«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Конспект НОД по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_skazke.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  непосредственно образовательной  деятельности детей в средней группе по теме: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Предметно-пространственная развивающая среда  НОД:  групповая комната

Материалы и оборудование: книжная полка с книгами, конверт с письмом, цветы из цветной бумаги, иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», слайд презентация с иллюстрациями из сказки, мяч.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

 

Планируемый результат

Формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Побуждение к общению, взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель просит о помощи детей, расставить книги. Когда все книги аккуратно расставлены на полке, воспитатель ставит последнюю книгу, из которой выпадает письмо. 
Воспитатель поднимает конверт (возможно, это сделает ребенок). 
В.: Посмотрите, что это выпало из книги? 
Дети: Конверт. 
В.: А что кладут в него? 
Дети: письмо. 
В.: Вы правы и тут написано, что он для нас. Давайте откроем конверт и узнаем от кого же письмо. 
Воспитатель читает письмо. 
В.: Сказка приглашает нас к себе в гости и хочет познакомить со своими героями. Мы пойдем в гости к сказке? 
Дети: Да, пойдём. 
В.: Для этого нам нужно проговорить волшебные слова. Давайте, закроем глаза и скажем волшебные слова: 
Сказка двери открывай, 
И гостей скорей встречай.

 Помощник воспитателя от места, где стоят дети с воспитателем, до стола размещает цветы и кладёт на стол книгу.

Речевое развитие,

коммуникативная деятельность.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная деятельность. 

 

Словесные методы.

Сюрпризный момент.

Словесные методы.

Слово педагога.

Книжная полка, книги, конверт с письмом.

Слово педагога, речь детей.

Ребенок эмоционально вовлечен в предстоящую деятельность, проявляет интерес и любознательность.

Ребенок активно взаимодействует  со сверстниками и взрослыми.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие связной грамматические правильной диалогической и монологической речи.

Развитие умения узнавать главных героев по иллюстрациям сказки.

Ознакомление детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», с её жанровыми особенностями.

Обогащение активного словаря.

Восприятие художественной литературы.

Развитие умения точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки;

грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.

Развитие связной грамматически правильной диалогической речи.

Стимулирование переживания персонажам художественного произведения

Развитие внимания, образности речи, умения осмысливать характеры и поступки персонажей.

Развитие умения у детей правильно подбирать слова, противоположные по значению (антонимы).

Развитие крупной и мелкой моторики рук.

Открывают глаза и осматриваются вокруг себя.

В.: Посмотрите ребята, а куда это цветы ведут нас?

Дети: к столу.

В.: На столе, что-то лежит, давайте подойдем поближе и посмотрим что же там.

Подходят к столу, воспитатель предлагает детям сесть на стулья вокруг стола.

В.: Всем известно, только в сказках,

      Есть волшебная страна,

      Там волшебной чудо – краской

      Разукрашены дома,

      Там живут герои сказок,

      Происходят чудеса,

      Все увидите вы сами,

      Посмотрите-ка сюда!

      Нас встречают герои сказок.

      Кто они, друзья? 

Воспитатель берёт книгу в руки, показывая обложку детям. 

- Посмотрите, кого вы видите на обложке? Дети описывают обложку.

В.: Это русская народная сказка, которая называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А русская народная она потому, что её написал не один автор, а народ. Сестрица с братцем и являются главными героями сказки.

- Ребята, вам интересно, как жили герои сказки и что же с ними произошло? С какими трудностями им пришлось столкнуться? (ответы детей) Тогда давайте прочитаем её. Но только я хочу вам сказать, что в сказке будут встречаться незнакомые вам слова и выражения, с которыми мы сейчас познакомимся.

Словарная работа:

1) Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. (солнце высоко – значит жарко, жар донимает – даже трудно переносить такую жару.

2) В ту пору – (в то время).

3) Ест, пьет из одной чашки – (живут дружно). 

4) Мочи нет – сил нет.

5) Залилась Алёнушка слезами (горько, сильно заплакала).

6) Красная девица (красивая девушка).

7) Откуда не возьмись – (неожиданно).

8) Оборотиться Алёнушкой (превратиться в Алёнушку).

