Литературный материал эмпатийного содержания.
картотека по художественной литературе (средняя, старшая группа)

Иванова Наталия Сергеевна

Вниманию воспитателей и родителей представлена картотека художественной литературы эмпатийного содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_material_empatiynogo_soderzhaniya.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный материал эмпатийного содержания.

 К. Чуковский «Айболит». 

Беседа направлена на расширение и углубление эмоционального опыта детей, развитие эмпатии.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем она вам понравилась?

- Кем был Айболит? Что он делал?

- Какие звери приходили к Айболиту7

- Почему плакала зайчиха?

- Зачем доктор Айболит отправился в Африку?

- Как он узнал, о том что заболели звери?

- Легко ли доктору было добраться до больных зверей?

- Кто помог Айболиту преодолеть море? Горы? Лес?

- Расскажите, что в это время происходило в Африке?

- Как доктор лечил больных зверей?

Дети рассуждают о поступках героев. Каждый рассуждает в меру своей возможности проникать в чувства другого человека передавать свое отношение к поступкам героев. Ребята активно рассуждают и высказывают свою точку зрения. В процессе обсуждения детей подводят к мысли о значимости помощи друг другу.

 В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?». 

После чтения с детьми проводят беседу, в ходе которой у детей развивают нравственные качества и навыки взаимодействия детей в обществе; расширяют знания о хороших и плохих поступках, умения правильно оценивать себя и других, развивают умение сопереживать и сочувствовать героям.

С целью закрепления представлений о плохих и хороших поступках с детьми, развития сочувствия и сострадания организуют проблемные ситуации. Дети должны были рассказать о том, как они поступят в данных ситуациях:

1) дети вышли гулять и увидели птицу со сломанным крылом,

2) дети идут по улице, и увидели сломанное деревце,

3) Маша прищемила палец,

4) Саша катался на велосипеде и упал с него,

5) Алиса заболела, у нее высокая температура,

6) мама пришла с работы уставшая,

7) старенькая бабушка не может вдеть нитку в иголку.

 Ребятам предлагают задание, в котором нужно определить, на каких сюжетных картинках изображенные дети проявляют сочувствие, и провести от этих картинок линии к сердечкам.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

  1. Вам понравилась сказка?
  2. Ребята, вспомните и назовите героев сказки? (из предложенных персонажей выбирают героев, ставят на доску и называют)
  3. Кого испугались водоносы? (зайца)
  4. Что показалось бабушке, внучке, курочке, мышке?

(бабушке показалось, что ее чуть медведище не задавил, внучке показалось, что на нее наскочил страшный волк, курочке показалось, что лисица чуть ее не сцапала, а мышке показался котище усатый)

  1. Что же показалось зайке? (зайке показалось, что за ним гнались четыре охотника да все с ружьями).
  2.  Скажите, это на самом деле с ними случилось? (нет).

- Подскажите, что случилось на самом деле? Значит герои все придумали?  И герои-водоносы и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось.

- Чему учит эта сказка? (что не надо бояться) высмеивает трусость.

- Молодцы! Вы знаете, ребята в этой сказке есть секрет. Он заключается в народной поговорке: «У страха глаза велики». Поэтому когда говорят «У страха глаза велики», то это значит не стоит  бояться того, чего нет на самом деле.  Давайте повторим поговорку «У страха глаза велики» (повторяют). Как вы ее поняли? Если тебе страшно, то все кажется по-другому (больше, ужаснее). Не стоит бояться пустяков.

 А. Барто «Вовка - добрая душа».  

Детей знакомят со стихотворением А. Барто «Вовка – добрая душа».  Детям задают вопросы: Почему Вовка решил помочь? Как Вовка помог бабушкам? Хотели бы вы дружить с Вовкой и почему? Дети отвечают: потому что он внимательный, думает и заботится о других людях, вежливый, весёлый, находчивый. Дети совместно с взрослым приходят к выводу, что Вовка доставлял радость другим - от этого и ему было хорошо. А тому, кто огорчает людей, в конце концов, и самому становится плохо, одиноко и грустно.

