Календарно - тематическое планирование. Образовательная область «Речевое развитие». «Художественная литература»
календарно-тематическое планирование по художественной литературе

Шкрабова Наталья Викторовна

Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса и любви к чтению, желание и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы. Развитие литературной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

 «Художественная литература»

Тема блока

Тема недели

Тема НОД

Программное содержание

Литература

Методические приемы

Детский сад

1 неделя сентября

«Что есть в детском саду?»

Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст. Проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говориться в тексте песни.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 37

Мотивация: иллюстрация к тексту

2 неделя сентября

«Игрушки, личные предметы в детском саду»

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»

Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 42

Мотивация: игрушка лошадка

Осень

3 неделя сентября

«Что изменилось осенью»

Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит» дидактическое упражнение «ветерок»

Познакомить детей со стихотворением – загадкой, совершенствовать речевой слух. С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания)

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 47

Мотивация: игрушки животных

4 неделя сентября

«Осенний урожай», «Домашние и лесные животные и птицы осенью»

Чтение потешки «Наши уточки с утра…» дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?»

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о котором упоминается в потешке.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 46

Мотивация: игрушка уточка

Я в мире человек

1 неделя октября

«Я человек»

Чтение потешки « Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 72

Мотивация: кукла Маша

Я в мире человек

2 неделя октября

«Кто со мною рядом?»

Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» дидактическая игра «Чей, чья, чье»

Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 73

Мотивация: сервированный стол, за столом сидит кукла Маша

3 неделя

октября

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтение сказки А. и П. Барто  «Девочка – ревушка»

Познакомить детей с произведение А. и П. Барто «Девочка – ревушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравиться.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 89

Игровая ситуация: Девочка - капризуля

4 неделя октября

«Игрушки»

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!»

Объяснить детям. Как по – разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращение с игрушки.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 82

Мотивация: игрушка кошка

5 неделя октября

«Игрушки»

Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. Способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки;

Конспект

Мотивация: Детские игрушечные санки для кукол, лошадки картонные, персонажи кукольного театра (баба, дед, тётушка, девочка Катя).

«Труд в природе»

1 неделя ноября

«Помогаем взрослым»

Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения

Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 80

Мотивация: игрушка гусь

2 неделя ноября

«Аквариум»

Чтение произведения

К. Чуковского «Путаница»

Познакомить детей с произведение К. Чуковского «Путаница», доставив радость малышам от звучного веселого стихотворного текста.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 79

Мотивация: иллюстрация к тексту

3 неделя ноября

«Транспорт»

«Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд»

Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 74

Мотивация: игрушка поезд

4 неделя ноября

«Транспорт»

Чтение рассказа Н. Павловой «На машине».

Способствовать формированию дружеских отношений, взаимопомощи. Побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

конспект

Мотивация: игрушки машинки

«Новогодний праздник»

«Новогодний праздник»

1 неделя декабря «Одежда»

Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок»

Познакомит детей с рассказом Г. Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их внешних признаков

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 91

Мотивация: иллюстрации животных

2 неделя ноября

«В декабре, в декабре, все деревья в серебре…»

Чтение песенки «Снегирек» дидактическое упражнения «Так или не так?».

продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный легкий выдох

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:92

Мотивация: иллюстрация птицы Снегирь

3 неделя декабря

«Кто придет на праздник к нам»

Чтение главы «Друзья» из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»

Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать, что – то новое про симпатичного медвежонка.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 85

Мотивация: игрушка медвежонок

4 неделя декабря «Скоро праздник Новый год»

Чтение потешки«Как у нашего кота»

Помочь детям понять содержание потешки. Вызывать желание послушать потешку ещё раз.  Учить концентрировать внимание, способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки.

Конспект

Мотивация: Мягкая игрушечная кошечка.

5 неделя декабря «Скоро праздник Новый год»

Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси»

Познакомить детей с новым художественным произведением.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 64

Мотивация: Мягкая игрушечная кошечка.

Зима

2 неделя января

«Что изменилось зимой?»

Путешествие по стихамА.Барто

Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстраций.

Формировать интерес детей к произведениям художественной литературы.

Активизировать словарный запас. Развивать память, мышление, творческое воображение.

 Воспитывать любовь к творчеству А.Барто.

Конспект

Мотивация: иллюстрации к стихам

3неделя января

«Животные и птицы»

Чтение сказки  «Козлятки и волк»

Познакомить детей со сказкой «козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 49

Мотивация: иллюстрации к сказке

4неделя января

«Зимние забавы»

Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»

Познакомить дитей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 57

Мотивация: иллюстрации к сказке

Зима

1 неделя

февраля

«Зимние забавы»

Чтение сказки  Л.Н. Толстого «Три медведя»

Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 64

Мотивация: иллюстрации к сказке

Мамин день

2 неделя

февраля

«Моя семья»

Чтение сказки «Маша и медведь»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обраб.М. Булатова)

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 84

Мотивация: игрушки Маша и медведь

3 неделя

февраля

«Я с бабушкой своею дружу давным – давно»

