Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе На тему: «Снежный шар» по рассказу О. Фадеевой
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Вологдина Светлана

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе

На тему: «Снежный шар» (по рассказу О. Фадеевой)

Тема образовательной ситуации

«Забота о близких»

Цель

Обогатить представления детей о необходимости заботы о родных и близких посредством чтения художественной литературы

Задачи

  1. Познакомить детей с рассказом Ольги Фадеевой «Снежный шар»;
  2. Развивать творческое воображение и игровой опыт детей посредством сюжетно-ролевой игры;
  3. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание заботиться о маме;

Оборудование:

  1. Вязаные шарф, варежки и шапочка, клубки ниток, карточки с именами героев, книга с иллюстрациями Ольги Фадеевой «Снежный шар».
  2.  

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • демонстрация новой книги, предложение о ее прочтении;
  • Прием активизации внимания детей:
  • чтение произведения Ольги Фадеевой «Снежный шар»;
  • рассматривание иллюстраций из книги Ольги Фадеевой «Снежный шар»; обсуждение образа Лисенка, его мамы, их поступков (мама распускает свой шарф, чтобы связать лисенку варежки).
  • Игровая деятельность детей: сюжетно-ролевая игра «Снежный шар»

Ход ситуации

Воспитатель привлекает внимание детей к новой яркой книге.

Внутри книги яркие иллюстрации автора об истории Лисенка и его мамы.

Текст расположен между иллюстрациями, что дает возможность их рассматривания во время чтения.

После прочтения ведется обсуждение о поступках героев:

- Расскажите о том, что случилось с Лисенком. (Пришла зима, Лисенку стало холодно)

- Что  связала мама Лисенку? (шапку, шарф, рукавички)

- Хватило ли у мамы ниток на все вещи? (нет)

- Где взяла мама нитки для рукавичек? (Распустила свой шарф)

- Как поступила мама? (Заботливо)

- А сама мама не замерзла без шарфа?

- Нет, она куталась в свой хвост.

- Что тогда решил сделать Лисенок? (Насобирать ниточек, чтобы хватило маме на шарф).

- Удалось ли это сделать Лисенку? (Да)

- Как поступил Лисенок? (Проявил заботу о своей маме)

Для закрепления представлений детям предлагают поиграть в игру «Снежный шар»: дети вытягивают карточки, в которых написаны роли (Лисенок, мама, Зайчих, барсук, овечка, Солнышко, ниточка). Карточек  со словом «ниточка» больше чем остальных (ко количеству участников).

В ходе игры при первом варианте воспитатель рассказывает сюжет сказки, а дети, которые играют соответствующие роли, должны выйти и воспроизвести действия персонажей.

Когда Лисенок находит первую ниточку (ребенка), он берет его с собой за руку, в итоге получается цепочка из детей, которые взявшись за руки изображают клубок.

Воспитатель может сказать:

- Какой большой клубок у нас получился. Хватит маме не только не шарф, но и на варежки, и на шапочку. Вот, что значит дружба: все звери помогли Лисенку, поделились с ним одной ниточкой. Если все ниточки связать, то большой и длинный шарф получится и всех нас согреет. 

В заключении игры можно включить песню «Мамочка любимая».

Важно обращать внимание на успешные действия детей, оказывать помощь в затруднительных моментах, привлекать других детей к оказанию помощи товарищу.

По итогам игры ведется совместное обсуждение содержания игры, прослушиваются предложения об изменении сюжета, использовании дополнительной атрибутики (клубков, ниточек).

При последующем варианте дети играют с сюжетно-ролевую игру самостоятельно.

 

Ход игры

Воспитатель: Дети, посмотрите, какую я вам книгу принесла.  

Дети рассматривают книгу.

Воспитатель: Смотрите, какие яркие иллюстрации автора.

Дети рассматривают книгу.

Воспитатель: Как  вы думаете, о чем эта книга?

Дети высказывают предположение.

Воспитатель: Верно, эта книга об истории Лисенка и его мамы.

Описание: https://img-fotki.yandex.ru/get/373630/15512168.d1/0_b0855_3097bc9_XXL.jpg

Воспитатель: Хотите, знать что случилось с Лисенком?

Воспитатель читает книгу.