Н. Носов «На горке» 

Чтение рассказа Н. Носова «На горке» у детей развивает эмпатию . В ходе встречи у детей закрепляется умение отличать хорошие поступки от плохих, дети учатся сопереживать и сочувствовать героям.

После прослушивания рассказа детям предлагают вспомнить моменты, где, в каких моментах и какие чувства они испытывали. В беседе после прочтения произведения дети принимают активное участие, что, несомненно, является позитивным новшеством в процессе развития у детей эмпатии.

К. Чуковский «Федорино горе»

 Во время чтения сказки К. Чуковского «Федорино горе»  у детей развивается эмпатия.

В ходе встречи у детей формируется умение сопереживать героям; развиваются умения оценивать поступки; воспитываются нравственные качества личности через поступки героев произведения. Чтобы вызвать у детей сочувствие и сострадание, им задают вопросы по произведению: Как вы думаете, страшно было Федоре остаться без посуды? Почему посуда убежала от Федоры? Как жилось посуде у Федоры? Можно ли сказать, что Федора заботилась о посуде? Что же произошло с Федорой и посудой? Почему посуда не хотела возвращаться к Федоре? Как Федора отреагировала на побег посуды? Что случилось бы с Федорой, если бы к ней не вернулась посуда? Какие чувства вы испытываете к Федоре? Как вы думаете, нужно ли сочувствовать людям, даже если поступают не очень хорошо?

После прочтения сказки дети сочувствуют главной героине, хотя и понимают, что она сама была виновата. Дети задают вопрос: «А как же она, бедная, без посуды будет жить?». Дети активно отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации к произведению, высказывают свои впечатления, например: «Федора неряха и грязнуля».

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

 ∙​ Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

∙​ В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

∙​ Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

∙​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

∙​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

∙​ Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)

∙​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)

​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

Р.н.с. «Гуси-лебеди».

Обсуждение сказки «Куда ушли мать и отец? Что родители сказали дочке? Что сделала девочка, когда ушли мать с отцом? Что случилось, когда братец остался один? Кто унес братца? Гуси-лебеди добрые или злые? Куда гуси – лебеди унесли мальчика? Вспомните, когда девочка побежала искать братца, кого она встретила?(Печку, яблоньку, речку.) А кто помог девочке в избушке у бабы Яги?

Р.н.с. «Лиса и волк» Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?

 А для чего деду понадобилась лиса? Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому? Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда? Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение.

Р.н.с. «Заюшкина избушка».

- Ребята, а скажите, пожалуйста, когда лиса выгнала зайчика, какое настроение было у него? Он был грустный или веселый? (показать изображение эмоции) Покажите.

- А какое настроение было у лисы, когда она поселилась в избушке? Радостное! (показать изображение эмоции) Покажите.

- Лису пытались выгнать собаки, медведь, какая лиса была в этот момент? Веселая, грустная или злая? (показать изображение эмоции) Покажите, как она злилась.

- Когда лису пытался прогнать петух, она была веселая, грустная или испуганная? (показать изображение эмоции) Покажите, как она испугалась.

- В конце сказки у зайчика какое было настроение? (показать изображение эмоции) Покажите.

 Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». 

Детям читают сказку Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка», затем проводят беседу по сказке с целью развития эмпатии.

В беседе дети учатся высказывать свое мнение, обосновывать его, учатся различать добро и зло, дети стараются понимать эмоциональное состояние героев, переживать и радоваться вместе с ними, учатся пользоваться «лесенкой нравственности».

После беседы с детьми разучивают пословицу «Добрым — добрая слава» и объясняют детям ее смысл.

Затем детям предлагают расставить героев на «лесенку нравственности». На верхних ступеньках располагать героев, которые понравились больше всего, а на самых нижних, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими.

Затем у детей спрашивают, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого они хотели бы быть похожими в будущем. В дальнейшем можно использовать «лесенку» в индивидуальной работе с детьми.

 Н. Носов «Живая шляпа».

 На встрече закрепляют умения детей мимикой, жестами, движениями передавать состояние персонажей. Для достижения данной цели с детьми организуют инсценирование сценки из рассказа. При помощи мимики, жестов и движений дети показывают момент удивления, когда персонажи рассказа Вова и Вадик обнаружили под шляпой кота; радость, когда мальчики увидели под шляпой кота.

 Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Во время восприятия художественного произведения у детей развивается внутренняя деятельность, в которой участвуют: внимание, мышление, память, эмоции, воля. Детям помогают понять идею произведения, развивают умение самостоятельно оценивать поступки героев, уделяя особое внимание на развитие чувств ребенка, таких как сочувствие, сопереживание. Также продолжается работа над миниатюрами – драматизациями; разбирают понятие – настоящий друг. У детей совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи.

Детям задают вопросы по произведению, чтобы вызвать у них сочувствие и сострадание: Ребята, какое чувство возникает у вас после прослушивания этого рассказа? (Переживание, восхищение дружбой этих зверей, жалко собачку и льва, хотелось бы, чтобы эти звери остались живыми и дружили). Как собачка попала в клетку ко льву? Почему лев сразу не набросился на собачку и не съел ее, как было раньше? (Собачка была добрая, ласковая, она не стала рычать на льва, стала играть с ним). Какое настроение было у льва и собачки, когда они познакомились? (Радостное, веселое, к собачки немного испуганное). Как лев ответил на дружелюбность собачки? (Лев отдал собачке мясо, они спали вместе в одной клетке, лев играл с собачкой). Почему лев не отпустил собачку, когда за ней пришел хозяин? (Лев и собачка подружились, они делились едой, грели друг друга холодными ночами, все дни проводили вместе). Как лев переживал смерть собачки? (Он не хотел верить, что она умерла, лев хотел, чтобы собачка снова встала и поиграла с ним). Какими словами можно охарактеризовать настроение льва в этот момент? (Гнев, обида, злость, печаль, льва жалко). Почему лев разорвал другую живую собачку? (Он не смог забыть своего друга, вспоминал, как им было хорошо вместе). Что бы вам хотелось изменить в этом рассказе и почему? (В зверинец пускать бесплатно, чтобы собачка и лев были живыми, чтобы их выпустили на волю).

Затем детям предлагаю представить, что лев и собачка превратятся в живых людей и задают вопрос: Какие положительные, нужные качества вы могли бы взять для себя? (Верная дружба, умение постоять за своего друга, умение делиться и во всем помогать своему другу).

В конце занятия идею произведения определяют пословицами:

- Старый друг лучше новых двух.

- Добро сделаешь, добро и ожидаешь.

- Друга верного ищи, а найдешь – береги.

- Друг дороже денег.

После беседы детям предлагают нарисовать свое любимое животное. 

В. Катаев «Цветик-семицветик».  После прочтения с детьми проводят беседу по прочитанному произведению с целью развития эмпатии.

В беседе у детей через идею произведения воспитывают такие чувства, как сопереживание, желание помочь своим друзьям, воспитывают уважение к старшим, ответственность за свои поступки. Дети учатся понимать настроение героев, обосновывать свое мнение, у них развивается монологические и диалогические формы речи.

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».  В ходе беседы у детей воспитывают желание прийти на помощь и умение сопереживать. Взрослый предлагает детям прослушать рассказ С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». После прочитанного произведения, предлагает обсудить рассказ. Взрослый задает детям различные вопросы, например: О каком главном герое идет речь? Кого и как он спас? Как можно назвать человека, который делает добро окружающим и не ждет от них похвалы или награды? При этом педагог старается задействовать в обсуждении рассказа каждого ребенка, в связи с чем, у ребенка появляется шанс высказать свое мнение, свои переживания, что понравилось в сказке, а что не понравилось.

Затем детей знакомят с пословицей: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет» и объясняют ее. В заключении взрослый предлагает детям вместе подвести итог.

 С. Маршак «Двенадцать месяцев».  После прослушивания сказки с детьми проводят беседу по вопросам: Почему мачеха послала падчерицу за подснежниками? Чем понравились вам братья месяцы? Почему все месяцы были добры к девочке? Как же встретили девочку мачеха и сестрица? (Стали упрекать девочку, что не попросила она у месяцев сладких овощей и фруктов). Предлагают детям показать, как мачеха и дочка бранили девочку, как она стояла, виновато опустив голову.

