Николай Гумилев
учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Жизнь и творчество Н.С Гумилева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaygumilev.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Детство и юность

Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гу́милёва (1836—1910). Мать — Анна Ивановна, урождённая Львова (1854—1942).

В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо переносил шум. Со слов Анны Ахматовой («Труды и дни Н. Гумилёва», т. II) своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в шесть лет.

В Царскосельскую гимназию он поступил осенью 1894 года, однако, проучившись лишь несколько месяцев, из-за болезни перешёл на домашнее обучение.

Осенью 1895 года Гумилёвы переехали из Царского Села в Петербург, наняли квартиру в доме купца Н. В. Шалина на углу Дегтярной и 3-й Рождественской улиц, и в следующем году Николай Гумилёв стал учиться в гимназии Гуревича. В 1900 году у старшего брата Дмитрия (1884—1922) обнаружился туберкулёз, и Гумилёвы уехали на Кавказ, в Тифлис. В связи с переездом Николай поступил второй раз в IV класс, во 2-ю Тифлисскую гимназию, но через полгода, 5 января 1901 года, был переведён в 1-ю Тифлисскую мужскую гимназию. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва «Я в лес бежал из городов…».

В 1903 году Гумилёвы возвратились в Царское Село, и Николай Гумилёв в 1903 году вновь поступил в Царскосельскую гимназию (в VII класс). Учился он плохо и однажды даже был на грани отчисления, но директор гимназии И. Ф. Анненский настоял на том, чтобы оставить ученика на второй год: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи». Весной 1906 года Николай Гумилёв всё-таки сдал выпускные экзамены и 30 мая получил аттестат зрелости № 544, в котором значилась единственная пятёрка — по логике.

За год до окончания гимназии на средства родителей была издана первая книга его стихов «Путь конквистадоров». Этот сборник удостоил своей отдельной рецензией Брюсов, один из авторитетнейших поэтов того времени. Хотя рецензия не была хвалебной, мэтр завершил её словами «Предположим, что она [книга] только „путь“ нового конквистадора и что его победы и завоевания — впереди», именно после этого между Брюсовым и Гумилёвым завязывается переписка. Долгое время Гумилёв считал Брюсова своим учителем, брюсовские мотивы прослеживаются во многих его стихах (самый известный из них — «Волшебная скрипка», впрочем, Брюсову и посвящённый). Мэтр же долгое время покровительствовал молодому поэту и относился к нему, в отличие от большинства своих учеников, добро, почти по-отечески.

После окончания гимназии Гумилёв уехал учиться в Сорбонну.

Семья

Родители: отец Степан Яковлевич Гумилёв (28 июля 1836 — 6 февраля 1910). Мать Анна Ивановна, урождённая Львова (4 июня 1854 — 24 декабря 1942). От брата, контр-адмирала Льва Ивановича Львова, унаследовала вместе со старшей сестрой Варварой родовое имение Слепнёво в Бежецком уезде Тверской губернии, где воспитывала внука Льва.

Старший брат Дмитрий и сестра Александра.

1-я жена Н. Гумилева: Анна Андреевна Горенко (Ахматова) (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966). Их сын Лев Гумилёв (1 октября 1912 — 15 июня 1992).

2-я жена: Анна Николаевна Энгельгардт (1895 — апрель 1942). Их дочь Елена Гумилёва (14 апреля 1919, Петроград — 25 июля 1942, Ленинград). Анна Энгельгардт и Елена Гумилёва погибли от голода в блокадном Ленинграде.

Возлюбленная: Ольга Николаевна Высотская (18 декабря 1885, Москва — 18 января 1966, Тирасполь). Их сын Орест Николаевич Высотский (26 октября 1913, Москва — 1 сентября 1992).

Его 2 дочери и 1 сын Николай — единственные потомки поэта. На 2008 год живы:старшая дочь Ия Сазонова, у неё есть дочь и внучка,

3 дочери Ларисы Высотской, её младшей сестры, погибшей в 1999 году

За границей

С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала Анна Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В Сорбонне Гумилёв познакомился с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Эта мимолётная встреча через несколько лет сыграла роковую роль в судьбе поэта.

В Париже Брюсов рекомендовал Гумилёва таким знаменитым поэтам, как Мережковский, Гиппиус, Белый и др., однако мэтры небрежно отнеслись к молодому таланту. В 1908 году поэт «отомстил» за обиду, анонимно послав им стихотворение «Андрогин». Оно получило крайне благосклонный отзыв. Мережковский и Гиппиус высказали желание познакомиться с автором.

