КРУЖКОВАЯ РАБОТА «Знакомство детей с народным фольклором через сказки» (средняя группа)
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Поликарпова Лариса Анатольевна

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.  Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «СОЛНЫШКО» Г. НАВАШИНО

Кружок

 «Знакомство детей с народным фольклором через сказки» (средняя группа)

Воспитатель д/с № 5 «Солнышко»

Поликарпова Л.А.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми, «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. 

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

Актуальность:

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.  Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

Цель кружковой работы:

формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. 

Задачи: 

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др. 

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

Перспективное планирование работы на год:

Сентябрь

Неделя 1: Рассказывание русской народной сказки «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».

Программное содержание: воспринимать эмоциональное восприятие содержание сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

  Содержание организационной деятельности  детей.

1.Организационный момент.

2. Беседа по сказке с рассматриванием иллюстраций.

3. Интонационное упражнение «Попробуй рассказать» (как общались друг с другом брат и сестра, когда Иванушка хотел попить водицы из копытца).

Неделя 2: Рассказывание сказки «Маша и медведь».

Программное содержание: продолжать учить  воспринимать и осознавать образное содержание сказки,  замечать образные слова и выражения в тексе  воспитывать умение в  определенной последовательности расставлять героев.

  Содержание организационной деятельности  детей.

1.Организационный момент.

2. Рассказыванием  сказки с показом иллюстраций.

3.Работа на фланелеграфе «Расставь героев по порядку согласно сказке».

Октябрь

Неделя 1: Чтение д. литературной сказки Маминого-Сибиряка «Сказка про комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого  Мишу - короткий хвост.  

Программное содержание: продолжать учить детей  эмоционально воспринимать содержание и идею литературной сказки, замечать образные слова  и выражения.

  Содержание организационной деятельности  детей.

1.Организационный момент.

2. Беседа по содержанию,  

3.Рассматриванием иллюстраций.

Неделя 2: Чтение литературной сказки  К. Чуковского «Телефон».

Программное содержание: продолжать учить дертей  понимать образное содержание  и  идею сказки, передавать структуру с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое выражение.

  Содержание организационной деятельности  детей.

1.Организационный момент

2. Беседа по содержанию.

3.Рассматриванием иллюстраций.

4. Интонационное упражнение «Попробуй рассказать».

Неделя 3: Чтение детской литературной сказки К. Чуковского «Путаница».

Программное содержание: воспитывать эмоционально - образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знания о жанровых особенностях сказки, осознавать и объяснять смысл отдельных слов, развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения, ввести в словарь детей крылатые выражения (бабочка крылышками помахала, море и потухло).

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение с рассматриванием иллюстраций.
  3. Придумывание другого конца сказки.

Неделя 4: Чтение литературной сказки М. Горького «Воробьишко».

Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, уточнить представления о жанровых особенностях сказки.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение сказки и беседа о содержании.
  3. Рассматривание иллюстраций.

Ноябрь.

Неделя 1: Рассказывание сказки « Красная шапочка» с показом театра на ладошке.

Программное содержание: продолжать учить детей понимать эмоционально - образное содержание сказки; уточнить представление о жанровых особенностях произведения, учить внимательно, слышать и смотреть на мелких героев.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки с показом театра на ладошке.
  3. Упражнение «Перескажи отрывок из сказки».

Неделя 2: Чтение русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк ».

Программное содержание: учить внимательно, слушать сказку о диких животных, понимать содержание, чтобы потом определить о ком говорится. Продолжать учить понимать образное содержание, осмысливать характер и поступки литературных героев.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение сказки и беседа по содержанию.
  3. Игра «Назови животное и скажи, кто кричит».

Неделя 3: Рассказ русской народной сказки «Снегурочка и лиса».

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах, обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.

 Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Отгадывание сказки о лисе.
  3. Рассказывание сказки, используя по ходу рассказа кукол из театра игрушек.

Неделя 4: Рассказывание русской народной сказки « Гуси – лебеди».

Программное содержание: продолжать учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ воспитателя о сказке.
  3. Рассказывание сказки с использованием иллюстраций.

Декабрь.

Неделя 1: Чтение сказки М. Горького «Война грибов с ягодами»

Программное содержание: продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах обогащать речь сказочной лексикой, формировать интонацию. 

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ воспитателя о сказке написанной писателем.
  3. Чтение сказки с показом иллюстраций.

Неделя 2: Рассказ русской народной сказки «Три поросёнка».

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, её идею, развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнивая с заданным словом.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение детям сказки.
  3. Беседа о прочитанном.
  4. Игра «Расскажи от имени героя».

Неделя 3: Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, её идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формировать тему, стимулировать желание придумывать новые эпизоды к сказке.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение сказки.
  3. Беседа о прочитанном с показом иллюстраций.
  4. Упражнение «Расскажи понравившийся эпизод».

Январь.

Неделя 1: Рассказывание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж».

Программное содержание: воспитывать эмоционально – образное восприятие, учить осмысливать идею, уточнять знания детей о жанровых особенностях сказки, формировать навыки творческого рассказывания, ввести в словарь детей новые слова.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки с использованием театра на фланелеграфе.

