Технологическая карта занятия на тему "Заучивание шуточного стихотворения Агнии Барто "В защиту Деда Мороза"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Галямова Нафига Шафигулловна

В данном документе представлена технологическая карта занятия по художественной литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО педагога: Галямова Нафига Шафигулловна

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия: Заучивание шуточного стихотворения А. Барто «В защиту Деда Мороза»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Заучивание стихотворения с использованием технологии мнемотехники

Задачи занятия:

Образовательные: ознакомиться с содержанием стихотворения через ее прослушивание, ответить на вопросы по содержанию произведения, продолжать учить правильно формулировать свои мысли, подбирая точные по смыслу слова,

воспитательные: соблюдать правила участия в беседе: внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего; способствовать воспитанию доброжелательного отношение к окружающим, интереса к предмету.

развивающие: проанализировать поступки героев, высказать к ним свое отношение; ознакомиться со значением новых слов, встречающихся в стихотворении, развивать память и умение детей связно и выразительно рассказывать стихотворение, используя карточки – схемы,  продолжать развивать у детей интерес к слову,  собственной речи и речи окружающих

Детская  цель: разучить стихотворение

Словарная работа: Меня он перерос – выше меня.

Тулуп – длинная шуба с мехом внутри.

Твердит тайком – настойчиво повторяет.

Планируемые результаты занятия: дети, используя технологию мнемотехники,  смогут запомнить стихотворение

Подготовительная работа: беседа о подготовке к Новому году, беседа – воспоминание о прошлом новогоднем празднике, рассматривание книг новогодней тематики, чтение шуточных стихов о Дедушке Морозе

Материалы и оборудование: доска, хрестоматия для детей старшей группы, иллюстрации к произведениям А. Барто («Игрушки»), портрет поэтессы А. Барто, иллюстрации с изображениями новогоднего праздника, Деда Мороза, указка, фломастер черного цвета, стулья детские по числу участников, музыкальное сопровождение (вход детей, динамическая пауза)

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап (3 мин)

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

 Педагог заводит детей , строит полукругом

В: - Перед вами – картинки.

 А герои вам знакомы ? Что их объединяет?

 

(Вывешивается портрет

А.Барто.)

В: - Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением поэтессы. Угадайте, кто будет главным героем?

Загадка.

Он и добрый, он и строгий

Бородою  весь зарос,

К нам спешит сейчас на праздник

Кто же это? (Дед Мороз)

(На доске появляется картинка с изображением Деда Мороза)

В: - Когда приходит к нам Дед Мороз?

Наглядный: показ иллюстраций к произведениям А. Барто

Словесный: вопрос

Наглядный: показ портрета А. Барто

Словесный: загадывание загадки

Наглядный: картинка с изображением Деда Мороза)

Словесный: вопрос

Дети заходят под музыку в группу, встают полукругом перед доской

Дети угадывают название произведений. Дети:- «Зайка», «Бычок», «Мячик», «Мишка». Эти стихи написала А.Барто.,

рассматривают портрет А. Барто

Отгадывают загадку

Дети рассматривают картинку с изображением Деда Мороза

Дети: - Зимой, на праздник –Новый год, на елку, приносит всем подарки. Дед Мороз – главный гость

Дети проявят интерес и готовность к знакомству с новым стихотворением А. Барто

2.

Основной этап

(10 минут)

 Воспитатель предлагает детям сесть на стулья

В: В стихотворении рассказывается о мальчике, который не верил, что Дед Мороз настоящий, а его младшая сестра встала на защиту Деда Мороза. Поэтому стихотворение  называется «В защиту Деда Мороза»

В:- Ребята, в стихотворении есть  незнакомые слова . Давайте их рассмотрим.

В: Как вы понимаете выражение «Меня он перерос»– выше меня.

Тулуп – длинная шуба с мехом внутри.

Твердит тайком – настойчиво повторяет.

(Воспитатель читает произведение)

Проводится работа по содержанию

В:- Понравилось стихотворение? «От кого же надо защищать Деда Мороза?» (От тех, кто не верит в новогоднее чудо и лишает праздника и себя, и других)

В:- Кто герои этого стихотворения?

В- Какие отношения у них?

