Календарно - тематическое планирование. Образовательная область «Речевое развитие». «Развитие речи». Вторая группа раннего возраста.
календарно-тематическое планирование по развитию речи

Шкрабова Наталья Викторовна

Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования. Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие всех компонентов устной речи: обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и инонациональной культуры речи. Развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvite_rechi.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема блока

Тема недели

Тема НОД

Программное содержание

Литература

Методические приемы

Детский сад

1 неделя сентября

«Что есть в детском саду?»

«Путешествие по игровой комнате».

Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слушать и понимать предложение воспитателя, охотно выполнять их (что – то проговорить или сделать)

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 33

Игровая ситуация «Отправляемся путешествовать»

Мотивация: Медвежонок приходит в гости

2 неделя сентября

«Игрушки и личные вещи в детском саду»

«Наши любимые игрушки»

Развивать умение играть с игрушкой, использовать игрушку по назначению;

Обучать вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства в процессе совместной игры;

Развитие эмпатии и бережного отношения к игрушкам.

Конспект

Мотивация: дети с воспитателем находит яркую коробку

Осень

3 неделя сентября

«Что изменилось осенью»

«Осень»

формировать умение слушать текст в стихотворной форме; проговаривать отдельные слова; формировать элементарное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, на деревьях желтеют и опадают листья, идет дождь); развивать речевое дыхание, способствовать активизации речи;

совершенствовать понимание речи взрослого

Конспект

Мотивация: букет осенних листьев

4 неделя сентября

«Осенний урожай», «Домашние и лесные животные и птицы осенью»

«Дикие животные»

закреплять знания детей о диких животных;

активизировать словарный запас

развивать слуховое и зрительное внимание и память;

развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;

продолжать учить детей сочетать движения с речью.

воспитывать коммуникативные навыки;

воспитывать доброжелательное чувства, любовь к живой природе.

Конспект

Игровая ситуация В группу вкатывается игрушка –Колобок

Я в мире человек

1 неделя октября

«Я человек»

«Я и мое тело»

Формировать представления о частях тела, различать и правильно называть части  тела.

 Закрепить представления о различиях между животными и человеком.

Расширять словарный запас: голова, туловище, руки, ноги, нос, рот.

Развивать координацию движений.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, вызыватьэмоциональный отклик от совершенных действий.

Конспект

Игровая ситуация «Приход гостей»

2 неделя октября

«Кто со мною рядом»

Игра «Кто у нас хороший кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 33

Игровая ситуация

 «Назови свое имя»

3 неделя

октября

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Игра – инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное ушко»

Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривание фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой)

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 34

Игровая ситуация

 «Зайка у нас в гостях»

4 неделя

октября

«Игрушки»

Дидактическое упражнение

«Я ищу детей, которые полюбили бы

меня…»

Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 85

Игровая ситуация

Игрушки пришли в гости

5 неделя октября

«Игрушки»

«К нам в гости заинька пришел»

Знакомить детей с фольклором: песенками, потешками; развивать интерес к их обыгрыванию. Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас. Формировать нравственные качества малышей: гостеприимство, желание порадовать.

конспект

Игровая ситуация

Зайка пришёл в гости

«Труд в природе»

2 неделя ноября

«Аквариум»

«Рыбки, рыбки озорницы»

обогащать и активизировать словарь за счёт слов (рыбки, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко, аквариум, живая рыбка);

продолжать учить отвечать на вопросы;

формировать способность к диалоговой речи. Поддерживать доброжелательные отношения между детьми;

вызывать радость от наблюдения за живым объектом.

конспект

Мотивация: «Пальчиковый бассейн» (банка наполненная крупой).

Игра-упражнение

 « Давайте поищем»

3 неделя ноября

«Транспорт»

Рассматривание картины «Делаем машину»

Побуждать детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, а так же основные части: кабину, руль, кузов, колёса; называть цвет кузова, кабины. Способствовать развитию речи, внимания.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 53

Мотивация: почтальон приносит посылку.

