Познавательные сказки в развитии детей дошкольного возраста
презентация по художественной литературе

Чупрова Валентина Алексеевна

Методические рекомендации для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_skazki_.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательные сказки в развитии детей дошкольного возраста (методические рекомендации для родителей и педагогов) Разработала - Чупрова Валентина Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3» с. Ижма

Слайд 2

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников зак­лючается в том, что все проблемы, события, приключения героев связа­ны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного (в сказке «Почему Льдинка исчезла?» герои встречаются с мудрой Совой, которая им объясняет, куда весной исчезла Льдинка). Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания. Персонажи также могут встречаться с интересными собеседниками, которые в своих рассказах сообщают им новые сведения. Так, Т.Н. Доронова выделяет познавательные сказки, где сказочные герои — вымышленные персонажи (Золушка, гномы) и реальные образы (геометрические фигуры, мальчики, де­вочки), а Н.Я. Большунова предлагает использовать модифициро­ванные русские народные сказки («Колобок», «Теремок») и литера­турные («Золушка», «Муха-Цокотуха») либо для реализации целей конкретного занятия создавать авторские сказки. Коллеги, выбор за Вами!

Слайд 3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Экологические сказки помогают понять, что все живое имеет по­требности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом имеет важную роль, помогает создавать или поддерживать данные условия. Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также о вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой — использования ее ресурсов и охраны. Содержание этих сказок также дает представление об отдаленных, в ряде случаев экзо­тических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия с ней человека. Сказка «История Капи » (А. Коробова) Приключения одного горного камня (Н. Сырых)

Слайд 4

Кто вырастил ягодку (Е. Коротаева ) Звездочка и космический мусор (А. Бачерикова ) Почему на крыше сосульки? (Е. Бакина ) Сказка о том, как разозлился дождь (М. Пантюхина )

Слайд 5

Лесной пожар (А. Смирнова, А. Устинова) Водяное царство (М. Гребенёва ) Почему Льдинка исчезла? (Ю. Игошина)

Слайд 6

Математические сказки По утверждениям Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павло­вой, для успешного формирования полноценных математических пред­ставлений и развития познавательного интереса у дошкольников край­не важно наряду с другими методами также использовать заниматель­ные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то, и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вжи­ваясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. В математическом образовании детей дошкольного возраста най­дут применение предлагаемые познавательные сказки. Волшебный город (Л. Пономарёва )

Слайд 7

Приключения Единицы (Н. Дильман ) Сказка про трех друзей (П. Леванова ) Сказка о том, как кошка-мама потеряла своих котят (К. Попова)

Слайд 8

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Ни одна современная технология дошкольного образования не обходится без использования сказочных форм. Валеология не стала исключени­ем и Так, Е.И. Гуменюк и НА. Слисенко выделяют сле­дующие виды валеологических сказок: фольклорные, литературные, сказки современных писателей, валеологические сказки о сказках, а также игры-матрицы и игры-путешествия. Игры-матрицы на темы «Дом гномов», «Волшебный лес» и другие способствуют формирова­нию у детей культурно-гигиенических навыков, знакомят с лесом и его обитателями. Игры-путешествия на темы «Путешествие принца Кислорода», «Путешествие принцессы Витаминки » и др. помогают изучить строение тела человека. Фольклорные сказки («Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки» и др.) и литературные («Айболит», « Мойдодыр », « Федорино горе» и др. К. Чуковского), сказки современных писателей («Петька-микроб» Г. Остера ; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г. Юдина и др.) обеспечивают закрепление и иллюстрирование основных валеологических блок-тем: питание, ОБЖ, культурно-гигиенические навыки.

Слайд 9

Почему у мышонка заболел Живот? (Д. Минеева) Как Ваня чистым стал (Ю. Кислицына , Н. Шалагинова ) Путешествие в страну Умывай-ка (Е. Михалицына ) Сказка о стране Ротландии (О. Панфилова)

Слайд 10

Список рекомендуемой литературы Адамовская Т. Сказка о капельке // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспи­тания детей дошкольного возраста. Киров, 2006. Вахрушева Л.Н. Использование сказок в процессе математичес­кого развития детей // Киров, 1998. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Валеологические сказки // До­школьная педагогика. 2005. № 5. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.И., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1992. Левинова Л.А., Сатир Г.В. Кубарик и Томатик , или Веселая ма­тематика. М., 1995. Познавательные сказки математического содержания для до­школьников: Метод, рек. для студ. пед . вузов, колледжей, училищ и практ . работников ДОУ / Сост. Л.Н. Вахрушева. Киров, 2001. Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, зло­дейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях: Кн. для детей дошк ., мл. шк . возраста и их родителей. М., 1993. Рыжова Н.А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки, праздники. М., 2002. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992. Экологические сказки: Сб. творческих работ учащихся / Сост. Л.В. Чалышева . Сыктывкар, 2008. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем....

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....