РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по художественной литературе

Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.
Ханс Кристиан Андерсен 

Сказка в жизни ребенка имеет огромное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Воспитание сказкой – один из самых древних методов в воспитании детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт, отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как можно и нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категорическое «Нельзя» [3].

Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, нужно подбирать сказки соответствующие возрасту ребенка. Совсем маленьким детям, которым нет еще и двух лет, больше подойдут колыбельные, ритмические стишки-прибаутки.

Далее, к трем годам можно подбирать классические детские сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции-повтора. «Бабка за детку, детка за репку…» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным сказкам «Три поросенка», «Красная шапочка». Так же важно знать, что в этом возрасте детям более понятны сказки про животных, человеческий мир может показаться им слишком сложным.

Сюжет сказок должен содержать в себе взаимовыручку героев, торжество справедливости и победу над несправедливостью и обманом.

Именно в три года ребенок начинает осознавать себя как личность, в его лексике появляется слово «я».  Дети начинают отождествлять себя с героями сказок, брать с них пример.  Поэтому важно чтобы герой сказки был примером для подражания. В 3-5 лет лучше подбирать сказки, где четко видно кто хороший, а кто плохой. В 5-6 лет можно брать  литературные сказки – Астрид Лингрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс. Ребенок не только сравнивает себя с героями, но и размышляет, как бы он поступил на их месте.

В детской литературе присутствуют как народные, так и авторские произведения.

Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил.

Авторская сказка - это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее единственного автора (авторов). Авторская сказка может быть написана на основе народного сказочного сюжета или иметь оригинальный авторский замысел. В сказке, написанной автором, подробно и детально описываются характеры, внешность героев, их переживания и чувства. Автор показывает свое отношение к персонажам, событиям происходящим в сказке. Каждый автор создает свой неповторимый, сказочный мир.

Как выше упомянуто существует несколько видов сказок присутствующих в воспитании дошкольников: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, смешанного типа. Рассмотрим их более подробно.

В сказках, где героями выступают животные, они, как правило, наделены человеческими чертами: ходят на двух лапах, разговаривают, носят одежду, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. В таких сказках много превращений, там «дети растут не по дням, а по часам (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»), с каждым днем все сильнее или краше становятся». Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка»), «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». В сказке Ш. Перро с помощью кота в сапогах нищий юноша женится на принцессе. А мальчик с пальчик побеждает великана.  В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. [5].

Характерной приметой бытовых сказок считается показ в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как часто мы слышим в русских народных сказках: «И было у отца три сына…» старший всегда умный, средний не очень, а младший – дурак. Но чаще всего старший и средний оказываются злыми и завистливыми людьми, а младший добрым и благородным и эти качества всегда побеждают. Так же в сказках братьев Гримм часто показаны реальные жизненные ситуации, которые полны задора («Бременские музыканты», «Умная Эльза»).

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, так и бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Так же существуют сказки для формирования мужских черт характера. Например:  «Колобок». В ней показан метод борьбы для мужчины, здесь  содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этой сказке можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине) [1].

А вот сказки - «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых - создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини - свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера [2].

Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому при ознакомлении детей со сказками полезно использовать их театрализацию, участником которой может выступать и сам ребёнок. Делая куклу «живой» ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

В результате проведения  таких занятий у детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к

концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и

совершенствовать волевые качества.

Также дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко

спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно. Также различать характеристики героев мальчиков и девочек, брать с них пример. Очень важно правильно выбрать сказку и после прочтения обсудить ее с ребенком. Так же можно позволить детям самим сочинять сказки, где они являются главными героями. Это поможет развить фантазию и память наших воспитанников.

 

Список литературы:

1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В.А. Аверин. - 2-е издание, перераб. - СПб., 2010

2. Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2011

4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 2012

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Иванова О.П.

ГБДОУ детский сад №18

Невского района

г. Санкт-Петербурга

Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.
Ханс Кристиан Андерсен 

Сказка в жизни ребенка имеет огромное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Воспитание сказкой – один из самых древних методов в воспитании детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт, отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как можно и нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категорическое «Нельзя» [3].

Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, нужно подбирать сказки соответствующие возрасту ребенка. Совсем маленьким детям, которым нет еще и двух лет, больше подойдут колыбельные, ритмические стишки-прибаутки.

Далее, к трем годам можно подбирать классические детские сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции-повтора. «Бабка за детку, детка за репку…» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным сказкам «Три поросенка», «Красная шапочка». Так же важно знать, что в этом возрасте детям более понятны сказки про животных, человеческий мир может показаться им слишком сложным. 

Сюжет сказок должен содержать в себе взаимовыручку героев, торжество справедливости и победу над несправедливостью и обманом.

Именно в три года ребенок начинает осознавать себя как личность, в его лексике появляется слово «я».  Дети начинают отождествлять себя с героями сказок, брать с них пример.  Поэтому важно чтобы герой сказки был примером для подражания. В 3-5 лет лучше подбирать сказки, где четко видно кто хороший, а кто плохой. В 5-6 лет можно брать  литературные сказки – Астрид Лингрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс. Ребенок не только сравнивает себя с героями, но и размышляет, как бы он поступил на их месте.

В детской литературе присутствуют как народные, так и авторские произведения.

Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил.

Авторская сказка - это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее единственного автора (авторов). Авторская сказка может быть написана на основе народного сказочного сюжета или иметь оригинальный авторский замысел. В сказке, написанной автором, подробно и детально описываются характеры, внешность героев, их переживания и чувства. Автор показывает свое отношение к персонажам, событиям происходящим в сказке. Каждый автор создает свой неповторимый, сказочный мир.

Как выше упомянуто существует несколько видов сказок присутствующих в воспитании дошкольников: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, смешанного типа. Рассмотрим их более подробно.

В сказках, где героями выступают животные, они, как правило, наделены человеческими чертами: ходят на двух лапах, разговаривают, носят одежду, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. В таких сказках много превращений, там «дети растут не по дням, а по часам (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»), с каждым днем все сильнее или краше становятся». Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка»), «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». В сказке Ш. Перро с помощью кота в сапогах нищий юноша женится на принцессе. А мальчик с пальчик побеждает великана.  В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. [5].

Характерной приметой бытовых сказок считается показ в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как часто мы слышим в русских народных сказках: «И было у отца три сына…» старший всегда умный, средний не очень, а младший – дурак. Но чаще всего старший и средний оказываются злыми и завистливыми людьми, а младший добрым и благородным и эти качества всегда побеждают. Так же в сказках братьев Гримм часто показаны реальные жизненные ситуации, которые полны задора («Бременские музыканты», «Умная Эльза»).

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, так и бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Так же существуют сказки для формирования мужских черт характера. Например:  «Колобок». В ней показан метод борьбы для мужчины, здесь  содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этой сказке можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине) [1].

А вот сказки - «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых - создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини - свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера [2].

Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому при ознакомлении детей со сказками полезно использовать их театрализацию, участником которой может выступать и сам ребёнок. Делая куклу «живой» ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

В результате проведения  таких занятий у детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к

концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и

совершенствовать волевые качества.

Также дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко

спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно. Также различать характеристики героев мальчиков и девочек, брать с них пример. Очень важно правильно выбрать сказку и после прочтения обсудить ее с ребенком. Так же можно позволить детям самим сочинять сказки, где они являются главными героями. Это поможет развить фантазию и память наших воспитанников.

Список литературы:

1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В.А. Аверин. - 2-е издание, перераб. - СПб., 2010

2. Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2011

4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов театров в работе с дошкольниками с целью художественно-эстетического и речевого развития

Статья опубликована в сборнике  «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО» (региональный сем...

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранн...

Презентация «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей».

Презентация по здоровьесбережению «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей»....

Учебный материал. Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке.

Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке....

Об использовании в дополнительном образовании различных видов деятельности и средств музейной педагогики

. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического восприятия отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов до...

Формирование позитивных установок к различным видам труда как средство социально-коммуникативного развития

Трудовое воспитание в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эмоциональная сфера ребенка – это комплекс эмоциональных состояний, которые он переживает и выражает. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера является особенно важной, так как в этот период фо...