Сценарий конкурса чтецов
материал по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чанкуева Наталья Владимировна

Сценарий конкурса чтецов, посвященного творчеству И.П.Токмаковой с подборкой стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_konkursa_chtetsov.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов, посвященный творчеству И.П. Токмаковой

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством поэтессы И.П. Токмаковой.
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Учить воспринимать на слух произведение, эмоционально откликаться на него. 

Оборудование

  1. Портрет И.П. Токмаковой.
  2. Презентация
  3. Отрывок из м/ф «Волшебник Изумрудного города»

Звучит «Песенка друзей» из м/ф «Волшебник Изумрудного города»

Вед.  Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале на праздник, посвященный 90-летию замечательной детской писательницы и поэтессы – Ирины  Петровны Токмаковой. В этом году ей исполняется 90 лет!

      Проведем мы этот праздник в виде конкурса чтецов. А читать будем, конечно же любимые стихи любимой Ирины Токмаковой!

       Разрешите представить вам наше уважаемое жюри, которое определит победителей.

Члены жюри: (представление членов жюри)

1. Вступительное слово.

      Ирина Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года, в самой обычной московской семье.

       Её папа– Пётр Карпович, очень занятый своей работой инженер-электрик. Он с дочкой ни во что не играл, зато иногда сажал её, совсем маленькую, к себе на коленку и читал почему-то так:

                                             Не пленяйся бранной славой,
                                            О красавец молодой!.. –

или какое-нибудь другое стихотворение своего любимого Пушкина.

       Мама, Лидия Александровна была детский врач, и не просто детский врач-она заведовала “Домом подкидышей”, куда привозили маленьких детей, брошенных родителями.

Ирина Петровна очень хорошо училась, окончила школу с золотой медалью. Потом поступила в Московский государственный университет, который также окончила с «отличием», и стала работать переводчиком. Ирина Петровна знает очень много иностранных языков!

С детства она писала стихи, но считала, что литературных способностей у нее нет, поэтому и выбрала профессию переводчика.

Однажды знакомый иностранец – швед, узнав, что она любит стихи, прислал ей в подарок книгу стихов и вместе с ней сборник шведских народных песенок для ее 6-летнего сына. Обе книги были на шведском языке. Ирина Петровна перевела шведские песенки на русский язык, а ее муж – художник Лев Токмаков прочитал эти переводы и решил нарисовать к ним иллюстрации. Так появилась первая книжка Ирины Токмаковой «Водят пчелы хоровод».  

Потом появились вторая книжка – «Крошка Вилли-Винки» – перевод шотландских народных песенок про крошку Вилли-Винки, про лошадку пони по имени Малютка Грей, про Пегги с ее веселым гусем и другие.

А затем появились ее собственные стихи, сказки, пьесы.

 Первая книга собственных стихов Ирины Токмаковой называлась «Деревья».

Среди написанного И. Токмаковой есть и необычные повести-сказки: «Аля Кляксич и буква «А», «Станем грамотеями, или В гостях у Мудрослова».  Это повести-игры, при помощи которых можно научиться читать и считать, выучить основы грамматики.

Токмакова переводила стихи с английского, армянского, болгарского, литовского, молдавского, немецкого, таджикского, узбекского, шведского, а также с языка хинди.

А ещё с цветочного,  с ежиного, с волшебного!

 Вот какой это одаренный человек – Ирина Петровна Токмакова!

2.Основная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Чудной стране». Сегодня мы вспомним веселые, звонкие стихи Ирины Токмаковой.

В одной стране,
В чудной стране, 
Где не бывать 
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком 
С утра лакает молочко, 
И целый день в окошко 
Глазком глядит картошка. 
Бутылка горлышком поет, 
А стул на гнутых ножках 
Танцует под гармошку. 
В чудной стране... 
Ты почему не веришь мне?

   

Вед.    Ребята, а вы верите? Верите, что существует такая страна? 

     (Да!\\\Нет!)

       В чудесной стране поэзии Ирины Токмаковой переплетаются выдумка и реальность…Все это может быть в «чудной стране», только надо поверить… Давайте крепко- крепко зажмурим  глазки и перенесёмся в эту удивительную страну.

     Смотрите, жители чудной страны уже встречают нас.

  1. «Пряничные человечки» (читают 3 ребенка)

Нас трое. Мы явились
Из пряничной страны:
На нас рубашки сладкие
И сладкие штаны.

Мы пробыли сегодня
В дороге целый день.
У нас глаза-изюминки
И шапки набекрень.

Нас трое человечков,
Мы в гости к вам пришли,
Но пряничного козлика

С собой не привели.

Ему не захотелось
Из печки вылезать.
Просил он вам горячий
Привет свой передать.

Давайте и мы поздороваемся с ними!

  1.  «С добрым утром!»

Дождик каплю уронил,

Словно бы горошинку.

Мне послышалось, спросил:

— Ты не спишь, Алёшенька?

Воробьишки гомонят,

Севши в ряд на жёрдочку.

— С добрым утром! — говорят,

Слышно через форточку.

Лёгкий тюль от ветерка

На окне колышется.

Радио издалека:

— С добрым утром! — слышится.

— С добрым утром, — я пою

Маме, папе, бабушке,

И дождю, и воробью,

И травушке-муравушке.

— С добрым утром! — я кричу,

Чтоб погромче вышло.

Чтоб во всей стране, хочу,

Людям было слышно!

     

 Вед.    Путешествие по чудесной стране замечательных стихов Ирины Токмаковой продолжается.

       Жители этой страны очень весёлые и добрые! Они ходят в гости к солнышку!

 3. «Зёрнышко»  

Выйди, выйди, солнышко, 
Мы посеем зёрнышко. 
Скоро вырастет росток, 
Потянется на восток, 
Потянется на восток, 
Перекинется мосток. 
По мосточку пойдём, 
В гости к солнышку придём.

 

Вед.    Они придумывают новые смешные и интересные слова. Вот, например, послушайте, что расскажет нам Лиза.

4.«Плим»

Ложка – это ложка, 
Ложкой суп едят. 
Кошка – это кошка, 
У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, 
Тряпкой вытру стол. 
Шапка – это шапка, 
Оделся и пошел.

* * *

А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова: 
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет 
Плим, плим, плим! 
И ничего не значит 
Плим, плим, плим
   

Вед.    Жители этой страны очень любопытные. Им хочется знать ответы на все вопросы: Где ночует рыбка? А куда машины снег везут?

5.«Где спит рыбка?»

Ночью темень. Ночью тишь. 
Рыбка, рыбка, где ты спишь? 
Лисий след ведёт к норе,
След собачий к конуре. 
Белкин след ведёт к дуплу, 
Мышкин – к дырочке в полу. 
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде. 
Только темень, только тишь. 
Рыбка, рыбка, где ты спишь? 

6.«Куда в машинах снег везут?»

Куда в машинах снег везут?
Наверно, в странах жарких
Его ребятам раздают
На Новый год в подарках,
Получат полные кульки -
И все бегом играть в снежки!
Снежки не долетают,
На жарком солнце тают,
И только лужи там и тут...
Куда в машинах снег везут?

      Вед.    А хотите узнать, чем занимаются люди в этой стране? Лиза Говорова расскажет нам, какие люди здесь живут. Только мы должны будем помочь ей- будем громко называть нужную букву! Готовы?

7.«Букваринск»

Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
А — аптекарь,
Б — бочар,
В — валяльщик,
Г — гончар,
Д — дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
З — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красильщик франтоватый,
Л — лудильщик,
М — маляр,
Н — носильщик,
О — овчар,
П — писатель,
Р — радист,
С — сапожник,
Т — турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак фотолюбитель,
Х — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч — чудесный часовщик,
Ш — шофёр, большой шутник,
Щ — щенок его Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья!

      Вед.    А еще здесь очень любят животных и берегут природу. Послушайте стихотворение про щенка.

8.«Подарили собаку»

Нет, не просто говорили,
В самом деле подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока.
От него такой лесной
Тёплый-тёплый запах.
Он идёт смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой!

Вед.    И про лесную красавицу- ёлочку, которую спасли и не срубили на Новый год!

9.«Живи, ёлочка!»

Мне ёлку купили!
Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.

Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень —
И она зазвенит еле слышно.

А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!

Вед.    Ребята, а вы рады, что живые лесные ёлки не погибли и не попали под топор лесоруба?

      Очень хорошо! Тогда я приглашаю вас всех в чудесный лес (Всем встать)

Физкультминутка

Ели на опушке – 
До небес макушки – 
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.

