Статья.
статья по художественной литературе

Наталья Витальевна Иванова

В статье кратко описываются некоторые формы и приёмы, которые педагоги и родители могут использовать в работе с детьми по изучению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формы работы с родителями.26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к

художественной литературе играют первостепенную

роль.

Какие же проблемы стоят перед современной семьей в

плане приобщения детей к литературе?

В настоящее время семья находится в кризисном со-

стоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие

на формирование ребенка как будущего читателя затруд-

нено. Не способствует этому процессу низкая педагогиче-

ская грамотность многих родителей, сложное финансовое

положение семей, отсутствие должного внимания к про-

цессу развития интереса ребенка к детской литературе со

стороны родителей. Современные дети все больше вре-

мени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка

к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского

внимания, неумением заинтересовать дошкольника сю-

жетом произведения. В результате они оставляют это за-

нятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто

родители считают, что чтение книг ребенку является за-

бавой, детским времяпровождением. Читают книги детям

редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бы-

вает так, что родители не покупают книг совсем или при-

обретают книги, не соответствующие возрастным воз-

можностям ребенка.

Изменить сложившуюся ситуацию поможет органи-

зация взаимодействия в этом направлении педагогов и ро-

дителей.

Основная цель этого взаимодействия: помочь роди-

телям осознать ценность чтения детям книг как средства

образования и воспитания дошкольников.

Задачи в организации семейного чтения следующие:

—— познакомить родителей с возрастными особенно-

стями дошкольников в плане восприятия произведений

детской художественной и познавательной литературы

—— вовлекать семьи в атмосферу чтения

—— расширять их представления о детской литературе

—— знакомить родителей с разными видами домашнего

чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников

—— научить родителей руководить воспитанием детей как

будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

—— дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию

воспринятых художественных произведений, организации

книжного уголка в домашних условиях.

Все формы работы с родителями по данному направ-

лению можно разделить на информационно-аналитиче-

ские, познавательные, досуговые, наглядно-информаци-

онные.

К информационным относятся

—— Проведение анкетирования, опросов «О чтении

в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ре-

бенка интереса и любви к книге»

——«Почтовый ящик» (куда родители в письменной

форме помещают свои вопросы и пожелания).

Они позволяют педагогам изучить состояние приоб-

щения ребенка к книге в семье, выяснения образова-

292 Педагогика «Молодой учёный» . № 46 (180) . Ноябрь 2017 г.

тельных потребностей родителей, установления контакта

с её членами.

Познавательные формы работы призваны знакомить

родителей с рациональными методами и приемами озна-

комления дошкольников с детской литературой, форми-

руют практические навыки взаимодействия с детьми.

Воспитатель проводит индивидуальные консультации и

беседы с родителями на конкретные, важные для той или

иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг,

какие литературные места можно показать детям в вы-

ходной день, как использовать книгу для развития связной

речи).

Очень важно консультируя родителей показать, как

нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ре-

бенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, пред-

ложить ему ответить на вопросы по содержанию текста,

особо останавливаясь на определении поступков героев,

оценки их действий в той или иной ситуации, предложить

пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что

изображено на картинке.

На родительских собраниях педагог знакомит роди-

телей с читательскими интересами группы, выявленными

в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы,

рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к теле-

визору, видео, компьютерным играм, о недопустимости за-

мены ими непосредственного общения ребенка с родите-

лями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен

находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все

подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для

воспитания дошкольника — зрителя совместный с роди-

телями просмотр детских телепередач, спектаклей и их по-

следующее обсуждение. И самое главное условие для при-

общения детей к чтению — собственный пример. Только

читающие родители становятся образцом для подражания

Важной формой работы по приобщению детей к чтению

является семинар — практикум. На семинаре рассматри-

ваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные

детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве

современной детской литературы и других проблемах. На-

пример, на семинаре — практикуме на тему «Учим стихи с

детьми» родителям предоставляется информация и прак-

тические рекомендации о том, как подобрать стихи соот-

ветственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома,

как развивать интонационную выразительность речи.

Многие сталкиваются с проблемой — дети не умеют вы-

разительно читать стихи, родители учат их только запоми-

нать механически текст, не обращая внимания на инто-

нацию.

По ходу встречи родители участвуют в практиче-

ском выполнении заданий — прочитать выразительно, с

разной силой голоса, темпом различные отрывки детских

стихотворений.

В процессе проведения такой формы взаимодействия

как круглый стол, родители выступают, обмениваются

мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например

«Нужно ли прививать интерес к книге?».

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность

увидеть, как взаимодействуют педагоги с детьми в про-

цессе ознакомления с произведениями детской литера-

туры.

В этот день родители могут познакомиться с тем, каких

успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении расска-

зывать сказки, принимать участия в драматизации детских

произведений. Родители, наблюдая деятельность педагога

и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной

деятельности.

Посещение на дому также относится к познава-

тельным формам взаимодействия с семьей. Воспитатель

может оказать конкретную помощь, например, посовето-

вать, где разместить книжный уголок в соответствии с не-

обходимыми требованиями: освещение, доступность его

для самостоятельного использования ребенком. Педагог

на месте может посоветовать, как обращаться с книгой,

какие книги оставить в детском уголке, а какие убрать, как

не подходящие по возрасту ребенка.

