Проект познавательно-творческий «За добрые дела - всегда похвала» Подготовительная группа
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Попова Ольга Николаевна

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, показывает выход из сложных ситуаций.

Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знание о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект познавательно-творческий

«За добрые дела - всегда похвала»

Подготовительная группа

— «Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты.»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь - май)

Участники проекта: дети, родители, педагоги, воспитатель

Актуальность:

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, показывает выход из сложных ситуаций.

Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знание о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Слушая и читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну. Оценить ее своеобразие и неповторимость. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполняющей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам. Высоко ценил народную русскую сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русской народной сказке, как к произведению искусства.

Задачи:

Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Воспитывать на основе содержания русской народной сказки уважение к традициям народной культуры.

Расширять представление детей о сказках.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь, ценить красоту.

Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок.

Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.

Дать определение понятий русской народной сказки, как жанра устного народного творчества.

Проследить историю возникновения сказок и их технологию.

Практическая значимость:

Расширение представлений о русских народных сказках, развитию творческих способностей у детей.

Верим, что проект принесет пользу, а сказки станут прекрасным помощником в воспитании подрастающего поколения.

Гипотеза:

Русские народные сказки учат нас добру, мудрости и честности. Они учат нас правильному поведению, уважительному отношению к старшим, не грубить взрослым и помогать друг другу в трудную минуту.

Проблема

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня полноценного общения детей и родителей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми. Дети знают мало русских народных сказок. Детские психологи считают - это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Приобщение детей к традиции семейного чтения не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развило ребенка, сблизило его с родными людьми. Поэтому решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Ожидаемый результат:

  • К концу года дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
  • Проявится любовь к русским народным сказкам и театральной деятельности.
  • Знать и называть прочитанные сказки, их авторов, персонажей, мораль.
  • Знать различные виды сказок и уметь инсценировать их.
  • Уметь самостоятельно выбирать сказку.
  • Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

Продукт проектной деятельности:

  1. Изготовление настольного кукольного театра, костюмов.
  2. Рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам .
  3. Создание мини-библиотеки по сказкам.

Основные этапы  реализации проекта:

I этап Подготовительный:

  • Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
  • Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
  • Оформление информационного уголка для родителей: «Русские народные сказки».
  • Пополнение библиотеки группы книгами.
  • Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Русские народные сказки».
  • Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
  • Дидактические игры: «Узнай сказку», «Сложи картинку».

II этап Основной:                          

Совместная деятельность детей и воспитателя:

  1. Чтение сказок.
  2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц.
  3. Пересказы прочитанных сказок.
  4. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  5. Викторина по сказкам.
  6. Посещение выставки «Мои любимые сказки»
  7. Инсценировки сказок.
  8. Пальчиковый театр.
  9. Театр с масками.
  10. Теневой театр.
  11. Работа с иллюстрациями по сказкам.

  Самостоятельная  деятельность детей:

  1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
  2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
  3. Самостоятельное составление сказок.
  4. Раскраски-книжки по сказкам.

Взаимодействие с родителями:

  1. Опрос-анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
  2. Беседа «Знакомство с проектом».
  3. Помощь в пополнении книжного уголка.
  4. Консультации для родителей «Какие сказки читаем детям».
  5. Информация для родителей в папке-передвижке «Читаем детям сказки».
  6. Родительское собрание «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
  7. Совместная творческая работа с детьми.
  8. Изготовление атрибутов для театрального уголка (маски, шапочки, костюмы).
  9. Конкурс поделок «Наши сказки».
  10. Совместное сотворчество родители - дети «Иллюстрируем любимую сказку».

Организационные формы работ

1.

Образовательная область «Социально-комуникативное развитие»

1. Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой»,

«Узнай, чья тень», «Добро-зло в сказках»

2. Музыкально - дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с

персонажами сказок, учить имитировать движения детей)

3. Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к

сказкам, вызвать желание слушать их), «Эти мудрые русские сказки».

4. Выставка «Моя любимая книга»

5.«Лучшие друзья», «На кого из сказочных героев я похож»

2.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. НОД по развитию речи «Любимые сказки», «В гостях у сказки».

2. Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку).

3. Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок»

4. Сочинение сказок детьми.

5.Пересказ сказок «У страха глаза велики», «Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и волк».

6. Рассказывание сказок по иллюстрациям.

3.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Знакомство с историей возникновения сказок.

2.Почему сказка называется сказкой. 3.Разные виды сказок: сказки волшебные и сказки о животных.

4. Персонажи русских народных сказок – какие они.

5. Сказки народные и сказки авторские. 6.Чему учат все сказки.

7. Рассматривание иллюстраций к сказкам

8 .Просмотр любой сказки на выбор детей

9.Беседы «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения), «Кто рисует иллюстрации к сказкам», «В гости к книге»

10. Трудовая деятельность: «Покажем Зайке, как мы трудимся»

4.

Образовательная область «Художественно-эстетическое

развитие»

1. Лепка «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Конек-Горбунок», «Мой любимый сказочный герой»

2. Рисование «Заюшкина избушка», «Колобок», «Моя любимая сказка», «Терем-теремок»

3.Аппликация «Избушка трех медведей», «Жар-птица»

4. Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для

Лисички», «Терема», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).

5. Постановка сказки «Репка».

6. Игра – драматизация по сказке «Теремок»

7. Чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.

8. Викторина «Это все присказка, не сказка - сказка будет впереди»

5.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»

2.Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси»

План реализации проекта

I блок «Сказки о животных»

II блок «Бытовые сказки»

III блок «Волшебные сказки»

IV блок «Литературные сказки»

III этап Заключительный:

— Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности;

— Оформление выставки детских рисунков по сказкам;

— Оформление мини-музея «Сказки в жизни детей»;

— Проведение викторины «Это все присказка, не сказка - сказка будет впереди»;

— Показ сказки-инсценировки по желанию детей;

— Составление альбома «Иллюстрации к моим сказкам»;

— Развитие интереса детей к сказкам;

— Закрепление умения применять свои знания в беседе;

— Воспитание чувства дружбы и коллективизма;

— Составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки, загадки);

— Составление памятки «Правила Дружбы»

Аспект Памятка «Правила Дружбы»

1. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи и его.

2. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

3. Умей принять помощь, советы и замечания от других детей.

4. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

5. Делись с товарищами, если у тебя есть интересные игрушки, книги.

6. Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно.

Результаты проекта:

1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.

2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.

4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.

Вывод:

«Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» - эта истина неоспорима. В своем проекте, на мой взгляд, нам удалось понять, что такое сказка, и то, что она влияет на воспитание младшего поколения.

Наша гипотеза подтвердилась. Во всех русских народных сказках встречаются ситуации, из которых ситуации, из которых «добрые молодцы», то есть мы - читатели, можем получить урок.

Воспринимая сказку дети сравнивают себя со сказочными героями, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Дети научились понимать смысл сказок, отличать добро ото зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.

Дети стали менее застенчивы, благодаря совместной работе детей и родителей.

Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовках выставок.

Заключение:

В сказке всегда есть урок, но урок, чаще всего - это дружеский совет. Сказка учит отличать добро и зло, хорошее от плохого. Вечные сказки, авторские и народные, в них спрятана волшебная сила. Сказки составляют бесценную сокровищницу  культуры человечества. Это искусство создано на века. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.