В: – По каким словам  вы догадались, что в стихотворении говорится о старшем брате?

В: - А по какому поводу он доводит всех до слез?

В: - Но тут происходит чудо: «…сама открылась дверь, и вдруг я вижу (говорит девочка)

В: - Как он выглядел?

В: - Как понимаете выражение « тулуп до самых пят»

В: - А еще по каким признакам девочка определила, что это Дед Мороз?

В: - Как убеждает старший брат ему поверить?

В: - А что говорит сестра?

В: - Вот такой спор произошел между старшим братом и его младшей сестрой.  Кто из них прав? На чьей вы стороне?

В: - Несмотря на то, что у нас разные мнения: одни верят в чудеса, в Деда Мороза, а другие нет, мы все любим этот праздник: и взрослые , и дети и с нетерпением ждем его прихода

Педагог проводит динамическую паузу: музыкальная композиция «Новый год»

1.Замела метелица

Город мой

По дороге стелется пеленой

Нравятся морозы ей еще как

И румянец розовый на щеках

От зимы не спрятаться, не сбежать

Значит, будем елочку наряжать

Апельсины, яблоки,

Ананас

Спрячем потихонечку про запас

Новый год, Новый год!

Елка, шарики, хлопушки

Новый год, Новый год!

Дискотека, серпантин

Новый год, Новый год!

Всем подарки под подушки

Отпускать Новый год Никуда мы не хотим


2.
Хитро улыбается Дед Мороз,
Что он приготовил нам? – вот вопрос.
Загадай желание, сладко спи
И получишь долгожданный

Ты сюрприз

Новый год, Новый год!

Елка, шарики, хлопушки

Новый год, Новый год!

Дискотека, серпантин

Новый год, Новый год!

Всем подарки под подушки

Отпускать Новый год Никуда мы не хотим


Словесный: напоминание

Словесный: объяснение незнакомых слов – словарная работа)

:

Словесный: чтение

Словесный: беседа

Практический: показ  танцевальных упражнений

Садятся на стулья, занимают правильную позу.

Дети знакомятся с значением слов

Дети слушают стихотворение

Отвечают на вопросы по содержанию

Дети: брат и сестра

Дети: - Мой брат – меня он перерос

Дети: - Говорит, что Дед Мороз, совсем не Дед Мороз и не надо в него верить

Дети: Входит дед

Дети: - Он с бородой, в тулуп одет. Тулуп до самых пят!

Дети: Очень длинный

Дети: - С большим серебряным мешком, в пушистой шапке.

Дети: -Да это наш сосед!- Как ты не видишь: нос похож!

И руки, и спина!

Дети: -Ну и что ж!

А ты на бабушку похож

Но ты же не она!

Дети высказывают свою позицию

поддерживают беседу,  высказывают свои мнения о том, что  младшая сестра искренне верит в сказку и сердится на своего брата, который убеждает его в том, что Дед Мороз не существует.

Дети под музыку по показу педагога исполняют танцевальные движения

Дети узнают значение незнакомых слов

2.1.

Этап постановки проблемы (2 мин)

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

В: - А хотели бы вы выучить это стихотворение наизусть?

В: запомнить текст нам  помогут картинки – подсказки, которые мы с вами нарисуем

 

Словесный: вопрос

Дети  соглашаются на предложение выучить стихотворение наизусть

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

В: -Сейчас я еще раз  прочитаю стихотворение , а ваша задача  - подумать и рассказать, какие бы вы  картинки нарисовали к отдельным фрагментам, отрывкам

Составление мнемотаблицы

Мой брат (меня он перерос)

Доводит всех до слез,

 (Воспитатель на доске фломастером черного цвета  рисует схематическое изображение брата и сестры)

В: - Кто сможет повторить отрывок, глядя на эту картинку ?

В: - Он мне сказал, что Дед Мороз

Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал:

- «В него не верь!-

 (Воспитатель рисует буквы Д»(Дед) и «М»(Мороз), зачеркивает буквы)

В:- Что означают эти зачеркнутые  буквы? Кто сможет рассказать?

В: Но тут сама

Открылась дверь

И вдруг я вижу-

Входит  дед.

Он с бородой, в тулуп одет

Тулуп до самых пят!

В: - Какую картинку вы представили?