За что мы осуждаем этих героев? Как бы вы встретили падчерицу? Давайте вспомним, как вела себя сестрица у месяцев? Как отблагодарили месяцы сестрицу? Почему месяцы так поступили с девочкой? (Она была жадная, жестокая, грубая). На кого из героев этой сказки вы хотели бы быть похожими, почему? За кого вы переживали, волновались? Кому вам хотелось помочь?

Затем детям было предложено вспомнить моменты, где они испытали чувство сострадания, а затем и разыграть их.

В. Короленко «Слепой музыкант». После прочтения отрывка с детьми проводят беседу по вопросам: Как надо относиться к таким детям? (Сочувствовать). Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем? Я шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слёзы. Почему? Как можно назвать детей, которые смеялись? (Жестокими, безжалостными, бесчувственными).

В конце беседы делают вывод: никогда нельзя смеяться и смотреть в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно.

Затем детям предлагают несколько проблемных ситуаций на сочувствие и внимание.

1. Маленький ребенок не мог перейти дорогу – проявите ли вы сочувствие? Как?

2. Ребенок прыгнул неудачно с крыльца в сугроб. Что вы сделаете?

3. Старичок переходит дорогу. Как вы поступите?

4. Ребенок плачет. Вы не обратите внимания на него? А что сделаете?

5. Котенку отдавили лапку, и он передвигается на трех. Что вы будете делать?

6. Мальчики кидают в собаку камнями. Ваши действия?

Таким образом, в процессе ознакомления с художественной литературой ребенка переориентируют с себя на других людей, что тоже является немаловажным фактором при развитии эмпатии. Детей ориентируют на совершение поступков помощи в жизни. После встречи детям также дают установку на реализацию идеи помощи в жизни.

После прослушивания художественных произведений детям задают вопросы: понравилось ли произведение и почему, кто из героев больше понравился и почему, также просят обосновать свое мнение о персонажах, которые не понравились. Детей стараются подвести к пониманию нравственных поступков, нравственных чувств, разъясняют, что добро, забота, дружба, любовь, труд помогают преодолеть любые препятствия.

В этот этап включают пословицы, поговорки и народные мудрости о добре, желании помогать другим людям, важности выражения сочувствия:

- Доброта да участье берегут в ненастье.

- За добро плати добром.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Человек без друзей - что дерево без корней.

- Назвался другом - помогай в беде.

- Вдруг не станешь друг.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

- Сам себя губит, кто других не любит.

- Не хвались началом, хвались концом.

- У страха глаза велики.

- Волков бояться - в лес не ходить.

- Кто ленится, тот не ценится.

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Дружба удваивает радости, сокращает наполовину горести. (Мудрость)

-Всегда любите друг друга всей душой, ведь в мире нет почти ничего, кроме любви. (Мудрость).

Восприятие на занятиях ярких образных сказок и художественных рассказов, описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, положительные и отрицательные поступки героев оказывают влияние на эмоциональное состояние дошкольников, вызывая у детей непосредственный отклик: сочувствие и сопереживание не только друзьям.

7. В. Катаев «Цветик-семицветик».  После прочтения с детьми проводят беседу по прочитанному произведению с целью развития эмпатии.

В беседе у детей через идею произведения воспитывают такие чувства, как сопереживание, желание помочь своим друзьям, воспитывают уважение к старшим, ответственность за свои поступки. Дети учатся понимать настроение героев, обосновывать свое мнение, у них развивается монологические и диалогические формы речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Литературный материал по произведениям С.Я.Маршака

Конспект по произведениям С.Я.Маршака со слайдами   Прошудать оценку проделанной работе (ekaterina2009.1980@mail.ru) С уважением, Галина Яковлевна!...

Картотека литературного материала математического содержания

Картотека содержит: загадки, загадки-шутки, считалки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки....

Конспект НОД для старшей группы. «Литературный калейдоскоп» (интеграция содержания образовательной области «Развитие речи», «Коммуникация», «Художественное развитие»).

Тема: «Литературный калейдоскоп» (интеграция содержания образовательной области «Развитие речи», «Коммуникация», «Художественное развитие»).Цель: с...