Воспитатель:

- Расскажите о том, что случилось с Лисенком. (Пришла зима, Лисенку стало холодно)

- Что  связала мама Лисенку? (шапку, шарф, рукавички)

- Хватило ли у мамы ниток на все вещи? (нет)

- Где взяла мама нитки для рукавичек? (Распустила свой шарф)

- Как поступила мама? (Заботливо)

- А сама мама не замерзла без шарфа?

- Нет, она куталась в свой хвост.

- Что тогда решил сделать Лисенок? (Насобирать ниточек, чтобы хватило маме на шарф).

- Удалось ли это сделать Лисенку? (Да)

- Как поступил Лисенок? (Проявил заботу о своей маме)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Снежный шар». У меня есть карточки, возьмите их.

Дети вытягивают карточки, в которых написаны роли

Воспитатель: читает за детей: ты - Лисенок, ты - мама, Зайчих, барсук, овечка, Солнышко, ты - ниточка.

Карточек  со словом «ниточка» больше чем остальных (по количеству участников).

Воспитатель: Какие бы вещи нам понадобятся в игре? Может быть клубок, шарф, кофта?

Дети высказываются.

Воспитатель: Сейчас я буду рассказывать сказку, а когда вы услышите, что я рассказываю про вас, вы должны выйти и выполнить свои действия.

Воспитатель: Жили-были лисенок и его мама. Жили они дружно. Мама часто обнимала лисенка (ребенок-лиса обнимает ребенка-лисенка). Гладила по голове.

Воспитатель: Пришла зима, Лисенок стал проситься гулять.

Ребенок исполняет свою роль.

А мама ему ответила: (ребенок озвучивает свою роль).

Воспитатель: Лисенку стало холодно на улице, он пришел и сказал: (ребенок озвучивает).

Воспитатель: Тогда мама сказала:

- Что  связала мама Лисенку?

- Ничего, я свяжу тебе шапку, шарф, рукавички.

Мама стала вязать (ребенок изображает).

Мама, смотрит, у нее заканчиваются нитки. Что она думает?

- Распущу я свой шарф и свяжи сыночку теплые рукавички.

Пошли они гулять.

Мама стала кутаться в свой хвост.

А Лисенок пошел в лес, чтобы насобирать ниточек, чтобы хватило маме на шарф.

Ребенок изображает Лисенка, подходит к одному ребенку:

- Ты будешь ниточкой для шарфа моей мамы?

- Буду.

Берет его за руку, подходит к следующему.

- Ты будешь ниточкой для шарфа моей мамы?

- Буду.

Воспитатель: Посмотрите, какая большая ниточка получилась. Какой большой клубок у нас получился. Хватит маме не только не шарф, но и на варежки, и на шапочку.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Вот, что значит дружба: все звери помогли Лисенку, поделились с ним одной ниточкой. Если все ниточки связать, то большой и длинный шарф получится и всех нас согреет. 

Звучит песня «Мамочка любимая».

Воспитатель: Понравилась вам игра?

Давайте сыграем в нее еще раз? Чтобы вы добавили в сюжет?

Дети высказывают предположение.

Воспитатель комментирует.

Воспитатель: Может добавим в сюжет других зверей?

Дети предлагают.

Воспитатель: Может, лисенок пригласит всех зверей на день рождения мамы-лисы?

Дети соглашаются.

Воспитатель: Какие бы вы еще вещи использовали в игре? Может быть шарф, варежки?

Дети высказываются.

Воспитатель: Надо сделать маме Лисе хвост. Из чего мы сделаем?

Дети высказываются.

Воспитатель: Теперь распределим роли. Собираем все записки. Перемешиваем. Достаем. Смотрим, кто у нас кем будет играть.

Воспитатель: Попробуйте поиграть сами.

Дети играют.

Воспитатель (по окончании игры): Понравилась вам игра «Снежный шар»?

Воспитатель: Скажите, вы играли дружно?

Воспитатель: А если случались ссоры, что нужно было делать?

Воспитатель: Правильно, нужно уступить, помочь друг другу.