4 неделя ноября

«Транспорт»

Игра инсценировка

«Как машина зверят катала»

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук Э, звукоподражание ЭЙ.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 81

Мотивация: большой грузовик с открытым кузовом

«Новогодний праздник»

1 неделя декабря

«Одежда»

«Одежда для куклы»

формировать умения отвечать на простейшие (кто? что) и более сложные (во что одет) вопросы. Развивать словарь детей глаголами обозначающие трудовые действия (надевать, одел). Развивать словарь умения по словесному указанию воспитателя находить предметы по названию (одежда) Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.

конспект

Мотивация:

Кукла Маша приходит в гости

2 неделя декабря

«В декабре, в декабре, все деревья в серебре…»

Дидактическая игра «Это зима?»

Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 65

Мотивация:

звукозапись  голоса животных

«Новогодний праздник»

3 неделя декабря

«Кто придет на праздник к нам»

Рассматривание картины «Дед Мороз»

учить рассматривать предметы одежды (шапку, халат и бороду Деда Мороза) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; формировать представление детей о добром Дедушке Морозе, который любит детей и приносит им подарки; обогащать и активизировать словарный запас; воспитывать интерес к Деду Морозу.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:63

Мотивация:

Подарок от волшебника «Волшебная картина»

 4 неделя декабря

 «Скоро праздник Новый год»

 

«Новый год у ворот»

Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике. Учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания;

Развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, творческие способности, самостоятельность;

Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник»; Вызвать радостное настроение; Воспитывать дружеские отношения друг к другу

Конспект

Мотивация:

Елочка и коробка новогодних игрушек

5 неделя декабря

 «Скоро праздник Новый год»

Дидактическая игра «Поручения»; дидактическое упражнение «вверх – вниз»

 Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действие с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов Вверх – вниз, научить отчетливо произносить их

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 37

Мотивация: дети с воспитателем находит яркую коробку

«Зима»

«Зима»

2 неделя января

«Что изменилось зимой?»

Дидактическая игра «Подбери перышко»

Учить детей различать  и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы за воспитателем

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:60

Мотивация:

Игрушка Петушок

3 неделя января

«Что изменилось зимой?»

«Зимние забавы»

активизировать и обогащать словарный запас существительными (зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик), глаголами (мерзнуть, греться, чистить, разгребать, лепить), прилагательными (холодная, снежная, морозная, липкий, веселый, радостный, улыбчивый);развивать грамматику и связную речь: согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; развивать умение детей рассказывать по картине и схеме. Развивать силу голоса, речевой слух (различение близких по звучанию слов – «Ух!», «Бух!»), речь, внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

конспект

Мотивация:

загадка про зиму

4  неделя января

«Животные и птицы»

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:69

Мотивация:

звукозапись  голоса животных

1 неделя

февраля

«Зимние забавы»

Рассказывание без наглядного сопровождения.

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:66

Мотивация:

Подарок от волшебника «Волшебная картина»

«Мамин день»

«Мамин день»

2 неделя

февраля

«Моя семья»

Игра инсценировка

«Добрый вечер, мамочка»

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшись с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку)

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:50

Мотивация:

звукозапись  Песня Мамонтёнка

3 неделя

февраля

«Я с бабушкой своею дружу давным – давно»

«В гостях у бабушки»

Закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид, как голос подаёт. Продолжать учить детей слушать, понимать, отвечать на заданные вопросы. Формировать звуковую выразительность речи, навыки звукоподражания. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Добиваться достижения положительного эмоционального настроя от проведённого занятия.

конспект

Игровая ситуация: письмо от бабушки.

4 неделя

февраля

«Я с бабушкой своею дружу давным – давно»

Рассматривание сюжетной картины (по выбору воспитателя)

Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:61

Мотивация: фотографии бабушек

«Мамин день»

1 неделя марта

«Вот какая мама, золотая пряма…»

«Моя мама»

Продолжать знакомить детей с понятием «семья», знать, что делает дома мама; учить составлять описательные рассказы, побуждать детей к составлению полных предложений; развивать различные виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную); воспитывать доброе отношение к членам своей семьи, продолжать формировать представления о труде и отдыхе взрослых, вызвать у детей желание помогать им.

конспект

Мотивация:В гости к детям приходит кукла Катя;

Народная игрушка

2 неделя марта

«Народное творчество»

Дидактическая игра «Чья картинка»

Рассматривание иллюстрации к сказке «Три медведя»

Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:77

Мотивация: новая красочная книга сказок

3 неделя марта

«Народное творчество»

«Знакомство с народной игрушкой — матрешкой»

познакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Познакомить детей с народной игрушкой - матрешка; научить детей выделять цветовое оформление игрушки, ее характерные признаки;

конспект

Мотивация: дети с воспитателем находит яркую коробку

4 неделя марта

«Фольклор»

Сказочки из бабушкиного сундучка: Знакомство с потешкой «Как у нашего кота»

Познакомить детей с   «Как у нашего кота»    Развивать способность слушать потешки  и эмоционально реагировать на их содержание. Побуждать детей повторять несложные фразы и отвечать на вопросы, упражняя детей в звукоподражании. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов).

Стимулировать подражание речи взрослого человека

конспект

Мотивация

Игрушка уточка

5 неделя марта

«Фольклор»

Рассматривание сюжетных картин ( по выбору воспитателя)

Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы по поводу изображённого.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:77        

Мотивация:

Подарок от волшебника «Волшебная картина»

Весна

1 неделя апреля

«Что изменилось весной?»

«Здравствуй весна»

Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:94

Мотивация:

звукозапись  пение птиц. Журчание ручья

2 неделя апреля

«Домашние животные и птицы»

«Красавица – Весна»

Уточнить и расширить представления у детей  о весне. Развивать связанную речь, память, мышление зрительное внимание, общую моторику, координацию речи с движениями.

конспект

Мотивация:

воспитатель читает стихотворение «Весна»

3 неделя апреля

«Домашние животные и птицы»

«Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

Помочь детям увидеть различие между взрослыми животными  и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.

Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:86

Мотивация: почтальон приносит посылку.

«Мир природы»

«Мир природы»

4 неделя апреля

«Изменения в природе»

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» Игра в цыплят

Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснение воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога)

Мотивация: игрушка курица с цыплятами

1 неделя мая

«Изменения в природе»

«Путешествие в весенний лес»

Уточнить знания детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.

Закрепить признаки весны.

Способствовать развитию речи как средства общения.

Развивать воображение, фантазию, воспитывать творческую самостоятельность.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, любовь к природе.

конспект

Мотивация: Две корзинки с цветами. (подснежники, одуванчики)

2 неделя мая

«Изменения в природе»

«Поможем зайчику»

Учить детей различать веселое и грустное настроение. Обогащать словарь детей прилагательными: веселый, грустный, мягкий, пушистый, большой, маленький. Продолжать учить детей показывать и называть части тела животных: глаза, нос, уши, лапки, хвост. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук.

Конспект

Мотивация: игрушки (зайка, лисичка) домик.

3 неделя мая «Сад. Огород»

«У бабушки Арины в огороде»

 закрепить знания о том, что овощи – результат труда человека на огороде; повторить название знакомых овощей; развивать речь, мышление; формировать интерес к аппликации, обучать приёму наклеивания готовых форм.

конспект

Мотивация:  бабушка Арина приходит в гости

4 неделя мая

«Цветы»

"Сад цветов"

Учить правильной артикуляции звука [у]. Познакомить с буквой «у». Развивать речевое дыхание. Формировать у детей понятия один, много, ни одного, по одному.

Учить группировать предметы по цвету

конспект

Мотивация:  Аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского

Пояснительная записка

Образовательная область «Речевое развитие»

 «Развитие речи»

Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик»»

Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие всех компонентов устной речи: обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и инонациональной культуры речи. Развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучение грамоте.

С детьми 2 – 3 лет проводятся групповые занятия, 1 раз в неделю до  8 – 10 мин; в год –37 занятий        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду:  средняя, старшая, подготовительная группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»

Цель:  Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи:    Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;   Ø Побуждать к непроизвольному з...

Календарно-тематическое планирование по образовательной области " Речевое развитие" во II группе раннего возраста

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО и авторской Программой "От рождения до школы" под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....

Календарно-тематическое планирование по образовательной области " Познавательное развитие" во II группе раннего возраста

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО и авторской Программой "От рождения до школы" под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)

Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактических игр". Мастер-класс

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объя...

Календарно - тематическое планирование Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи) Подготовительная группа

МесяцТема НОДПрограммное содержаниеИсточник1-я неделя сентября «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел».Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, ин...