Повторение  сказки «Маша и медведь»; рассказ воспитателя об иллюстрации к сказке

Постараться убедить детей в том, что, рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 84

Мотивация: иллюстрации к сказке

4 неделя

февраля

«Я с бабушкой своею дружу давным – давно»

Повторение сказки «Репка». Дидактическое упражнения «Кто что ест?», «Скажи «А»»

Напомнить детям сказку «Репка» вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представление детей о том какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т.д); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук А. небольшие фразы

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 38

Мотивация: иллюстрации к сказке

Мамин день

1 неделя марта

«Вот какая мама, золотая пряма…»

Заучивание стихотворения Я. Акима "Мама"

вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой, помочь им выразить своё отношение, любовь к маме, через поэзию, творческую деятельность.Пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой.

конспект

Мотивация: фотографии мам

Народная игрушка

2 неделя марта

«Народное творчество»

Заучивание потешки «Котик»

Развитие интереса и любви к жанрам художественной литературы. Уточнять представления детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки; Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик». Упражнять в выразительном произнесении знакомыхпотешек: «Петушок», «Водичка». Стимулировать речевую активность.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

конспект

Мотивация: иллюстрация

3 неделя марта

«Народное творчество»

Повторение знакомых сказок

С помощью разных приемов помочь детям вспомнить сказки. Прочитанных на предыдущих занятиях. Побуждать к инициативным высказываниям

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 88

Мотивация: иллюстрации к сказкам

4 неделя марта

«Фольклор»

Чтение русской народной песенки «Ай, ду – ду, ду – ду, ду – ду»; рассказывание сказки «Теремок»

Познакомить детей с песенкой – присказкой;  и  со сказкой «Теремок» (обраб.М. Булатова).

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 70

Мотивация: игрушка дудочка»»; иллюстрации к сказке

5 неделя марта

«Фольклор»

Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» дидактическое упражнение «Так или не так?»

Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и  познакомить со стихотворением «Кораблик»

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 91

Мотивация: игрушка кораблик

Весна

1 неделя апреля

«Что изменилось весной?»

Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».

Познакомить детей со стихотворением А.Н.Плещеева «Весна» Учить называть признаки времен года

Формировать представления о весне и ее характерных признаках. Расширять словарный запас

конспект

Мотивация: иллюстрация время года Весна

2 неделя апреля

«Домашние животные и птицы»

Чтение стихотворения К. Чуковского  «Котауси и Мауси»

Познакомить детей с новым художественным произведением. Учить детей правильно и отчетливо произносить зук К, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 64

Мотивация: иллюстрации к  стихотворению

3 неделя апреля

«Домашние животные и птицы»

Чтение сказки Д. Биссета «Га – га – га»

Вызвать у детей симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; поупражнять малышей в произношении звукоподражаний

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 88

Мотивация: игрушка гусенок

«Мир природы»

«Мир природы»

4 неделя апреля «Изменения в природе»

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Спала кошка на крыше»

Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровожденя; упражнять в отчетливом произношении гласныезвуков, А, и звукосочетание ИА

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 41

Мотивация: игрушка кошка

1 неделя мая

«Изменения в природе

Чтение и заучивание стихотворения А. Барто

продолжать формировать умение детей на слух воспринимать текст стихотворения, запоминать отдельные слова и фразы. Закрепить знание времени года –весна.Развивать слуховую память, внимание, мышление. Активизировать речь детей, глаголами, существительными. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям.

Конспект

Мотивация: иллюстрации

2 неделя мая

«Изменение в природе»

Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок»

Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и Мышонок», учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 93

Мотивация: игрушки лиса и мышонка

3 неделя мая «Сад. Огород»

Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

Вспомнить с детьми знакомые сказки. Помогать малышам драматизировать отрывки из произведений» помочь запомнить новуюпотешку

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 68

Мотивация: корзина с овощами

4 неделя мая

«Цветы»

Чтение сказки «Земляничка» Н.Павловой;

познакомить детей с содержанием сказки «Земляничка» Н.Павловой; продолжать учить различать животных, отвечать на вопросы; развивать память; обогащать словарь.

Конспект

Мотивация: иллюстрации к сказке

Пояснительная записка

Образовательная область «Речевое развитие»

 «Художественная литература»

Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса и любви к чтению, желание и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы. Развитие литературной речи.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие"(старшая группа) май

Образовательная  область «Речевое развитие»Развитие речиБеседы:-«Что я знаю о войне»-«Как я буду праздновать  9 Мая»- «О добре и зле»- «Кого называют героями войны?»»- «Кто такие ветер...

Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду:  средняя, старшая, подготовительная группы...

Календарно - тематическое планирование Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи) Подготовительная группа

МесяцТема НОДПрограммное содержаниеИсточник1-я неделя сентября «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел».Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, ин...

Календарно - тематическое планирование. Образовательная область «Речевое развитие». «Развитие речи». Вторая группа раннего возраста.

Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования. Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками норма...