9) Купец не распознал (купец - богатый человек который занимается торговлей, не распознал – не узнал).

- Ну а теперь пора и сказку прочитать, только слушайте её внимательно, ребята, и постарайтесь найти там те слова, с которыми мы только что познакомились.

Воспитатель читает сказку детям, показывая иллюстрации в книге. После прочтения сказки, проводится беседа с детьми по вопросам:

- Вам понравилась сказка?

- Кто напомнит мне её название?

- Как вы думаете, почему ее назвали именно так?

- Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они?

- С кем жили Алёнушка и Иванушка?

- Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке?

- Можно сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему?

- Какая беда случилась с Иванушкой и почему?

-В кого он превратился?

Кого на пути встретили Алёнушка и козленочек?

- Расскажите, как ведьма обманула Алёнушку?

- Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы так думаете?

Кто помог Алёнушке освободиться от колдовства и как?

Как можно назвать поступок купца? Почему вы так думаете?

- Какой фрагмент сказки вам больше всего понравился?

- Чем вам запомнилась эта сказка?

- Удивительная сказка, не правда ли? Какие же только необычные и сказочные события не происходили с сестрицей Алёнушкой и братцем Иванушкой. Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Ребята, сказка хочет с нами поиграть.

Я буду бросать вам мяч, называя слово, а вы  ловите мяч и говорите мне его противоположное по значению слово, например добро-зло. Как только ответили слово - бросайте мяч мне обратно в руки. Готовы?

Игра «Скажи наоборот»

-Алёнушка добрая – а ведьма (злая);

-Алёнушка старше – а Иванушка (младше);

-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

-Солнце горит высоко – и горит (низко);

-Настроение бывает веселое – а бывает и (грустное);

-Люди бывают добрыми – а бывают и (злыми);  

-Речка глубокая – (мелкая);

-Колодец далеко – (близко).

- Вы хорошо справились с заданием, так много знаете слов. Сказке понравилось с нами играть. Ну а нам пришло время возвращаться  в детский сад. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза и произнесём эти волшебные слова:

Сказка двери закрывает

И гостей, всех провожает.

Речевое развитие,

коммуникативная деятельность.

Речевое развитие, речевая деятельность, коммуникативная деятельность.

Речевое развитие, речевая деятельность.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие,

коммуникативная деятельность.

Речевое развитие,

коммуникативная деятельность.

Речевое развитие,

физическое развитие.

Игровая деятельность.

Беседа

Художественное слово

Беседа

Словесные методы

Рассказ

Чтение детской  литературы

Беседа

Беседа

Практические действия

Слово педагога, речь детей.

Цветы из цветной бумаги.

Слово педагога

Иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Слово педагога

Слово педагога

Иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Слово педагога, речь детей

Слайд презентация с иллюстрациями из сказки.

Слово педагога, речь детей.

Слова и действия

педагога, речь и действия детей.

Мяч.

Ребёнок проявляет любознательность.

Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.

 

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью.

Ребенок знаком с произведением детской литературы, эмоционально откликается на произведения искусства.

Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.

Ребенок владеет устной речью, развита мелкая и крупная моторика рук, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Развитие способности ребенка к самоанализу.

Развитие общения, взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие по сказке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Может какое-нибудь задание вызвало у вас трудности?

- Чему вас научила сказка?

- Кому вы расскажите о том, что узнали сегодня?

-Хорошо, молодцы, а сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку по этому произведению и своими глазами увидеть её героев и чудеса, которые там происходили.

Социально-коммуникативное развитие, коммуникативная деятельность.

Словесные методы

Беседа

Слово педагога, речь детей.

Анализ занятия, обсуждение результатов.

 Использование наводящих вопросов.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, способен анализировать свои действия.

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: закрепить счёт в пределах 10....

Звуки [А], [У], [И]."Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Конспект занятия по логоритмике для подготовителной группы с сюжетом из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Занятие на закрепление произношения звуков [А], [У], [И]....

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

План конспект НОД Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи: - связная речи: учить пересказу знакомых детям литературных произведений, составлению, коротких рассказов с помощью взрослого.- словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на призна...

Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в подготовительной группе.

«Слетались птицы с моря,Садились у нас на заборе,Пели птицы сказки,Одну я переняла да вам принесла»....