В 1907 году, в апреле, Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с учителем — Брюсовым и возлюбленной — Анной Горенко. В июле он из Севастополя отправился в своё первое путешествие по Леванту и в конце июля вернулся в Париж. О том, как прошло путешествие, нет никаких сведений, кроме писем Брюсову.

после нашей встречи я был в Рязанской губернии, в Петербурге, две недели прожил в Крыму, неделю в Константинополе, в Смирне, имел мимолётный роман с какой-то гречанкой, воевал с апашами в Марселе и только вчера, не знаю как, не знаю зачем, очутился в Париже.

Есть версия, что именно тогда Гумилёв впервые побывал в Африке, об этом также свидетельствует стихотворение «Эзбекие», написанное в 1917 году (Как странно — ровно десять лет прошло // С тех пор, как я увидел Эзбекие). Однако хронологически это маловероятно.

В 1908 году Гумилёв издал сборник «Романтические цветы». Сергей Маковский писал о нём: «Стихотворения показались мне довольно слабыми даже для ранней книжки. Однако за исключением одного — „Баллады“; оно поразило меня трагическим тоном».

На деньги, полученные за сборник, а также на скопленные средства родителей, он отправляется во второе путешествие. Прибыл в Синоп, где 4 дня пришлось стоять на карантине, оттуда в Стамбул. После Турции Гумилёв посетил Грецию, затем отправился в Египет, где и посетил Эзбикие. В Каире у путешественника неожиданно кончились деньги, и он вынужден был поехать обратно. 29 ноября[уточнить] он вновь был в Петербурге.

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.

Творчество

Основные черты

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.

Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран, тем не менее, совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».

Основные работы

Сборники стихов:

Горы и ущелья (рукописный) (Тифлис, 1901)

Путь конквистадоров (СПб.: типо-лит. Р. С. Вольпина, 1905)

Романтические цветы (Париж: Impr. Danzig, 1908) (Романтические цветы: Стихи 1903—1907 г. — 3-е изд. — СПб.: Прометей, 1918. — 74 с.)

Жемчуга (М.: «Скорпион», 1910)

Чужое небо (СПб.: Аполлон, 1912)

…Колчан (Москва-Петроград: Альциона, 1916) (Колчан: 4-я книга стихов. — 2-е изд. — Берлин: Петрополис, 1923. — 108 с.)

Костёр (СПб.: Гиперборей, 1918)

Фарфоровый павильон. Китайские стихи (СПб.: Гиперборей, 1918)

Шатёр. Стихи 1918 г. (Севастополь: Издание цеха поэтов, 1921) (Шатёр: стихи. — Ревель: Библиофил, [1921])

Огненный столп (Петербург: Петрополис, 1921)

Пьесы:

Дон Жуан в Египте (1912)

Игра (1913, опубликована 1916)

Актеон (1913)

Гондла (1917)

Дитя Аллаха (1918)

Отравленная туника (1918, опубликована 1952)

Дерево превращений (1918, опубликована 1989)

Охота на носорога (1920, опубликована 1987)

Драматические сцены и фрагменты[править | править код]

Ахилл и Одиссей (1908)

Зелёный тюльпан

Красота Морни (1919, опубликована 1984)

Проза:

Дитя Аллаха: Араб. сказка в 3 карт. (СПб., 1917)

Записки кавалериста (1914—1915)

Чёрный генерал (1917)

Весёлые братья

Африканский дневник

Вверх по Нилу

Карты

Девкалион

Поэмы:

Мик. Африканская поэма (СПб.: Гиперборей, 1918)

Поэма начала (1921)

Переводы:

Теофиль Готье «Эмали и камеи» (СПб.: изд-во б. М. В. Попова, вл. М. А. Ясный, 1914)

Роберт Браунинг «Пиппа проходит» (1914)

Альбер Самен «Полифем»

«Гильгамеш» (1918)

Уильям Шекспир «Фальстаф» (1921)

Критика:

Статьи и заметки о русской поэзии (1923)

Посмертные издания:

Гумилёв Н. С. Тень от пальмы. Рассказы. — Петроград: Мысль, 1922

Гумилёв Н. С. Стихотворения: Посмертный сборник. — 2-е доп. изд. — Пг.: Мысль, 1923. — 128 с.

Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии. — Петроград: Мысль, 1923. — 223 с.

Гумилёв Н. С. К синей звезде Неизданные стихи 1918 г. — Берлин: Петрополис, 1923

Гумилёв Н. С. Посмертные стихи. — Шанхай: Гиппокрена, 1935

Анализ стихотворения Гумилева «Ангел-хранитель»

Николай Гумилев несколько лет подряд добивался благосклонности Анны Ахматовой, периодически делал ей предложения и неизменно получал отказ. Лишь попытка самоубийства молодого поэта заставила Анну Ахматову изменить свое решение и выйти замуж за того, кого она считала своим другом и старшим братом. Впрочем, сам Гумилев был согласен на все, лишь бы больше не расставаться со своей избранницей. Он и не подозревал, что его будущая супруга обладает весьма твердым и целеустремленным характером. Совместная жизнь с такой «железной леди» обернулась для Гумилева настоящей пыткой уже через несколько недель после свадьбы.

