: закрепить умение понимать мораль знакомых сказок. Подготовка детей: Повторить знакомые сказки «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Легкий хлеб», «Ляпунюшка» Реквизиты: 1...

Литературная викторина для детей старшей и подготовительной группы «В гостях у сказки»

Целью работы является: закрепление с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок;  развитие у детей слухового внимание, творческого воображения; воспитание у детей интереса к сказкам; вызо...

Музыкально – литературная викторина для детей старшей и подготовительной групп  «Мой город Москва»

Закрепление и обобщение знаний  детей о родном городе – Москве, воспитание  у детей чувства гордости за свой город, любви к нему, желания  узнать о нём еще больше....

Литературная викторина для детей старшей и подготовительной групп

В викторине участвовали дети старшей и подготовительной групп.Дети отгадывали названия раннее прочитанных сказок по загадкам, по иллюстрациям;  отгадывали сказочных героев.По окончании викторины ...