Дополнительная общеобразовательная программа по театрализованной деятельности "Остров детства"
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа)

Цапаева Любовь Вячеславовна

Дополнительная программа по театрализованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы. "Остров детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov_detstva.docx427.92 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Desktop\015.jpg

Управление образования и Молодежной политики администрации г.о.г. Бор

Нижегородской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 №3 «Улыбка»

Принята на заседании  

Педагогического совета

от «___» _______________20__г.

Протокол №___________________

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ детский сад №3 «Улыбка»

___________________ Максимова Е.С.

«____» __________20___ года  

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

кружка по театрализованной деятельности 

«Остров детства»

(уровень стартовый)

Направленность: художественно – эстетическая

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации программы: 1 год Количество занятий в год – 34.

Разработчик:

Цапаева Любовь Вячеславовна – старший воспитатель

г. Бор, 2020

Раздел 1. Пояснительная записка

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности – кружка по театрализованной деятельности «Остров детства» разработана на основе:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом  Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196);

4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;

5. СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26) (актуальны только для программ, рассчитанных на дошкольников);

6. СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);

7. Устава МАДОУ детского сада №3 «Улыбка»;

8. Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МАДОУ детский сад №3 «Улыбка»

1.2. Уровень программы – стартовый.

1.3. Актуальность программы.

Актуальность программы кружка по театрализованной деятельности «Остров Детства» заключается в том, что программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Программа основана на психологических особенностях развития старших дошкольников.

Педагогическая целесообразность. 

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Принцип занимательности - вовлечение детей в деятельность, формирование у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - опирается на непроизвольное внимание, вызывает интерес к работе, активизирует познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества – в ходе продуктивной деятельности создает доброжелательное отношение друг к другу.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Физкультминутки, динамические паузы.

4. Пальчиковые игры со словами.

1.4. Цель программы - развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

1.5. Задачи программы.

1. Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр теней, пальчиковый и др).

- Приобщить детей к театральной культуре.

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

2.Развивающие:

- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

- Развивать память, внимание, воображение, фантазию.

- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев.

- Активизировать словарь детей.

- Развивать желание выступать перед родителями.

3. Воспитательные:

- Создать условия для развития творческой активности детей.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитание коммуникативных способностей детей.

1.6. Воспитанники, для которых программа актуальна.

Возраст обучающихся по данной программе: 5-7 лет

Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.

1.7. Формы и режим занятий

Форма проведения занятий – аудиторные, внеаудиторная;

Форма организации деятельности: индивидуально-групповая.

Форма обучения: очная.

Занятия проходят 1раз в неделю, 30 минут.

Структура занятия:

Программа состоит из 4х разделов, работа над которыми ведется параллельно.

1. Основы театральной культуры.

2. Театральная игра.

3. Ритмопластика.

4. Культура и техника речи.

На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.

1.8. Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа. Количество учебных часов в год: 34 часа.

1.9. Планируемые результаты

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

Ребенок должен уметь:

- Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

- Запоминать заданные позы.

- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

- Запоминать заданные педагогом мизансцены.

- Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

- Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

- Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

- Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

- Подбирать рифму к заданному слову. (старшая и подготовительная группа)

- Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. (старшая и подготовительная группа)

- Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая программа «Остров Детства».

Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы.

2.1. Формы контроля.

Образовательная программа предусматривает следующие формы контроля:

Входной контроль применяется при поступлении воспитанника в коллектив и на вводном занятии последующих учебных годов в форме беседы, наблюдения. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес ребенка к данному виду деятельности. Беседа на начальном этапе проводится для того, чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных качеств и творческих данных детей.

Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения. Контроль предполагает участие воспитанников коллектива в творческих мероприятиях образовательного учреждения (День открытых дверей, тематические праздники и другое), в подготовке новых творческих программ с последующим анализом, как со стороны педагога, так и со стороны самих обучающихся.

Промежуточный контроль проводится в рамках аттестации обучающихся в декабре-январе месяце в формах: открытое занятие, мастер-класс, выставка, ярмарка, викторина.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы (апрель-май) в форме: защита коллективного творческого проекта. Для эффективного отслеживания образовательных и воспитательных результатов, обучающихся в рамках программы разработан и ведется мониторинг результатов.

2.2. Средства контроля.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Раздел 3. Содержание программы

Учебно-тематический план работы кружка на 2020-2021 учебный год.