Продолжая любить Ахматову, поэт очень скоро понимает, что его брак обречен на гибель. Отчасти в этом кроется и его вина, потому что Гумилев не воспринимает свою супругу в качестве поэтессы и даже мысли не допускает о том, что она по-настоящему талантлива. Как женщину он ее боготворит, хотя и понимает, что Ахматова вышла за него замуж из сострадания. Менее, чем через 10 месяцев после свадьбы, летом 1911 года Гумилев создает стихотворение «Ангел-хранитель», в котором смешивает стразу несколько образов.

Начинается это произведения с монолога ангела, который обращается к поэту и мягко упрекает его в унынии, которое имеет непосредственное отношение к неудавшейся семейной жизни. «Иль о жизни прежней, вольной, тайно загрустил?», — вопрошает ангел. Не получив ответа, он начинает убеждать главного героя, с которым отождествляет себя поэт, в том, что его жизнь сложилась весьма удачно и он получил то, что хотел. И никакие богатства мира не могут сравниться с возможностью

находиться рядом той, которая предназначена ему судьбой. Ахматову автор величает не иначе, как «госпожа» и «королева», хотя и признается, что его возлюбленная очень часто вызывает чувство гнева, а не симпатии благодаря своему своенравию и непокорности. Однако это совсем не повод для того, чтобы отказаться от любви к этой удивительной женщине. Эту мысль подтверждает и ангел-хранитель, отмечая: «Но покинуть королеву для вассала – стыд».

Гумилев не может понять, кем же он является для своей супруги, и это ощущение недосказанности будет всегда присутствовать в его взаимоотношениях с Ахматовой. Поэтому для себя поэт также выбирает роль ангела-хранителя, который «стоит, красноречивый, за свою сестру», т. е. постоянно морально поддерживает и оберегает Ахматову, которую уже не воспринимает в качестве жены, но все еще считает очень близким человеком.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от Анненского, Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Анализ стихотворения Гумилева «Детство»

Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении «Память» возникает фигура «некрасивого» и «тонкого» мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления природы. Обостренное восприятие живого мира позволяет автору наделить образ ребенка определением «колдовской». Юный герой сторонится сверстников, избрав своими друзьями «дерево» и «рыжую собаку».

Основные мотивы, пунктирно намеченные в «Памяти», получили развернутую характеристику в стихотворении «Детство», появившемся весной 1916 г. Оно начинается с декларации детской любви к неброской картине окружающей природы: обширным «медом пахнущим» лугам, редкому лесу, сухотравью, в котором встречается пасущийся скот.

Во втором и третьем катренах на лидирующую позицию выходит мотив игры, которая послужила одной из причин привязанности маленького героя к родному пейзажу. Начиная с этого эпизода поэт активно применяет олицетворения: «пыльный» куст наделяется прямой речью и способностью шутить, а «дикий» ветер — играть с мальчиком. Образы лопуха и мать-и-мачехи возводятся в ранг «друзей» юного героя. В словах куста содержится намек на сокровенный смысл, который кроется за каждой из привычных реалий природы. Эта тайна кажется чувствительному ребенку особенно захватывающей.

С приходом осени забавы прекращались, и к юному лирическому субъекту приходило волнительное недетское ощущение конечности бытия. Последнее связано с загадкой вечного небесного начала, понимаемой мальчиком как продолжение интересной игры.

Финальный катрен демонстрирует позицию героя-взрослого, для которого изображенные воспоминания отделены прожитыми годами. Лирический субъект трактует «военные забавы» как продолжение увлекательной игры, связанной с поисками скрытых сущностей. Герой не останавливается в своих парадоксальных формулировках: в завершающем двустишии он уравнивает ценность человеческой крови, пролитой в сражениях, и «изумрудного сока» растений.

Отзывы современников

В Гумилёве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал её на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел. Гумилёв был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони.

— Ходасевич, «Некрополь»

Оценка Гумилёва критикой всегда была неоднозначной. Некоторые критики (Б. Садовской и др.) считали его бездарным и ничего не стоящим стихотворцем: считалось, что стихи Гумилёва не сочинялись сами, а тщательно продумывались и конструировались. Находили, что в его произведениях нет претензий к форме, но отсутствует самое главное: душа. Таким образом, его стихи воспринимались как искусная имитация творчества.

