чтение художественной литературы. сказка "Гульгизар"
план-конспект урока по художественной литературе (подготовительная группа)

Шайхилисламова Ирина Филинадовна

Чтение башкирской сказки "Гульгизар" Ф.Губайдуллиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skazka_gulgizar.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение рассказа Ф.Губайдуллиной «Гульгизар».

Цель: 

формировать у детей представления о значении природы в жизни человека.

Задачи:

  1. Познакомить с башкирской писательницей Ф.Губайдуллиной.
  2. Познакомить с произведением «Гульгизар».
  3. Способствовать развитию у детей представления о значении природы в жизни человека; о роли целебных трав в жизни человека.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, источнику здоровья.
  5. Развивать интерес к башкирской художественной литературе.

Оборудование: иллюстрация травы «пастушья сумка», портрет Ф.Губайдуллиной.

Ход занятия.

Вступление.

- Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Давайте в знак приветствия все им улыбнемся!

Следить за осанкой детей на протяжении занятия.

- Вы знаете, как помогает природа сохранить здоровье людей?

(Природа - источник силы и здоровья. Человек пользуется чистой водой и дышит воздухом. Растения очищают воздух. Травы заваривают, пьют)

Основная часть.

- Сегодня я вас познакомлю с башкирской писательницей Фарзаной Губайдуллиной.

Вывешиваю портрет писательницы.

- Фарзана Губайдуллина пишет о красоте родного края, о силе добра и бессилии зла. Она написала много произведений для детей о природе,  о своем родном крае – Башкортостане.

- Произведение, с которым вы сегодня познакомитесь называется «Гульгизар», как вы думаете что это такое Гульгизар?

- Сейчас садитесь правильно, я прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно, потом расскажете кто же такая Гульгизар, запоминайте имена и  других героев, и чем они занимались.

Чтение произведения.

Словарная работа по ходу чтения.

Пасти – значит следить, сопровождать животных, домашних птиц, во время выгона на корм.

Монисты – это изделия из бисера, монет.

Физ. минутка.

Просыпается цветок,

Тянет к солнцу лепесток,

И от ветра он качается,

Низко-низко к земле наклоняется.

Снова поднимается и всем мило улыбается.

Беседа по содержанию:

- Кто такая Гульгизар?

- В сказке много имен, откуда они произошли?

Ветрило-брат (крутил ветряные мельницы, разгонял облака)

Бабушка-Кояшбике– освещала всю землю теплыми лучами.

Мама-веснянка – помогла озеленить всю землю после долгой зимы.

Талбике – печальная ива.

Акхылу – девушка-березка в белом сарафане

Ерекбике – печальная ольха.

- Какими словами вы можете описать девочку Гульгизар? Какая она? (радостная, добрая, большое сердце, росточком маленькая).

- О чем мечтала девочка Гульгизар? (она хотела носить сережки)

- Как осуществилась ее мечта? (Она всем помогала, брату ветрило – крутить ветряную мельницу, Ляйсан – поливать цветы, чтобы они не завяли, бабушке Кояшбике – озеленить землю, певчим птицам – вернуться на родину, и в день рождения, ей подарили серьги, о которых она мечтала).

- Какие хорошие поступки совершила Гульгизар? (подарила сережки Печальной иве, обмазала лечебной желтой глиной раны Белой березе, поздравила Ольху).

- Почему бабушка Кояшбике сказала: «Не горюй, внученька. Радуется не только тот, кто получает, вдвойне счастлив тот, кто дает»? Что это означает? (чем больше отдаешь людям, тем ты становишься счастливее)

- Кого она не смогла одарить, сделать подарок? (Землю)

- Что она сделала? (она положила на землю сумку, которую подарил братец пастух)

- Во что превратилась сумка? (в целебную траву «Пастушья сумка»)

Вывешиваю иллюстрацию травы.

Так ее назвали, т.к. она похожа на маленькую коробочку, по виду напоминающего маленькую коробкообразную пастушью сумку.

Пастушья-сумка помогает остановить кровотечение, быстро помогает заживлять раны.

Рефлексия.

С какой писательницей мы сегодня познакомились? С каким произведением?

Вам понравилось произведение?

Сейчас я начну предложение, а вы  закончите его:

Сказка понравилась, потому что …

Было интересно …

Теперь я знаю …

Меня удивило …

Сегодня я узнал …

У вас на столах есть листы и цветные карандаши. Я вам предлагаю нарисовать траву пастушья сумка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....