месяц

раздел

тема

теория

практика

Всего занятий

Сентябрь

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ

1.«Давайте познакомимся»

2.«Закулисье».

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

1

1

1

Октябрь

1. «Театр»

2.Знакомство с пальчиковым театром.

3.Знакомство с плоскостным шагающим театром.

4.Мимика и жесты.

1.Разыгрывание сценок.

2.Постановка сказок – «Репка», «Колобок»

3.Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

4.Постановка этюда.

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Ноябрь

1.Знакомство с теневым театром.

2.Рисуем театр. Выбор сценария для отчетного спектакля.

3.Слух и чувство ритма.

4.Пантомима.

1.Постановка сказки «Курочка ряба»

2.Обсуждение отчетного спектакля.

3.Дидактические игры.

4.Развитие сенсомоторики, постановка этюдов

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Декабрь

1.Сила голоса.

2.Знакомство с куклами

би-ба-бо.

3.Знакомство с конусным настольным театром.

4.Подготовка к спектаклю

1.Артикуляционная гимнастика, игры.

2.Инсценировка сказки «Маша и медведи»

3.Показ Рождественской сказки.

4.Спектакль!

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Отчетный спектакль для родителей. (Предварительно спектакль для воспитанников ДОУ)

Январь

1.Театральные игры.

2.Сценическая пластика.

3.Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов).

1.Знкомство с Театральными играми 

2.Развитие сценической пластики

3.Инсценировки и самостоятельная деятельность.

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

1

1

1

Февраль

1.Чувства, эмоции

2.Инсценировка шуток-малюток.

3.Культура и техника речи.

4.Расслабление мышц.

1.Постановка этюдов

2.Разучивание пальчиковых игр

3.Формируем правильное произношение

4.Развиваем умение владеть своим телом

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Март

Инсценировки сказки

1.Знакомство с театром масок.

2.Знакомство с куклами- говорунчиками.

3.Театр кукол-оригами.

4.Сам себе режиссёр.

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Апрель

Отчетный спектакль

1.Выбор сценария для отчетного спектакля.

2.3.4Репетиция отчетного спектакля.

0.25

0.25

0.25

0.25

0.75

0.75

0.75

0.75

1

1

1

1

Май

Отчетный спектакль

1.Репетиция отчетного спектакля.

2.Генеральная репетиция.

0.25

0.25

0.75

0.75

1

1

Отчетный спектакль для родителей. (Предварительно спектакль для воспитанников ДОУ)

Май

1.Игровая программа «Это вы можете!»

2.Заключительное занятие

1. Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей.

2.Подведение итогов

0.25

0.25

0.75

0.75

1

1

Раздел 4. Организационно-педагогические условия

реализации программы

4.1. Учебно-методическое обеспечение программы

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения:

1. Игра.

2. Метод игровой импровизации.

3. Упражнения на расслабление и напряжение мышц.

4. Этюдная методика.

5. Инсценировки.

6. Драматизация.

7. Рассказ.

8. Чтение педагога.

9. Рассказ детей.

10. Беседы.

11. Разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя помочь детям освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображе­ние, творческое воображение.

Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

4.2. Материально-технические условия реализации программы

Требования к помещению для занятий:

Музыкальный зал

Средства обучения и воспитания:

Различные виды театров: бибабо, настольный театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, бумажный театр и т.д.

Картотека мультфильмов и сказок.

Наглядные пособия (картинки, схемы - модули)

Картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок.

Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Расходные материалы:

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.

Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал, ножницы, кисти.

Костюмы для ряженья.

4.3. Кадровое обеспечение программы

Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности – кружка по театрализованной деятельности «Остров Детства» реализуется воспитателем средней группы Кочихиной И.В.

4.4. Учебно-информационное обеспечение программы

Перечень литературы, используемой педагогом:

1.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

2. Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.

3. Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций.

4. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика.

6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по театрализованной деятельности для детей от 5-6 лет "Волшебный мир искусства"

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятель...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи в младшей группе посредствам театрализованной деятельности через взаимодействие с семьями воспитанников

Театрализованная деятельность в группе очень часто используется педагогами для развития речи воспитанников. Чем дополнительная программа отличается от основной? Тем, что участвуют как дети, так и роди...

Дополнительная общеобразовательная программа по театрализованной деятельности "Остров детства"

Дополнительная программа по театрализованной деятельности для детей старшей и подготовительной группы. "Остров детства"...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий....