Рабочая программа " Театральный сундучок"
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа)

Т. Ершова

1.Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка «Театральный сундучок» разработана в соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста  - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

 В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

  Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

  Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новомалыклинский детский сад  «Сказка»

                                         Рабочая программа

кружка

 «Театральный сундучок»

                в средней         группе «Капитошка»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего

по воспитательной работе

____________ С.В.Алкарева

                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                  Заведующий МДОУ

                                   Новомалыклинский

                                  детский сад «Сказка»

                     __________Л.В.Макарова

                                   Разработчик:

                воспитатель    высшей

                                                                                                     квалификационной

                                                                                                                                 категории Ершова  Т.И.

                                               

с. Новая Малыкла

                2020

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Учебный план

8

3

Содержание учебного плана

9

4

Календарный учебный график

11

5

Условие реализации  программы

14

6

Список использованной литературы

15

7

Приложение

16

1.Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка «Театральный сундучок» разработана в соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста  - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

 В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

  Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

  Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

 

Актуальность.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.  

Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.

Новизна программы позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность программы: Воспитывать потребность духовного обогащения ребенка, способность  взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Направленность: данная программа направлена на усвоение детьми социального опыта, т.е навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно ориентироваться в социуме.

Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

Цели и задачи программы: 

Цель:

Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям, развивать личность через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Образовательные: 

Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;

Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте.

2. Развивающие:

Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Воспитательные:

Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

Срок реализации: 

Сроки освоения программы: с  16сентября – по 31 мая 2021 года, 2раза в неделю.

Общее число занятий: 36 .

Возраст, на который направлена программа(дети средней группы,от4до5лет)

Основные формы, методы и приемы проведения занятий :

Наглядные приёмы.

Просмотр представлений кукольного театра.

Постановка сказок, инсценировки.

Картинки и фото.

Словесные приёмы.

Беседа.

Рассказы.

Чтение.

Стихотворения, загадки.

Практические приёмы.

Этюды.

Упражнения на социально-эмоциональное развитие.

Психогимнастика.

Скороговорки.

Игра.

Ожидаемые результаты : 

1. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения.

2. Передавать образ героя мимикой, жестами.

3. Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения.

4. Обладать умением работать в коллективе.

Способы определения результативности:

Педагогическая диагностика способностей театрализованной деятельности дошкольников средней группы «Фантазеры» за 2018-2019 г.г. (автор Е.А. Антипина).

Проводится два раза в год (начало и конец учебного года).

Описание инструментария театрализованной деятельности в средней группе «Фантазеры».

Инструментарий педагогической диагностики кружка по театральной деятельности представляет собой описание ситуации, вопросов, поручений, игровых упражнений, театральных этюдов для определения сформированности у ребенка артистических способностей.

Входная диагностика проводится 16 – 02 октября .

  • Итоговый мониторинг проходит в мае

        Формы подведения итогов

   Для проведения итогов используются :

   Участие в конкурсе по театрализованной деятельности.

   Участие в концертах,

      

    Показ драматизаций для детей сада, родителей;

 

 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, диагностическая карта, открытое занятие для родителей «К нам сказка пришла».

     

        

        

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№п/п

Название раздела ,темы

Количество часов

1

Драматизация сказки

6

2

Игры на мимику

8

3

Игры -импровизации

4

4

Этюды

5

5

Пантомимические игры

3

6

Настольный театр

4

7

Музыкально ритмические композиции

4

8

Диагностика

2

Всего

36

3.СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПЛАНА

п/п

Раздел/Тема

Методы обучения и воспитания

Форма организации

образовательного проекта

Форма организации занятий

Педаго-

гические технологии

Обеспечение занятия.

Дидактические материалы

1

Драматизация сказки

словесный

подгрупповая

беседа

Здоровье

сберегаю

щие

игровые

информаци

онно

коммуника

тивные

Костюмы,

декорации,

музыкальное

сопровождение

2

Игры на мимику

наглядный

подгрупповая

Показ

Здоровье

сберегаю

щие

игровые

информаци

онно

коммуника

тивные

Театральная кукла Мышка.

Маски животных.

3

Игры -импровизации

словесный

подгрупповая

беседа

Здоровье

сберегаю

щие

игровые

информаци

онно

коммуника

тивные

Декорация музыкальное сопровождение,

4

Этюды

наглядный

подгрупповая

беседа

Здоровье

сберегаю

щие

игровые

информаци

онно

коммуника

тивные

Иллюстрации

по сказкам

5

Пантомимические игры

наглядный

подгрупповая

показ

Здоровье

сберегаю

щие

игровые

информаци

онно

коммуника

тивные

6

Настольный театр

наглядный

подгрупповая

чтение

Здоровье

сберегаю

щие

игровые

информаци

онно

коммуника

тивные

Настольный

театр

7

Музыкально ритмические композиции

наглядный

подгрупповая

показ

Здоровье

сберегаю

щие

игровые

информаци

онно

коммуника

тивные

Музыкальное сопровождение в записи.

8

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Форма проведения занятия

Тема занятия.

Цель.

1

Сентябрь

Диагностика

2

Сентябрь

Тематическое ,игровое

 «Назови свое имя»

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

3

Октябрь

Тематическое ,игровое

Листочки в саду».

 «Осенний вальс»

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызвать положительный эмоциональный отклик детей; Совершенствовать умение красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения

4

Октябрь

Тематическое ,игровое

«Мышка - норушка». 

 Формировать умение вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

5

Октябрь

Тематическое ,игровое

«Колобок – колючий бок». Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; Формировать умение отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

6

Октябрь

Комбинированное

« Колобок – колючий бок».

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

7

Ноябрь

Комбинированное

«Лучшие друзья».

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение .Формировать умение детей высказываться; развивать умение воспринимать сюжета игры.

8

Ноябрь

Тематическое ,игровое

«Если с другом вышел путь» 

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

9

Ноябрь

Комбинированное

«Все мы делим пополам»

Воспитывать дружелюбие, коллективизм

10

Ноябрь

Комбинированное

 «Лучшие друзья». Развивать творческие способности.

11

Декабрь

Тематическое ,игровое

«Вот как я умею»

побуждать к двигательной имитации, Формировать умение импровизировать, в рамках заданной ситуации.

12

Декабрь

Комбинированное

«Чуть-чуть грустно» Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

13

Декабрь

Комбинированное

«Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций.

14

Декабрь

Тематическое ,игровое

«Где мы были, мы не скажем».

Создать положительный эмоциональный настрой.

15

Декабрь

Комбинированное

«Загадай загадку».Формировать умение внимательно слушать.

16

Январь

Тематическое ,игровое

«Три медведя». Побуждать к активному восприятию сказки; Совершенствовать умение слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

17

Январь

Комбинированное

Игровые упражнения, передающие образы

 героев сказки. 

Вспоминать знакомую сказку. Формировать умение отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

18

Январь

Комбинированное

Драматизация сказки «Три медведя».

Воспитывать эмоциональность

19

Февраль

Комбинированное

Просмотр  сказки «Храбрый петух».Формировать  представление о кукольном театре; Совершенствовать умение внимательно смотреть сказку.

20

Февраль

Комбинированное

Этюд – упражнение «Как воет ветер».

Формировать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; Развивать выразительну. артикуляцию.

21

Февраль

Комбинированное

«Веселые путешественники» 

Формировать умение красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности

22

Февраль

Тематическое ,игровое

Пантомимические этюды. Формировать выразительную мимику и движения в играх-этюдах.

23

Март

Тематическое ,игровое

«Если добрый ты».

Побуждать к активному восприятию стихотворения;Развивать умение исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

24

Март

Тематическое ,игровое

Рассказывание сказки В.Сутеева«Кто сказал «мяу»? Совершенствовать представление о жизни домашних животных; Формировать умение воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

25

Март

Тематическое ,игровое

Пантомимическая игра

 «Угадай, кого встретил щенок?»Совершенствовать умение детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

26

Март

Тематическое ,игровое

Подготовка к драматизации сказки  В.Сутеева«Кто сказал «мяу»? Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

27

Март

Тематическое ,игровое

Драматизация сказки  В.Сутеева«Кто сказал «мяу»?Воспитывать интерес к драматизации.

