Консультация для педагогов «Педагогическая ценность докучных сказок».
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

"Сказка-это золото,что блестит огоньками в детских глазках" Г.Х.Андерсен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogchesaya_tsennost_dokuchnoy_skazki.docx194.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая ценность сказок для воспитания детей дошкольников

О педагогической ценности докучных сказок для воспитания детей дошкольного возраста

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/5/11499_45fbada84d67fb251a6529ba32244efb.jpg


Сказка— это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.
Ханс Кристиан Андерсен

Описание : Данная статья может быть полезна педагогам детского сада, воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родительской общественности, всем, кто заинтересован в правильном воспитании своих детей.
Цель:
- знакомство с докучными сказками, их особенностями - как с одним из средств нравственного воспитания детей.
Задачи:
- Познакомить детей с образцом потешного фольклора - докучными сказками.
- Развивать мышление, память, фантазию детей.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/5/11499_501401f611b29ef24c790e2050fec578.jpg


Сказка проходит через всю нашу жизнь, с раннего детства. Сказки на русской земле известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Особое место в детском фольклоре отведено докучным сказкам.

 Докучная сказка – это ещё одна яркая бусина, замечательная придумка русского народа. Название своё эта разновидность сказок взяла от слова "докучать". Это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: в них, либо неоднократно повторяется один и тот же фрагмент текста, либо они характеризуются внезапно быстрым концом. Яркий образец таких сказок - «У попа была собака», известная каждому с детства:

 У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/5/11499_833aaa73c0250fba89da0cbe33f0377d.jpg


Докучные сказки всегда занимали особое место в детском фольклоре. Когда необходимо было призвать к вниманию или попросту успокоить не в меру расшалившегося ребёнка, ему говорили: «А хочешь, расскажу тебе хоро-о-о-шую сказку»? Ребенок, поверив, что в самом деле ему хотят рассказать новую сказку, весь превращается в слух, а на самом деле слышит докучную сказку. К примеру, такую:

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?

Расскажи.
Вот она и вся.

Или, ближе к нашим дням :
Села муха на варенье —
Вот и всё стихотворенье.

Докучная сказка похожа на цепь с одинаковыми звеньями, которые скрепляются между собой определёнными вопросами типа «Не начать ли сказочку сначала»? Далее следует многократное повторение отрывка, иначе говоря, развития сюжета в докучных сказках не происходит. В этом и состоит их особенность.
Поскольку сюжет сказки не развивается, связующий вопрос может вызвать у слушателя недоумение и досаду. «Цепь» разрывается лишь по желанию и воле рассказчика или слушателей, когда им надоедает излагать и слушать неоднократное повторение отрывка.

Вообще, под термином «докучная сказка» принято объединять шутки сказочного характера, которыми рассказчик либо развлекает детишек, либо старается вызвать у них интерес к сказкам, либо, если они докучают ему просьбами рассказать «хотя бы ещё одну сказочку», платит «приставалам» той же монетой, затягивая бесконечную докучную сказку. От неё довольно быстро уставали все, таким образом, посиделки заканчивались к радости и облегчению рассказчика.
Однако наивно полагать, что докучная сказка проста : она изобличает человеческие недостатки, проверяет человека на смекалку, приучает быть внимательным, тренирует память.
Можно предложить даже маленьким ребятишкам придумать свою докучную сказку, познакомив их с самыми простыми образцами таких произведений - они с удовольствием откликнутся на такое предложение.

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала...
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"

Принципы и формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя....

Консультация для педагогов "Педагогический проект как форма реализации тематических недель в ДОУ.""

Консультация для  педагогов "Педагогический проект как форма реализации тематических недель в ДОУ.""...

12.06.2018 Консультация для педагогов "Педагогическое портфолио- визитная карточка педагога"

Одной из форм оценки профессионально-деятельностной компетентности педагога является  презентация портфолио.С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как &laq...

Консультация для педагогов "Педагогическое мастерство педагога"

Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека....

Консультация для педагогов ДОУ "Использование экологических сказок в работе с дошкольниками"

Сказки- незаменимый помощник в работе с детьми дошкольного возраста. Они учат, расширяют кругозор, воспитывают моральные качества. Педагоги доу используют сказки в разных видах своей деятельности. Нез...

консультация для педагогов «Педагогическая этика в работе педагога ДОУ»

Цели: - Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформировать первичную установку  на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии; - выработать ...