Неделя 2: Рассказывание сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

Программное содержание: воспитывать эмоциональное восприятие произведения, учить осмысливать содержание, формировать навыки творческого рассказывания, ввести в словарь детей новые слова.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Неделя 3: Рассказывание сказки братьев Гримм «Горшочек каши».

Программное содержание: познакомить детей с новой сказкой братьев Гримм, продолжать учить эмоционально, воспринимать события сказки, учить оценивать события героев.

 Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки.
  3. Беседа о прочитанном.
  4. Рисование горшочка.

Февраль.

Неделя 1: Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

Программное содержание: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей, подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Слова – загадки».
  3. Рассказ сказки.
  4. Рисование избушки для зверей.

Неделя 2: Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».

Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте, упражнять в подборе синонимов.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение сказки и беседа по содержанию.
  3. Придумывание другого конца сказки.

Неделя 3: Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козёл».

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления о сказке, обогащать речь в лексике, формировать интонационную выразительность в речи детей.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки с показом театра на фланелеграфе.

Неделя 4: Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Программное содержание: воспитывать у детей добрые отношения к героям, формировать навыки творческого рассказывания.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
  3. П/и «Лесом по посёлку».

Март.

Литературные сказки

Неделя 1: Чтение литературной сказки В. Осеевой «Волшебная иголочка».

Программное содержание: воспитывать у детей образное представление  о литературных сказках, учить осмысливать идею; уточнять знания о сказках, формировать навыки творческого рассказывания.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение с использованием театра на фланелеграфе.
  3. Беседа о прочитанном.

Неделя 2: Рассказывание сказки «Красная шапочка» детям по набору игрушек.

Программное содержание: учить детей с помощью взрослого рассказывать сказку по набору игрушек, формировать умение использовать слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки детьми.
  3. Итог занятия.

Неделя 3: Игра - викторина «Любимые сказочные герои».

Программное содержание: развивать внимание, мышление, память, умение передать характерные черты сказочных героев.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение отрывков из знакомых детям произведений.

Неделя 4: Чтение В. Бианки «Первая охота».

Программное содержание: Познакомить детей с новым литературным произведением, помочь понять скрытый замысел первой охоты, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение произведения и беседа о прочитанном.

Апрель.

Неделя 1: Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать и понимать характер и поступки героев, ввести в речь детей фразеологизмы (душа в душу); учить придумывать другое, похожее окончание сказки.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение произведения и беседа.
  3. Придумывание весёлого конца сказки.

Неделя 2: Чтение белорусской народной сказки «Пых».

Программное содержание: продолжать учить детей понимать характеры и поступки героев; понимать смысл сказки, формировать умение рассказывать сказку, сопровождая показом настольного театра.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказывание сказки детям с показом настольного театра.

Неделя 3: Чтение сказки Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Программное содержание: Познакомить детей с новым произведением, с образом енота, мамы енота, обезьянки; воспитывать эмоциональное восприятие сказки, учить  понимать и оценивать характер героев, воспитывать организованность, интерес к игре.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение отрывка из сказки.
  3. Игра «Расставь по порядку».

Неделя 4: Литературная викторина.

Программное содержание: закрепить знания детей о литературных произведениях, прочитанных за некоторое время, об особенностях разных жанров художественных произведений.

 Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.

Задание 1. Из конверта воспитатель вытаскивает две пейзажные картинки, на них изображены зима – лето. Кто прочитает стих об этом времени года.

  1. Задание 2. «Угадай из какой сказки». Детям читается отрывок из сказки.

Май.

Неделя 1-2: Чтение глав из книг А. Милн «Вини Пух и все – все – все»

Программное содержание: подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные слова и выражения, формировать навыки творческого рассказа.

Содержание организационной деятельности  детей.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение глав из книги с рассматриванием иллюстраций.
  3. Беседа о прочитанном.

Литература

  1. Славина Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. –2002. - № 7 – С.3-7.
  2. Шорыгина Т.А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей,  2005 – С.10-17.
  3. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового открытого занятия для родителей по кружковой работе «Развивающие игры» с использованием авторских игр в средней группе. Тема: « Путешествие в необычный городок»

Итоговое занятие по кружковой работе с использованием авторских игр: блоки Дьенеша, полочки Кьюизнера. Цель: показать родителям возможности предложенных игр, как сними играть, что можно развивать....

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Перспективный план кружковой работы с детьми по правилам дорожного движения в средней группе (2016-2017 учебный год)

перспективный план кружковой работы с детьми по правилам дорожного движения  в средней группе...

Сообщение из опыта работы "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством"

Художественно-эстетическое развитие неразрывно связано с изобразительным искусством. Формирование у детей эмоциональной отзычивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства по...

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе  на 2019-20 учебный год....

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

РМО. Знакомство с русскими народными инструментами через сказку во второй младшей группе

Сегодня мы можем наблюдать подъем патриотизма, возрастающую любовь к Родине, стране, восхищение мужеством наших военнослужащих и превращение населения нашей огромной страны в единое целое. Во всех обр...