Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Сураева Галина Арсентьевна

Консультация для родителей касательно развития памяти детей старшего дошкольного возраста: теоретические аспекты и практические занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5razv_pamyati.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти

у детей старшего дошкольного возраста

Составила воспитатель

старшей группы  Сураева Г.А.

Память - это процесс, выполняющий функции сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Эта функция не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

 В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной.

Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю дошкольник учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать.

 Произвольная память развивается активнее, если побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у него, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора.  Память заключается в узнавании, запоминании, а также воспроизведении необходимого материала.

Ребенок может беспрепятственно рассказать выученное стихотворение, пользоваться выученными правилами в ходе игры,  все это он запомнил. Бывает, что ребенку не удается вспомнить определенное название или, стихотворение, описать объект, но с легкостью узнаёт  предметы, когда в очередной раз их воспринимает.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Развиваем ассоциативную память

«Я знаю пять…».

 Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».

«Назови пару».

 Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

«Руки помнят».

 Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите  ребенка пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.

«Графический диктант».

Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте ему чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.

«Марионетки». 

 Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите  по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

«Слушай и исполняй»

Развитие двигательной памяти.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игры для развития зрительной памяти

«Что изменилось?»

 Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте ему  время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.

«Вспомни и нарисуй».

 На 1 минуту покажите ребенку картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.

        

«Опиши соседа».

Эта игра подходит для группы детей. Детям дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

«Дорога домой». 

Во время прогулки с ребенком, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание  на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.

«Опиши предмет»

 Развитие произвольной зрительной памяти.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игры для развития слуховой памяти.

«Запомни слова»

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

 «Запоминаем вместе».

 Развитие слуховой памяти.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игры для развития смысловой памяти.

 «Вспомни пару».

 Развитие смысловой памяти

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

 «Пары картинок».

Развитие смысловой памяти

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

  «Пара слов».

Развитие смысловой памяти.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

 

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения ребенка в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Ребенку, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательных рассказов

Опыт работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Технология развития памяти....

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыко...

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

1. «Кому что нужно для работы» 2. «Создай образ» 3. «Не забудь картинку» 4. «Нарисуй правильно схему»...

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Важность развития произвольности памяти в дошкольном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития пс...

Картотека игр на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Несколько игр на развитие зрительной и двигательной памяти, внимательности, звукого анализа и моторики детей....