Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»
проект по художественной литературе (старшая группа)
Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»
Автор: Маняхина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №62 «Огонек», г. Тамбов
Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Сроки реализации проекта: долгосрочный (1 год).
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Актуальность: Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. Вместе с тем в настоящее время проблема приобщения ребенка к чтению стоит очень остро. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.
Одним из принципов дошкольного образования является работа с одаренными детьми. Формы работы разнообразны, но важно найти современные и эффективные формы работы, способствующие развитию индивидуальных способностей одаренных детей. Такой формой работы с одаренными дошкольниками является игровая технология лэпбук.
Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особенностей одаренных детей в литературно-поэтической области, который помогает осмыслить содержание книги, развить мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, обогатить словарный запас детей, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок вместе со взрослым участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Лэпбук - это самодельная книга-раскладушка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, аппликаций. Вся информация в лэпбуке соответствует определённой теме. Материал подаётся в виде стихотворений, загадок, рисунков, которые ребенок создает и сочиняет сам. При создании лэпбука используется технология ТРИЗ: например, читая сказку, можно придумать её новый конец, нового героя или проанализировать линию поведения главного героя, поразмышлять, как помочь ему, назвать лэпбук «Сказка с новым концом», «Изменяем сказку». Для формирования интереса к произведениям определённого автора создаются тематические лэпбуки: «Сказки К.Чуковского», «Стихи А. Барто», «Сказки А.С. Пушкина» и другие.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для нестандартной творческой личности.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает ребенка к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Объект проекта: современные средства обучения одаренных детей дошкольного возраста в литературно-поэтической области.
Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения одаренных детей дошкольного возраста.
Цель проекта: изучение возможностей использования ЛЭПБУКА как средства обучения одаренных детей дошкольного возраста в литературно-поэтической области, развитие поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных и творческих способностей одаренных дошкольников в условиях образовательного пространства.
Задачи: 1. Научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Проанализировать технологию лэпбука, как средство обучения одаренных детей дошкольного возраста.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы.
Ожидаемые результаты:
•повышение интереса детей к художественной литературе;
•воспитание бережного отношения дошкольников к книге как результату труда многих людей;
•внедрение в работу ДОУ игровой технологии лэпбук, как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области.
Этапы реализации:
1 этап: Подготовительный.
- разработка проекта;
-подбор и приобретение необходимого материала.
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
2 этап: Основной (практический) - реализация проекта:
1. Сентябрь - пересказ известных сказок с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки, сочинение концовок стихотворений в рифму.
2. Октябрь - сочинение новой сказки с персонажами известных сказок. Обсуждение произведений известных художников на тему сказок.
3. Ноябрь - постановка театрализованных представлений по сочиненной новой сказке ребенком.
4. Декабрь - проектная деятельность (составление проекта с одаренным ребенком по выбранной сказке).
5. Январь - организация занятия-экскурсии в ближайшую библиотеку.
6. Февраль – участие в литературных викторинах, в конкурсах чтецов.
7. Март – организация книжной выставки, мини-музея книг по сказкам, литературной ярмарки.
8. Апрель – открытое занятие для родителей и педагогов «Путешествия по следам сказочных героев».
9. Май – участие в развлечении «Её величество Книга".
10. Июнь-июль - создание лэпбука по новой сказке, придуманной ребенком.
11. Август – выставка лэпбука.
3 этап: Заключительный: анализ данных, представление результатов на итоговом педсовете в ДОУ; создание банка макетов лэпбуков по всем тематическим темам в соответствии с основной образовательной программой для их систематического использования в ДОУ; внедрение новой технологии в работу с одаренными детьми в ДОУ.
В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов города в качестве руководства по моделированию и организации образовательного процесса в ДОУ на основе технологии Лэпбук. По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»
laquo;Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»....

Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»
Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...

Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрас...

Современная игровая технология лэпбук как средство развития дошкольников
Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особеннос...

"Игровая технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Проект "Игровая технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Современная игровая технология ЛЭПБУК, как средство познавательного развития дошкольников
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...
«Современная игровая технология «Лэпбук», как средство познавательного развития дошкольников».
повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ применении технологии «Лэпбук» для познавательного развития дошкольников....