О Гумилёве Анненский написал так: «Николай Гумилёв… кажется, чувствует краски более, чем очертания, и сильнее любит изящное, чем музыкально-прекрасное. Очень много работает над материалом для стихов и иногда достигает точности почти французской. Ритмы его изысканно тревожны… Лиризм Н. Гумилёва — экзотическая тоска по красочно причудливым вырезам далёкого юга. Он любит всё изысканное и странное, но верный вкус делает его строгим в подборе декораций.»

Память

В городе Бежецке установлена скульптурная композиция, посвящённая Н. Гумилёву, А. Ахматовой и Л. Гумилёву.

Памятный знак в честь Н. Гумилёва установлен в посёлке Победино Краснознаменского района Калининградской области.

Памятник Н. Гумилёву в Коктебеле.

Памятник в посёлке Шилово Рязанской области.

Мемориальная доска в виде бронзового барельефа на Доме искусств в Калининграде.

Мемориальная доска в усадьбе Гумилёвых в селе Градницы Бежецкого района Тверской области.

В честь Н. Гумилёва назван астероид (4556) Гумилёв, открытый астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной 27 августа 1987 года.

В 2011 году Почта России выпустила конверт с изображением книг Н. Гумилёва и маркой с портретом поэта.

В 2016 году установлен памятник в городе Всеволожске

15 апреля 2019 года на территории Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена состоялось торжественное открытие памятника поэту.

Арест и расстрел

3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был казнён.

24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием, что приговор уже приведён в исполнение. Гумилёв и ещё 56 осуждённых, как установлено в 2014 году, были расстреляны в ночь на 26 августа. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно, во вновь обнаруженных документах это не указано. Распространены следующие версии:

Бернгардовка (долина реки Лубьи) во Всеволожске. Мост через реку Лубья, на берегу установлен памятный крест.

Район пристани «Лисий Нос», за пороховыми складами. Глухая местность недалеко от ж/д-станции «Раздельная» (ныне Лисий Нос) ранее использовалась как место проведения казней по приговорам военно-полевых судов.

Анна Ахматова считала, что место казни было на окраине города в стороне Пороховых.

Ковалёвский лес, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи.

Крест-кенотаф в вероятном месте расстрела Гумилёва. Бернгардовка (долина реки Лубьи)

Крест-кенотаф в вероятном месте расстрела Гумилёва. Ковалёвский лес, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи

Пирс в Лисьем Носу — традиционное место казней в Петербурге и возможное место расстрела Гумилёва

Лишь в 1992 году Гумилёв был реабилитирован.

Версии событий 1921 года

О причастности Гумилёва к заговору В. Н. Таганцева есть три версии:

Гумилёв участвовал в заговоре — официальная советская версия 1921—1987 годов, поддержанная некоторыми знавшими поэта эмигрантами и рядом биографов, например, В. Шубинским.

Гумилёв не участвовал в заговоре, а лишь знал о нём и не донёс — версия 1960-х годов, распространённая в СССР времён перестройки (1987—1991) и в наши дни.

Заговора не существовало вообще, он полностью был сфабрикован ЧК в связи с Кронштадтским восстанием — в 1992 году дело было признано сфабрикованным и все осуждённые по делу «Петроградской боевой организации» были реабилитированы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства. Император Александр III — сыну Николаю

Общеизвестна христианская святая семья из трех дочерей Вера, Надежда, Любовь и трех благодетелей - смирение, кротость и благо, и мать их София Премудрая приводят жизненный путь к Славе, т.е. к прослав...

"Николай Чудотворец".

Комплексное занятие "Николай Чудотворец" включает в себя современные технологии обучения: диалоговую, игровую, информационную. В ходе мероприятия реализуются следующие программные задачи: ознакомление...

"В гостях у Ивана да Марьи накануне праздника Святого Николая"

Интегрированная образовательная деятельность по образовательным областям: музыкальная, коммуникация, познание и художественное творчество (ИЗО) для детей в возрасте 6-7 лет....

Литературная викторина "Произведения Николая Носова"

Литературная викторина "Произведения Николая Носова" предусмотрена для детей подготовительной к школе группы. Викторина проходит ввиде соревнования 2-х команд, где дети участвуют в блиц- турнире, конк...

Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Беседы в великих соотечественниках с детьми 5-7 лет....

Образование в России от Петра I до Николая I (17-19 век).

Образовательные реформы в России в 17-19 веках....

Технологическая карта: «Куобах кутуруга». Николай Гаврилович Золотарев - Николай Якутскай остуоруйатыттан

laquo;Куобах кутуруга».Николай Гаврилович Золотарев - Николай Якутскай остуоруйатыттан...