Воспитатель: Молодцы, сегодня вы хорошо играли. Занятие закончено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_snezh_shar.docx242.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе

На тему: «Снежный шар»

Тема образовательной ситуации

«Забота о близких»

Цель

Обогатить представления детей о необходимости заботы о родных и близких посредством чтения художественной литературы

Задачи

  1. Познакомить детей с рассказом Ольги Фадеевой «Снежный шар»;
  2. Развивать творческое воображение и игровой опыт детей посредством сюжетно-ролевой игры;
  3. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание заботиться о маме;

Оборудование:

  1. Вязаные шарф, варежки и шапочка, клубки ниток, карточки с именами героев, книга с иллюстрациями Ольги Фадеевой «Снежный шар».

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • демонстрация новой книги, предложение о ее прочтении;
  • Прием активизации внимания детей:
  • чтение произведения Ольги Фадеевой «Снежный шар»;
  • рассматривание иллюстраций из книги Ольги Фадеевой «Снежный шар»; обсуждение образа Лисенка, его мамы, их поступков (мама распускает свой шарф, чтобы связать лисенку варежки).
  • Игровая деятельность детей: сюжетно-ролевая игра «Снежный шар»

Ход ситуации

Воспитатель привлекает внимание детей к новой яркой книге.

Внутри книги яркие иллюстрации автора об истории Лисенка и его мамы.

Текст расположен между иллюстрациями, что дает возможность их рассматривания во время чтения.

После прочтения ведется обсуждение о поступках героев:

- Расскажите о том, что случилось с Лисенком. (Пришла зима, Лисенку стало холодно)

- Что  связала мама Лисенку? (шапку, шарф, рукавички)

- Хватило ли у мамы ниток на все вещи? (нет)

- Где взяла мама нитки для рукавичек? (Распустила свой шарф)

- Как поступила мама? (Заботливо)

- А сама мама не замерзла без шарфа?

- Нет, она куталась в свой хвост.

- Что тогда решил сделать Лисенок? (Насобирать ниточек, чтобы хватило маме на шарф).

- Удалось ли это сделать Лисенку? (Да)

- Как поступил Лисенок? (Проявил заботу о своей маме)

Для закрепления представлений детям предлагают поиграть в игру «Снежный шар»: дети вытягивают карточки, в которых написаны роли (Лисенок, мама, Зайчих, барсук, овечка, Солнышко, ниточка). Карточек  со словом «ниточка» больше чем остальных (ко количеству участников).

В ходе игры при первом варианте воспитатель рассказывает сюжет сказки, а дети, которые играют соответствующие роли, должны выйти и воспроизвести действия персонажей.

Когда Лисенок находит первую ниточку (ребенка), он берет его с собой за руку, в итоге получается цепочка из детей, которые взявшись за руки изображают клубок.

Воспитатель может сказать:

- Какой большой клубок у нас получился. Хватит маме не только не шарф, но и на варежки, и на шапочку. Вот, что значит дружба: все звери помогли Лисенку, поделились с ним одной ниточкой. Если все ниточки связать, то большой и длинный шарф получится и всех нас согреет.  

В заключении игры можно включить песню «Мамочка любимая».

Важно обращать внимание на успешные действия детей, оказывать помощь в затруднительных моментах, привлекать других детей к оказанию помощи товарищу.

По итогам игры ведется совместное обсуждение содержания игры, прослушиваются предложения об изменении сюжета, использовании дополнительной атрибутики (клубков, ниточек).

При последующем варианте дети играют с сюжетно-ролевую игру самостоятельно.

Ход игры

Воспитатель: Дети, посмотрите, какую я вам книгу принесла.  

Дети рассматривают книгу.

Воспитатель: Смотрите, какие яркие иллюстрации автора.

Дети рассматривают книгу.

Воспитатель: Как  вы думаете, о чем эта книга?

Дети высказывают предположение.

Воспитатель: Верно, эта книга об истории Лисенка и его мамы.

https://img-fotki.yandex.ru/get/373630/15512168.d1/0_b0855_3097bc9_XXL.jpg

Воспитатель: Хотите, знать что случилось с Лисенком?

Воспитатель читает книгу.

Воспитатель:

- Расскажите о том, что случилось с Лисенком. (Пришла зима, Лисенку стало холодно)

- Что  связала мама Лисенку? (шапку, шарф, рукавички)

- Хватило ли у мамы ниток на все вещи? (нет)

- Где взяла мама нитки для рукавичек? (Распустила свой шарф)

- Как поступила мама? (Заботливо)

- А сама мама не замерзла без шарфа?