28

Апрель

Тематическое ,игровое

«Цветы на полянке». Формировать ролевое воплощение, побуждать к двигательной активности.

29

Апрель

Тематическое ,игровое

Игра-конкурс «Попросись под грибок». Развивать воображение детей, Совершенствовать умение  высказываться,  выразительно двигаться под музыку

30

Апрель

Тематическое ,игровое

Игра-имитация «Пойми меня».

Продолжать формировать умение передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

31

Апрель

Тематическое ,игровое

Драматизация сказки В.Сутеева

 « Под грибом».

Формировать умение воплощаться в роли и ролевому поведению при  публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

32

Май

Тематическое ,игровое

 Настольный театр по сказке «Теремок»

Воспитывать интерес к разным видам театров.

33

Май

Комбинированное

Подготовка к драматизации сказки «Теремок» Воспитывать эмоциональность

34

Май

Тематическое ,игровое

Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей).Продолжать воспитывать дарить добро .

35

Май

Тематическое ,игровое

По следам сказок. Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.Совершенствовать умение вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы

36

Май

Диагностика

5. Условие реализации  программы

        Предметная среда

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».

Иллюстрации к сказкам, грибок, маски шапочки зверей.

 Зонтики.

Настольный театр, маски зверей по сказке.

Ширма, куклы бибабо к сказкам.

Список литературы

 

1.     Акулова Т. А. Театрализованные игры.

2.     Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012

3.     Ковалец «Азбука Эмоций».

4.     Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.

5.     Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,6.

6.     Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: СфераГод: 2001

7.  Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,

8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 200

9. Сорокина Н.Д. Программа “Театр – Творчество – Дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.

10. Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: «АРКТИ», 2001. Сборник « театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).

 

Приложение

1.Список детей по подгруппам

        

1 подгруппа

2 подгруппа

Абдулгафуров Тимур

Михайлова Настя

Борисов Геннадий

Однороженко Вика

Борисова Лена

Пархоменко Аня

Вертянкина Ксюша

Рыбаконов Иван

Васильев Максим

Смоленцева Вика

Гизятуллов Айдар

Тутаров Егор

Ершова Валерия

Хайруллин  Максим

Красильникова Ксюша

Чернов Вениамин

Карасёв Дима

Шамсутдинов Артур

Кистаев Костя

Тарынчева Кира

2. График проведения занятий

Дни недели

Название кружка

Время проведения

Руководитель кружка

Вторник

« Театральный сундучок»

15.50-16.10.

Ершова Татьяна Ивановна

Четверг

« Театральный сундучок»

15.50-16.10.

Ершова Татьяна Ивановна

3.Диагностика

Основным видом деятельности у дошкольников является игра. Игры у детей можно рассматриваться как импровизированные театральные постановки. А ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. Поэтому особое значение в детских садах отводится театрально-игровой деятельности, как способу развития творческих способностей детей, а самое главное социализации ребенка.

Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста последствием театрализованных игр необходимо

- чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей

- педагогическое сопровождение должно быть построено с учетом постепенного нарастания самостоятельности ребенка

- театрально-игровая среда должна быть динамично-изменяющейся (от элементарного к более сложному).

 В средней группе должны уже создаваться условия для коллективных режиссерских игр. Кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, который способствует развитию воображения, а педагог занимает позицию помощника.

В современной педагогике существует ряд различных диагностических методик, которые позволяют выявить творческий потенциал ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Театральный сундучок"

Художественно-эстетисческое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетич...

Программа "Театральный сундучок"

Программа по дополнительному образованию детей театрального кружка "Театральный сундучок"...

Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Театральный сундучок» Направленность – художественная, Возраст  –  4-5 лет, Срок реа...

Программа "Театральный сундучок"

Аннотацияк образовательной услуге  «Театральный сундучок»  Краткая характеристика Программы: В рабочей программе образовательной услуги «Театральный сундучок» (програ...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"

Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...