Викторина по русским народным сказкам для детей старшей группы.
материал по художественной литературе (старшая группа)

Сукачёва Наталья Анатольевна

Развиваем интерес детей к сказкам, расширяем и углубляем знания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina1.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель Сукачёва Наталья Анатольевна

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».

Рассматривание иллюстраций, обучение составлению описательных загадок, изготовление эмблем с названиями команд.

Реализация образовательных областей «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».

Цели: 

  • Развитие интереса детей к сказкам;
  • Расширение и углубление знаний о сказках.

Задачи: 

-Закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок;

-Учить детей отгадывать загадки по содержанию знакомых сказок;

-Воспитывать уважение к книге;

-Развивать память, внимание, мышление;

-Расширять словарный запас;

-Формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;

-Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память;

-Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, грамоты, д/и «Собери картинку из сказки», раскраски.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке.

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. Сказки любят и дети, и взрослые. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из

поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки

мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая  сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.  Я помогу вам вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями.  

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?

– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К. И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по  сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон.

 – Итак, начнем!

1. Первый раунд называется «Разминка». В этом раунде каждой команде предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок.

1-Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

2-Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

3-Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

4-Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)

5- Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку( "Репка")

6- Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)

7-Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Федора)

8-И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

9-Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

(Папа Карло)

10-У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной (туфелька)

11- Кто развалил теремок? (медведь)

12- Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (из копытца)

13- Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)

14- Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)

15- Кто первым повстречался с колобком? (заяц)

16- Самая крохотная девочка (Дюймовочка)

17-Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)

18- Что отпустил в прорубь герой из сказки "Лиса и волк" (хвост)

19- Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили - были)

20- О каком сказ. герое говорят: "Маслена головушка, шелкова бородушка". (петух)

21- Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч (медведь)

22- Из чего заяц строил себе избушку в сказке "Заюшкина избушка? " (из дерева)

Физразминка.

Игра "Летает, не летает".

(ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, аленький цветочек,  гуси-лебеди, веретено, ступа Бабы Яги)

Второй раунд: “Хорошо ли ты знаешь сказки”

Я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите мне сказку.

а) Маша и медведь.

б) Колобок

в) Волк и семеро козлят.

г) Заюшкина избушка.

д) Курочка ряба

е) Кот, петух и лиса

Раунд 3 “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

• “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

• “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

• “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Воспитатель: Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключ не нашел,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

Раунд 4 называется «Загадки по сказкам». Участникам игры необходимо назвать, каким персонажам принадлежат слова из сказок.

-Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

- Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»)

-Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

-Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

(«По щучьему велению»)

Раунд 5 “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

Пальчиковая гимнастика.

Любимые сказки.

Будем пальчики считать, будем сказки называть:  Рукавичка, Теремок, Колобок- румяный бок. Есть Снегурочка — краса, Три медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем, Знаем волка и козлят, Этим сказкам каждый рад.

6. В последнем раунде командам необходимо выполнить коллективное творческое задание собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

Игра «Да-Нет». Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Что любит книга»? — Закладку. Да — Грязные руки. Нет — Дождик и снег. Нет — Бережное отношение. Да — Ласку. Да — Яичницу. Нет. — Чистые руки. Да. — Валяться на полу. Нет — Жить на книжной полке. Да. — Любознательных читателей. Да.

 Подведение итогов викторины. Награждение участников.

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть книгу, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам» (итоговое НОД)Цель:Закрепить представление детей о жанре «сказка»; о многообразии литературных жанров;Уточнить и обогатить представлени...

Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную  речь.  Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...

Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...

Литературная викторина по русским народным сказкам Для детей старшей и подготовительной группы «Тропою сказок».

Литературная викторина по русским народным сказкамДля детей старшей и подготовительной группы«Тропою сказок»....

Викторина по русским народным сказкам для детей старшей группы

Цель: Уточнение и закрепление  знаний у детей о сказках....