- Нет, она куталась в свой хвост.

- Что тогда решил сделать Лисенок? (Насобирать ниточек, чтобы хватило маме на шарф).

- Удалось ли это сделать Лисенку? (Да)

- Как поступил Лисенок? (Проявил заботу о своей маме)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Снежный шар». У меня есть карточки, возьмите их.

Дети вытягивают карточки, в которых написаны роли

Воспитатель: читает за детей: ты - Лисенок, ты - мама, Зайчих, барсук, овечка, Солнышко, ты - ниточка.

Карточек  со словом «ниточка» больше чем остальных (по количеству участников).

Воспитатель: Какие бы вещи нам понадобятся в игре? Может быть клубок, шарф, кофта?

Дети высказываются.

Воспитатель: Сейчас я буду рассказывать сказку, а когда вы услышите, что я рассказываю про вас, вы должны выйти и выполнить свои действия.

Воспитатель: Жили-были лисенок и его мама. Жили они дружно. Мама часто обнимала лисенка (ребенок-лиса обнимает ребенка-лисенка). Гладила по голове.

Воспитатель: Пришла зима, Лисенок стал проситься гулять.

Ребенок исполняет свою роль.

А мама ему ответила: (ребенок озвучивает свою роль).

Воспитатель: Лисенку стало холодно на улице, он пришел и сказал: (ребенок озвучивает).

Воспитатель: Тогда мама сказала:

- Что  связала мама Лисенку?

- Ничего, я свяжу тебе шапку, шарф, рукавички.

Мама стала вязать (ребенок изображает).

Мама, смотрит, у нее заканчиваются нитки. Что она думает?

- Распущу я свой шарф и свяжи сыночку теплые рукавички.

Пошли они гулять.

Мама стала кутаться в свой хвост.

А Лисенок пошел в лес, чтобы насобирать ниточек, чтобы хватило маме на шарф.

Ребенок изображает Лисенка, подходит к одному ребенку:

- Ты будешь ниточкой для шарфа моей мамы?

- Буду.

Берет его за руку, подходит к следующему.

- Ты будешь ниточкой для шарфа моей мамы?

- Буду.

Воспитатель: Посмотрите, какая большая ниточка получилась. Какой большой клубок у нас получился. Хватит маме не только не шарф, но и на варежки, и на шапочку.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Вот, что значит дружба: все звери помогли Лисенку, поделились с ним одной ниточкой. Если все ниточки связать, то большой и длинный шарф получится и всех нас согреет.  

Звучит песня «Мамочка любимая».

Воспитатель: Понравилась вам игра?

Давайте сыграем в нее еще раз? Чтобы вы добавили в сюжет?

Дети высказывают предположение.

Воспитатель комментирует.

Воспитатель: Может добавим в сюжет других зверей?

Дети предлагают.

Воспитатель: Может, лисенок пригласит всех зверей на день рождения мамы-лисы?

Дети соглашаются.

Воспитатель: Какие бы вы еще вещи использовали в игре? Может быть шарф, варежки?

Дети высказываются.

Воспитатель: Надо сделать маме Лисе хвост. Из чего мы сделаем?

Дети высказываются.

Воспитатель: Теперь распределим роли. Собираем все записки. Перемешиваем. Достаем. Смотрим, кто у нас кем будет играть.

Воспитатель: Попробуйте поиграть сами.

Дети играют.

Воспитатель (по окончании игры): Понравилась вам игра «Снежный шар»?

Воспитатель: Скажите, вы играли дружно?

Воспитатель: А если случались ссоры, что нужно было делать?

Воспитатель: Правильно, нужно уступить, помочь друг другу.

Воспитатель: Молодцы, сегодня вы хорошо играли. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Опиши игрушки» - описательные рассказы об игрушках.

Форма организации: составление описательного рассказа об игрушках Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушках с помощью схемы «Опиши игрушку» Задачи: формировать умение д...

Конспект интегрированного НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ (из 3-4 предложений), отражающий содержание картины. По плану, предложенному воспитателем, развивать связанную речь, закреплять навык....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе Тема «Поможем лесным зверям».

Расширить у детей представление о диких животных, их образе жизни, формировать интерес к жизни животных....