Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (старшая группа) на тему

Татьяна Викторовна Мишустина

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_v_poznavatelnom_i_rechevom_razvitii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.

Задачи:

развивать познавательный интерес у детей; 
• расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в качественную литературную культуру; 
• развивать свободное общение с взрослыми и детьми; 
• формировать интерес к книгам и потребность в чтении; 
• воспитывать умение слушать. 

 С учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) и инновационных программ О.С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников», О.А. Шороховой «Играем в сказку», Л.В. Рыжова «Методика работы со сказкой», разработала:        

  • перспективное планирование для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  • серию конспектов занятий по развитию речи: занятие-удивление, занятие-радость, занятие-загадка, направленных на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • составила карты-схемы обучения детей пересказу сказок;  
  • организовала в группе книжный уголок  «Сказочный мир», в котором размещены сказки разных жанров и народов;
  • сделала подборку развивающих игр, наглядно-дидактических пособий,
  • составила картотеку дидактических игр: «С чего начинается сказка», «Узнай сказку», «Главные герои сказки» и др.

Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи  дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

  • I Этап «Рассказывание»
  • II Этап «Пересказывание»
  • III Этап «Играем в сказку»
  • IV Этап «Сочинялки»

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

В своей работе по развитию речи использую словесные игры «Карусели», «Качели», «Ладушки», «У медведя дом большой» и т.д.; пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: «Дятел», «Молоточки», «Петрушка», «По кочкам»; пальчиковые игры: «Моя семья», «Зайчики», «Лодочка», «Ребята». Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.

Распределила сказки по возрастным этапам:

Вторая младшая группа: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

Средняя группа: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».

Старшая группа: «Лиса и журавль», «Кукушка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса».

В сотрудничестве с родителями использую различные формы работы: консультирование (давала рекомендации родителям, как расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение), организация выставки работ детей, беседы. Родители всегда положительно отзываются на мои рекомендации и принимают активное участие в творческих конкурсах.

Приложение

  1. «Волшебные слова».

В гости к детям приходит невоспитанный поросёнок. Воспитатель предлагает детям научить поросёнка, как себя вести:

-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.

-если угостили, скажи… .спасибо.

-если уступили место, скажи… .благодарю.

-встретил, скажи… .здравствуй  (и т.д.)

  1. «Ласковые слова».

У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.

-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.

Достаньте спичку и назовите хорошее слово.

Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.

Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.

  1. «Гласные – согласные».

Детей делят на две команды. У каждой команды мешочек: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.

Из общего мешочка дети находят нужный им звук и несут своей команде

Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.

  1. «Кто быстрее сложит слово».

На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.

Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.

Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.

  1. «Вопрос – ответ».

Дети выбирают ведущего. Он бросает клубочек детям и задает вопрос. Ребенок возвращает клубочек и отвечает полным предложением.

Вопрос: - Когда дети спят?

Ответ: - Дети спят ночью.

Однословный ответ считается неправильным и не принимается.

Ведущий меняется считалкой.

  1. «Хлопни, сколько слогов в слове».

Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.

Шаг – 1 хлопок

Забор – 2 хлопка

Котёнок – 3 хлопка

И т. д.

Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.

  1. «Где мы были – как нам было?»

Воспитатель предлагает рассказать Зайке, где они были и как им было.

- Где мы были?

- В театре.

- Как нам было?

- Интересно, смешно, уютно, замечательно.

Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Статья "Роль детской литературы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Статья опубликована в сборнике Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, 2016г....

Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»

Статья  «Роль проектной деятельности в развитии речи детей  раннего дошкольного возраста»...

Статья «Роль детского сада и педагогов в воспитании детей дошкольного возраста»

Статья  «Роль детского сада и педагогов в воспитании детей дошкольного возраста»Автор: воспитатель Крюкова Светлана НиколаевнаМАДОО "Детский сад №216 г. КраснодарАннотацияАктуаль...

Статья "Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста".

Формирование нравственной культуры является результатом процесса нравственного самовоспитания личности. А так, как культура личности каждого индивида отражается во всех формах взаимоотношений между лю...

Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Роль здорового образа жизни в воспитании детей старшего дошкольного возраста"...