Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Развитие памяти – это не просто заучивание стихов или перечисление цветов радуги. Это тонкая настройка внутреннего камертона, позволяющего улавливать гармонию мира, запоминать ее оттенки и воспроизводить в нужный момент. Как говорил Цицерон: "Память – сокровищница и страж всех вещей".Научно подтверждено, что память у дошкольников – это сложный и развивающийся процесс, который зависит от множества факторов, включая виды памяти, окружающую среду и методы обучения. Понимание этих аспектов поможет родителям и педагогам создать оптимальные условия для эффективного развития памяти у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

Память детей старшего дошкольного возраста – это не просто хранилище информации, это зачаток могучего древа познания, ждущего благодатной почвы опыта и любознательности. В этом возрасте, подобно юным садовникам, дети активно удобряют свои умы новыми впечатлениями, формируя прочный фундамент для будущих знаний.

Развитие памяти – это не просто заучивание стихов или перечисление цветов радуги. Это тонкая настройка внутреннего камертона, позволяющего улавливать гармонию мира, запоминать ее оттенки и воспроизводить в нужный момент. Как говорил Цицерон: "Память – сокровищница и страж всех вещей".

Игры, словно яркие нити, связывают разрозненные кусочки информации в единое полотно. Рассказы, словно волшебные сказки, открывают порталы в мир фантазий, где каждое событие оставляет неизгладимый след в памяти. Повторение, словно заботливое поливание, укрепляет ростки знаний, позволяя им расцвести пышным цветом.

Развитие памяти – это не гонка за результатом, а увлекательное путешествие в мир познания, где каждый шаг – новое открытие, каждая встреча – новый урок. И в этом путешествии, как и в любом другом, важна поддержка и вдохновение, ведь, как говорил Виктор Гюго: "Память – это работа ума".

Исследования в области психологии и нейробиологии  показывают, что память у дошкольников имеет свои особенности и активно развивается в этот критический период их жизни. В этой статье мы обсудим, что наука говорит о памяти у детей дошкольного возраста.

Научно подтверждено, что память у дошкольников – это сложный и развивающийся процесс, который зависит от множества факторов, включая виды памяти, окружающую среду и методы обучения. Понимание этих аспектов поможет родителям и педагогам создать оптимальные условия для эффективного развития памяти у детей.

Рекомендации для родителей

1. Создавайте положительную атмосферу : Убедитесь, что ребенку комфортно и безопасно говорить о своих переживаниях и воспоминаниях.

2. Играйте в обучающие игры: Используйте игры, которые помогают развивать навыки запоминания (например, ролевые игры и викторины).

3. Чаще разговаривайте с ребенком: Обсуждение событий дня или простых фактов поможет ему улучшить эпизодическую и семантическую память.

Таким образом, внимание к развитию памяти у дошкольников может оказать огромное влияние на их будущие академические и социальные успехи.

Эти простые занятия помогут вам провести с пользой время со своим ребёнком.

«Кодовый замок»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход игры

Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он сообщает его волшебную цифру.

На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Если в группе много детей, можно провести эстафету.

Ящик

Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет. [20, c. 160] -Нем

Найди сам

Зрительную память детей хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

Узнай предмет

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Морские узлы

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения) .



Предварительный просмотр:

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

Память детей старшего дошкольного возраста – это не просто хранилище информации, это зачаток могучего древа познания, ждущего благодатной почвы опыта и любознательности. В этом возрасте, подобно юным садовникам, дети активно удобряют свои умы новыми впечатлениями, формируя прочный фундамент для будущих знаний.

Развитие памяти – это не просто заучивание стихов или перечисление цветов радуги. Это тонкая настройка внутреннего камертона, позволяющего улавливать гармонию мира, запоминать ее оттенки и воспроизводить в нужный момент. Как говорил Цицерон: "Память – сокровищница и страж всех вещей".

Игры, словно яркие нити, связывают разрозненные кусочки информации в единое полотно. Рассказы, словно волшебные сказки, открывают порталы в мир фантазий, где каждое событие оставляет неизгладимый след в памяти. Повторение, словно заботливое поливание, укрепляет ростки знаний, позволяя им расцвести пышным цветом.

Развитие памяти – это не гонка за результатом, а увлекательное путешествие в мир познания, где каждый шаг – новое открытие, каждая встреча – новый урок. И в этом путешествии, как и в любом другом, важна поддержка и вдохновение, ведь, как говорил Виктор Гюго: "Память – это работа ума".

Исследования в области психологии и нейробиологии  показывают, что память у дошкольников имеет свои особенности и активно развивается в этот критический период их жизни. В этой статье мы обсудим, что наука говорит о памяти у детей дошкольного возраста.

Научно подтверждено, что память у дошкольников – это сложный и развивающийся процесс, который зависит от множества факторов, включая виды памяти, окружающую среду и методы обучения. Понимание этих аспектов поможет родителям и педагогам создать оптимальные условия для эффективного развития памяти у детей.

Рекомендации для родителей

1. Создавайте положительную атмосферу : Убедитесь, что ребенку комфортно и безопасно говорить о своих переживаниях и воспоминаниях.

2. Играйте в обучающие игры: Используйте игры, которые помогают развивать навыки запоминания (например, ролевые игры и викторины).

3. Чаще разговаривайте с ребенком: Обсуждение событий дня или простых фактов поможет ему улучшить эпизодическую и семантическую память.

Таким образом, внимание к развитию памяти у дошкольников может оказать огромное влияние на их будущие академические и социальные успехи.

Эти простые занятия помогут вам провести с пользой время со своим ребёнком.

«Кодовый замок»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти.
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь.
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход игры

Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он сообщает его волшебную цифру.

На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Если в группе много детей, можно провести эстафету.

Ящик

Есть и еще одна игра на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет. [20, c. 160] -Нем

Найди сам

Зрительную память детей хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

Узнай предмет

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Морские узлы

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательных рассказов

Опыт работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Технология развития памяти....

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыко...

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

1. «Кому что нужно для работы» 2. «Создай образ» 3. «Не забудь картинку» 4. «Нарисуй правильно схему»...

Картотека игр на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Несколько игр на развитие зрительной и двигательной памяти, внимательности, звукого анализа и моторики детей....

Картотека игр и упражнений направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с деть...

памятка "Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста"

Для развития внимания и памяти детям необходима помощь взрослых (педагогов, родителей). Данная помощь должна быть целенаправленной, и включать в себя разнообразные формы и методы для развития данных п...