Интересной формой работы является работа над про-

ектом. Дети вместе с родителями работают над опреде-

ленной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В

результате работы над проектами узнают много нового

о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллю-

страции к его стихам, изготовляют книжки — малышки по

его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски.

Затем на заседаниях читательского клуба или на родитель-

ских собраниях представляют свой проект, рассказывают о

том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.

Досуговые формы организации общения призваны

устанавливать теплые неформальные отношения между

педагогами и родителями, а также более доверительные

между родителями и детьми. Очень эффективно реша-

ются задачи приобщения дошкольников к литературе в

детско-родительских читательских клубах.

В ходе работы клуба могут проводиться консультации,

открытые мероприятия с участием родителей, выставки

детских работ, литературы, совместное придумывание

сказок детьми и родителями, совместные вечера-развле-

чения, например «Вечер С. Я. Маршака», «Вечер стихов

о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки

детских произведений.

На заседание клуба можно пригласить работников би-

блиотеки, которые дадут консультации по воспитанию бу-

дущего читателя, обогатят представления родителей о

детской литературе или посетить библиотеку вместе с ро-

дителями.

Раньше существовала традиция семейного чтения

вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о

прочитанном, отвечали на вопросы ребенка.

К сожалению, сейчас эта традиция практически не со-

хранилась. Педагогу необходимо показать значение такого

вида чтения для развития ребенка. Нужно отметить, что

очень полезно семейное чтение не только художественной

литературы, но и справочников, энциклопедий. Если у ма-

леньких почемучек будут возникать вопросы из мира тех-

“Young Scientist” . # 46 (180) . November 2017 Education 293

ники, природы, всегда можно вместе почитать справочную

литературу.

Интересной формой работы клуба может быть со-

здание семейных библиотек. Предложите родителям вос-

питанников принести в детский сад свои книги, альбомы

из домашних библиотек.

Таким образом, дети смогут увидеть очень старые эк-

земпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы,

посвященные технике, моде, спорту, которые начали со-

бирать еще их родители, старые детские журналы. Ребята

с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и де-

душки тоже очень любили и любят читать книги.

Кроме того, на родительских собраниях, конференциях

родители рассказывают о том, как они приучают детей

к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им

самим. Таким образом, осуществляется обмен родитель-

ским опытом по привлечению детей к книге в семье.

Как правило очень интересно и увлекательно проходят

такие мероприятия как викторины, литературные развле-

чения. Родители могут проявить смекалку и фантазию в

различных конкурсах.

Они могут выступать в роли непосредственных участ-

ников: участвовать в составлении сценария, читать сти-

хотворения, петь песни, играть на музыкальных инстру-

ментах и рассказывать интересные истории.

Широко используется такая форма работы, как кон-

курсы детских рисунков, поделок. При создании работ в

совместной творческой деятельности объединяются дети и

родители.

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают

творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи,

вспоминают содержание произведений.

Главная задача наглядно-информационных форм ра-

боты — познакомить родителей с содержанием и мето-

дами ознакомления детей с художественной литературой

детей в ДОУ (группе).

Информация может быть представлена в уголке для

родителей в виде списков литературных произведений с

указанием, что будет читаться в совместной деятельности

в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения.

На стендах для родителей целесообразно помещать со-

веты, пожелания по поводу того, как организовать чтение

ребенка в домашних условиях, под такими, например, ру-

бриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рас-

сказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми

после чтения книги». Здесь же может быть представлена

постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с

информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

Можно предложить родителям памятки, рекомендации,

папки-передвижки.

И в заключении отметим, что если ребенок растёт и

развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение

являются нормой повседневной жизни, то он и в школе

будет интересоваться содержательной и разносторонней

информацией, которую можно почерпнуть главным об-

разом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно

сформировавшийся читатель.

     Работа с          родителями.

 В небольшой статье, представленной вашему вниманию ниже, описываются основные формы работы с родителями. Мой скромный личный опыт воспитателя и ограничительные меры, введённые в нашей стране из-за пандемии коронавируса, позволили мне использовать в основном информационно-наглядные  и некоторые виды познавательных форм работы с родителями.  Возможно, именно эти ограничения на личное общение и подтолкнули меня использовать   родительскую группу WhatsApp для того, чтобы отправлять туда ссылки на диафильмы, по которым мы начинаем работать с детьми.  Таким образом,  родители становились равноправными  участниками процесса познания сказки. Я советовала родителям устроить так, чтобы сами дети, с помощью картинок, рассказали близкому человеку сказку.

 Что ещё важнее, спустя некоторое время, я отправляла родителям  ссылки с другими вариантами диафильмов по той же  сказке. Ограничения по времени не позволяли мне охватить всё  творческое многообразие вариантов сказки, а родители имели  возможность  просмотреть новый диафильм по знакомой сказке и поговорить с ребёнком о том, как талантливы люди, создающие сказки, и как можно по-разному видеть и изображать Лису, Емелю, Василису. Ведь вариантов  диафильма «Лисичка со скалочкой» я использовала три. А сказка «Емеля» вообще отличается сюжетом от сказок «По щучьему веленью»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...