 (На доске появляются изображения двери и Деда Мороза)

В: - Кто сможет рассказать о том, какое же чудо случилось?

В:- Он говорит:

- А елка где?

А дети разве спят?

 (Воспитатель рисует елку, кроватку, ставит знак вопроса)

В:- С большим серебряным мешком,

Стоит, осыпанный снежком, в пушистой шапке Дед,

На доске воспитатель рисует схему фрагмента

В:- А старший брат

Твердит тайком:

- Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!

И руки, и спина!

Воспитатель рисует изображения

В: - Я отвечаю:

-Ну и что ж!

А ты на бабушку похож,

Но ты же не она!

На доске появляется картинка с изображением отрывка

Словесный: указание,  повторное чтение стихотворения

 

Словесный: объяснение

Наглядный: рисунок

Словесный: вопрос

Словесный: проговаривание

Наглядный: рисунок на доске

Словесный: вопрос

Словесный: проговаривание

Словесный: вопрос

Наглядный: рисунок

Словесный: вопрос

Словесный: проговаривание

Наглядный: рисунок

Словесный: проговаривание

Наглядный: рисунок

Словесный: проговаривание

Наглядный: рисунок

Словесный: проговаривание

Наглядный: рисунок

Дети слушают стихотворение, мысленно «рисуют» картинки по содержанию

Дети:- Нарисуем брата и сестру

 

Дети (по желанию ) читают отрывок

Дети:-  Буквы «Д», «М», зачеркнуть

Выступление детей

Дети: - Открытая дверь, дед с бородой, в тулупе

Дети читают отрывок

Дети: - Нарисовать елку, кроватку, знак вопроса.

Дети читают отрывок

Дети: - Мешок, букву «Д» (дед), шапку

Дети читают отрывок

Дети: -Нарисуем брата, букву «С»(сосед), изображение носа, рук, спины

Ребенок рассказывает отрывок

Дети: - изображение девочки, букву «Б» (бабушка), зачеркнутую

Вызванный ребенок читает отрывок.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

В: -Ребята, мы составили таблицу (картинки – подсказки).

В:- Сейчас я прочитаю снова стихотворение, а вы постарайтесь запомнить его, ориентируясь на картинки.

Педагог читает стихотворение

В: - Кто сможет рассказать стихотворение?

Наглядный: таблица

Словесный: указание

Словесный: чтение

Словесный: вопрос

Дети рассматривают таблицу

Дети слушают стихотворение

Дети читают наизусть стихотворение

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Проводит разговор: чем мы сегодня занимались?. Дает установку на последующую деятельность: познакомиться с другими произведениями А. Барто

Словесный: вопросы, рассказывание

Отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к содержанию деятельности.

Дети самостоятельно смогут рассказать наизусть стихотворение, пользуясь мнемотаблицей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой праздник "Стихотворения Агнии Барто"

В нашем детском саду в конце учебного года каждый логопед проводит речевой праздник с детьми своей логопедической группы. Мы в прошлом году выпускали подготовительную группу и проводили речевой праздн...

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста по стихотворению Агнии Барто "Мишка"

Занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) по стихотворению Агнии Барто "Мишка". Цель этого занятия вызвать положительное эмоциональное отношение к окружающим. Задача...

Технологическая карта НОД с детьми подготовительной к школе группы "Помощники Деда Мороза"

Занятие по ручному труду с элементами регионального компонента...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в средней группе Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Целью данной работы является: Развитие монологической речи детей среднего дошкольного возраста...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса игрушек, созданных своими руками, по мотивам стихотворений Агнии Барто «В стране игрушек А.Барто»

Цель: Активизировать совместное творчество детей и родителей.Задачи:Содействие укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.Развитие эстетических качеств личности.Активизация потенциальных творче...

Схема конспекта занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям Агнии Барто»

Занятие нацелено на закрепление интереса к стихам А.Барто и умению рассказывать стихотворение при минимальной помощи воспитателя. Дети на занятии отправляются в страну "Стихотворению", куда ...

Занятие-путешествие на тему «По страницам стихотворений Агнии Барто» в средней группе.

Создать условия для формирования знаний о творчестве А.Л. Барто. Обучать правильному, выразительному исполнению поэтических произведений....