Вед.    Вот какой замечательный лес! Но чего-то в нем не хватает. Что ещё должно быть в настоящем лесу? Конечно, в лесу обязательно поют птицы. Каких птиц вы знаете? А вот каких птиц знает Маша.

10.«Десять птичек- стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

(Звучит фонограмма с голосами птиц).

Вед.    Как расшумелись, распелись наши птички! Давайте помолчим, посидим тихо-тихо и послушаем: может быть ещё кто-то разговаривает в нашем лесу. Ведь в чудной стране стихов Ирины Токмаковой  деревья, растения, животные и птицы умеют разговаривать. Ой, и правда! Старая ива разговаривает с дождем… А о чем- нам расскажет Ирина.

11.«Разговор старой ивы с дождем»

— Сорок у дороги,
Двадцать на лугу…
— Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?

— Две под старой елью,
Возле стога — шесть…
— Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?

— Тороплюсь ромашки
Все пересчитать.
Десять на опушке,
Под осиной — пять…

Ну как просчитаюсь?
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды?..

Вед.    Ребята, а хотите все вместе прочитаем стихотворение???

Стихи, которые прозвучат сейчас, имеют одну особенность. В них есть строчки или слова, которые повторяются несколько раз. Эти повторяющиеся строчки мы будем произносить все вместе, хором.

       Итак, сейчас мы прочтем с вами вместе стихотворение Ирины Токмаковой «Медведь». По моему знаку вы должны будете говорить «снег, снег». 

Медведь
Как на горке — снег, снег, 
И под горкой —
снег, снег, 
И на ёлке —
снег, снег,
И под ёлкой —
снег, снег, 
А под снегом спит медведь. 
Тише, тише... Не шуметь. 

Вед.    Нет, нет,  сейчас мы шуметь не будем. Мишка скоро проснется сам! Ведь весна уже совсем близко.

12.«Весна»

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

Вед.    Шагает не только весна! Шагают и верные друзья из волшебной страны: Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек и Трусливый лев. И шагают они тоже под песенку Ирины Токмаковой! Давайте вместе с ними пройдемся по дороге из желтого кирпича и вернемся домой!

   

Исполняется песня из м/ф "Волшебник Изумрудного города"

Мы в город Изумрудный

Идем дорогой трудной

Идем дорогой трудной,

Дорогой не прямой,

Заветных три желания

 Исполнит мудрый Гудвин,

 И Элли возвратится,

С Тотошкою домой!  
       

3..Жюри подводит итоги конкурса.

Награждение победителей.


4. Заключение

      Веселые и серьезные, теплые и добрые стихи, сказочные повести, переводы и «веселые учебники» - все творчество Ирины Петровны посвящено детям!     Стихи   Токмаковой И. П.  легко запоминаются, они музыкальны и по ним написаны песни.
    Книги И.П. Токмаковой переведены на семнадцать языков мира.

Читайте, мои друзья, читайте!

       Ведь чтение – это тоже мир путешествий, приключений, это новые встречи с героями, историями и событиями.

Читайте, мои друзья, читайте!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса чтецов для детей-логопатов.

Этот сценварий посвящен 80 летию Октябрьского района Пермского края....

Сценарий конкурса чтецов "Вначале было слово и это слово - мама"

Конспект конкурса чтецов для детей средней группы. Как много написано стихов о милой мамочке и как мало времени на утренниках, что бы дать слово всем желающим. Тематический конкурс чтецов группы - отл...

Сценарий конкурса чтецов "Моя большая и малая родина"

Сценарий разработан непосредственно о городе Шарыпово Красноярского края, но можно использовать его и для других городов, взяв за основу его содержание....

Сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Поклонимся великим тем годам"

Воспитать у детей чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны, через стихотворные произведения....

Сценарий конкурса чтецов "Мой весёлый, звонкий мяч" для детей старшего дошкольного возраста, посещавших логопедические занятия.

Представлен сценарий игровой итоговой программы конкурса чтецов "Мой веселый, звонкий мяч" по произведению С.Я. Маршака "Мяч" и оценка результатов, подведение итогов конкурса....

Сценарий конкурса чтецов.Конкурс посвящен творчеству К.И. Чуковского.

Конкурс  посвящен творчеству К.И. Чуковского. Участники дети средних, стрших, подготовительных групп....