План по самообразованию
материал по художественной литературе

Матыцина Алина Владимировна

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №164»

САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Воспитатель:

Матыцина Алина Владимировна

г. Воронеж 2020г

Самообразование педагога

  1. Ф.И.О: Матыцина Алина Владимировна
  2. Должность: Воспитатель
  3. Тема для самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
  4. Начало работы: 01.09 .2020г.
  5. Окончание работы: 25.05.2021г.
  6. Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
  7. Задачи:
    - проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

  1. Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
  2. Действия и мероприятия в процессе работы над темой:
    -
    изучение методической литературы по теме;
    - подбор консультаций и бесед для родителей;
    - посещение ООД воспитателей, педсоветов, семинаров;
    - анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.
  3. Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, семинарах, консультации, развлечения.

Актуальность выбранной темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям.

В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

 Именно поэтому темой своего самообразования выбрала тему «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду / М. К. Боголюбская – М. : Просвещение, 1970. – 238 с.

2. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе / В. В. Гербова – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

3. Гурович, Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 128 с.

4. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская – М. : Педагогика, 1972. – 151 с.

5. Найденов, Б. С. Выразительность речи и чтения / Б. С. Найденов – М. : Просвещение, 1969.- 263 с.

6. Ушаков, О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушаков – М. : Сфера, 2009. – 224 с.

7. Интернет-ресурсы:  https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/

Анализ изученных источников

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений

Ежедневный вечер чтения

Сентябрь

Русские народные сказки

Выставка книг в книжном уголке

Октябрь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Ноябрь

«Великий русский баснописец – И. А. Крылов»

Оформление выставки книг автора

Декабрь

Чтение любимых стихотворений

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Январь

Чтение сказок В. Сутеева

Выставка рисунков по сказкам В. Сутеева

Февраль

Чтение сказок А. С. Пушкина

Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина

Март

Зарубежные писатели детям

Выставка книг и рисунков

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей»

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях

Вечер памяти

Работа с семьёй

Сентябрь-май

Сентябрь

Информация «Насколько важно читать ребёнку»

Памятка в уголке для родителей по данной теме

Октябрь

Изготовление папки-передвижки о закладках для книг и их изготовлении

Папка-передвижка «Изготовление закладки»

Ноябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» (онлайн)

Декабрь

Памятка для родителей по обучению связной речи

Памятка «Правильное обучение детей связной речи»

Январь

Февраль-март

Оформление проекта «Любимая семейная книга

Выставка в приемной группе

Апрель

Проведение консультации о роли книги в речевом развитии

Консультация «Роль книги в развитии речи ребенка» (онлайн)

Май

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Самореализация

Сентябрь -май

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель

Список произведений художественной литературы по темам недель

Сентябрь

Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов

Картотека игр-драматизаций

Октябрь

Изготовление пособий для пересказа текста

Пособия для пересказа

Ноябрь

Декабрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»

Выступление на педагогическом совете

Январь

Февраль

Пополнение личного сайта

Обновление информации на личном сайте по теме самообразования

Март

Памятка для воспитателей в холле сада

Памятка «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Апрель

Занятие по выявлению у детей знаний по художественной литературе

Проведение занятия в группе по теме самообразования

Май

Подготовка отчета о проделанной работе по теме самообразования

Выступление на итоговом педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...