Влияние детской литературы на воспитание детей
книга по художественной литературе (средняя группа)

Панафидина Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются важные аспекты влияния детской литературы на становление и развитие личности ребёнка. Дана информация об общих функциях и видах детской литературы. Описаны проблемы, с которыми сталкивается современная детская литература. Проанализировано влияние современной детской литературы на воспитание и дальнейшее развитие детей.

Практически любая, приближенная к современности, историческая эпоха характеризуется большим значением детской литературы в формировании личности ребенка, его положительных качеств, а также черт будущего характера гражданина своей страны. Детская литература изначально направлена на понимание и созидание положительных основ детской душевности, сбалансированного внутреннего состояния маленького человека. И современная Россия XXI века – не исключение: влияние детской литературы на становление и формирование будущей личности гражданина – это одна из задач современного российского образования. Именно поэтому содержание современной детской литературы, основанной на стремительном социально - экономическом развитии, всестороннем развитии гражданского общества, внедрении новых форм обучения и воспитания приобретает особую актуальность.

В современной России XXI века, в период нестабильности социально - политических, религиозных и мировоззренческих взглядов на воспитание и развитие ребёнка, детская литература сталкивается с весьма серьезными проблемами, связанными, в первую очередь, с повсеместным падением интереса к чтению. И это ожидаемо – появление новых информационных технологий и глобальная компьютеризация сами по себе выживают типичный процесс чтения книг. Но одной из структурных причин разрушения интереса детей к чтению является отсутствие положительного отношения к чтению внутри семьи, а также, и это главное, положительного отношения родителей к данному процессу. Только небольшое число родителей должным образом рассказывают своим детям о роли книг, принимают активное участие в формировании интереса к чтению. 

Другой весьма важной проблемой современности выступает качество современной детской литературы, которое оставляет желать лучшего. Многие книги пишутся не для детей. Основной целью написания таких книг является прибыль, но никак не развитие и становление личности маленького человека. Тем не менее, хорошие книги, если постараться, можно найти. Особое внимание стоит обращать на классическую детскую литературу, отличающуюся глубоким смыслом.

Третьей немаловажной проблемой современной детской литературы является её специфика. Вопрос о разграничении литературы на детскую и взрослую в настоящее время дискуссионен. Многие исследователи доказывают, что детская литература появилась значительно позднее, чем литература вообще, поэтому она не может быть самостоятельным течением. Тем не менее, нельзя не заметить тематических, стилистических и функциональных различий между произведениями, адресованными детям, и произведениями, рассчитанными на взрослого читателя. Эти различия проявляются тем более явственно, чем более юному читателю адресованы произведения, поэтому представляется уместным говорить о возрастной специфике детской литературы и выделять несколько групп на основании возраста читателя: книги для самых маленьких, книги для детей 4 - 7 лет, литература для младших школьников и произведения для подростков.

Но, несмотря на разграничение по возрастам, современная детская литература содержит в себе те перемены, которые сейчас переживает общество. В произведениях для детей наблюдаются явные приметы взрослой жизни, стираются грани между детским и взрослым миром, происходит быстрое взросление маленького человека. Примером может служить повесть Д. Емца «Королева мутантиков», в которой содержится следующая фраза: «У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать».

Современная детская литература вобрала в себя практически всю современную реальность – катастрофы, криминал, плохие новости и рыночные отношения. Однако разные авторы по - разному используют приметы современности в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.

Современные детские произведения разноплановы и многогранны. Но, несмотря на это, большинство детских книг содержат нормальную реальность, то, что должно окружать маленького человека в детстве: уютный дом, любящие родители, весёлые друзья. Детская литература отличается от литературы прошлых лет и стилистикой, которое заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком. К сожалению, зачастую это лексика с негативной окраской. Примером может служить описание приключений главного героя в книге Е. Грачёва «Рукавицы - лупавицы»: «Возвращался Минька как - то с базара, остатки мёда продал, дело к вечеру, задремал в телеге, глаза открывает, а перед ним пять разбойников - рэкетиров. Один с ножом, второй с пистолетом, а остальные с кастетами». 

 Детская литература пестрит конструкциями, которые характерны для разговорной речи: неполными предложениями, инверсиями, повторами. С одной стороны, такое явление говорит об определённых структурных процессах в общественном сознании, а с другой стороны, напрямую изменяет сознание маленького читателя, выражающееся в общении на взрослом языке.

Детская литература оказывают огромное влияние на детей. Список российского школьника «для школьного чтения» в последние годы существенно расширился, но принципиально не изменился. Большинство детских книг, не смотря на сложную социальную обстановку, содержит такие постулаты, как честь, преданность, дружба, ум и прочие положительные объекты. Литература призвана не запугать, а подготовить маленького человека к сложной жизни.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить влияние современной детской литературы как с негативной, так и с позитивной стороны. Негатив, в первую очередь, выражается в проникновении в детскую жизнь взрослых реалий, в просторечных конструкциях, убивающих красоту русского языка. С другой стороны, позитивным моментом содержания современной детской литературы можно считать всестороннюю подготовку маленького человека к жизни, пестрящей различного рода проблемами. Чтение было и должно оставаться одним из основных направлений познания окружающей действительности. И в данном процессе одну из основных ролей играет семья.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Агачёва, Э. Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы [Электронный ресурс] / Э. Агачёва. URL: http: // www.list7i.ru / ?id=388&mod=boards
  2. Грачёв, Е. Смеходрон. Рукавицы - лупавицы [Электронный ресурс] / Е. Грачёв. URL: http: // www.docme.ru / doc / 1138620 / grachev - e. - smehodron 
  3. Неелова, Т.С. Влияние современной литературы на детей [Электронный ресурс] / Т.С. Неелова. URL: www.imago.spb.ru /  soulbody / articles / article8.htm 
  4. Ракова, Е. Детская литература и её специфика [Электронный ресурс] / Е. Ракова.


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской литературы на детей дошкольного возраста

Как сформировать у малыша качества, которые помогут ему найти своё место в жизни, стать личностью яркой, интересной, жизнеспособной?...

Значение детской художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

Значение и влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Роль детской литературы в воспитании детей»

В данной статье рассматривается роль художественной литературы в воспитании и развития личности ребенка в семье. Детские книги — сокровища духовного богатства людей, самое це...

Значение детской литературы в воспитании детей. «Саша Чёрный — русский поэт, прозаик»

Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного детс...

консультация для родителей « Роль детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста»

Советы родителям о необходимости чтения детям художественной литературы...

Влияние художественной литературы на воспитание детей.

В статье раскрывается смысл и значение художественной литературы в области дошкольного образования....

«Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей»

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностя...