Анализ текста произведения "Горбушка"
материал по художественной литературе (старшая группа)

Захарова Ольга Николаевна

Материал для подготовки к занятию по ознакомлению с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_rasskaza_almazova_gorbushka.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста рассказа «Горбушка» Алмазов Борис Александрович

Алмазов Борис Александрович родился во время войны. Отец его погиб на фронте, а у матери после войны травма позвоночника. Время было тяжелое, голодное. После окончания школы он идет работать на завод, был слесарем, токарем. Служил в армии в отряде воздушного десанта.

Большинство его детских книг написаны в наше время, и, хотя часто в них изображен сложный послевоенный период, истории Алмазова Б. А. наполнены светом и добротой.

Свое отношение к произведению

Мне нравится этот рассказ тем, что автор просто и очень трогательно говорит о том, почему надо бережно относиться к хлебу.

Краткое содержание

Один из воспитанников детского сада принес пластмассовую трубочку и стал плеваться из пластилина, попал в лоб мальчику, дежурившему по столовой и раскладывающего в этот момент хлеб. От обиды он запустил в обидчика горбушкой хлеба, которая упала на пол. Инна Константиновна, увидев горбушку на полу, покраснела, подняла и аккуратно положила на стол. А виновника, бросившего хлеб, после полдника оставила без прогулки подумать над поступком, и попросила прийти на следующий день с папой.

Мальчик пришел домой, и папа сразу догадался, что что-то случилось. Выяснив в разговоре о поступке сына, он показывает папку, которую очень редко достает. В ней хранятся похоронки на обоих дедушек мальчика, погибших на войне. Рассказывает о том, что бабушки умерли от голода в блокадном Ленинграде. Есть было нечего, а хлеба выдавали на весь день столько, сколько мальчик съедает сейчас в обед.  Они с мамой выжили в детском доме благодаря хлебу, который им иногда отдавали из своего пайка солдаты и моряки, защищавшие город.

Мальчик понял, что хлеб — это не просто еда, и ему стало стыдно. Он попросил папу прийти в детский сад и рассказать про хлеб.

Главные герои

Мальчик – бросивший хлеб в своего обидчика

Папа – переживший блокаду Ленинграда.

Проблемный вопрос

Почему один из героев говорит, что хлеб — это не просто еда? А что тогда?

Вопросы

  1. Назови главных героев рассказа.
  2. Как папа догадался, что что-то стряслось?
  3. Понял ли мальчик за что его наказали?
  4. Что попросил принести папа?
  5. Что лежало в конверте?
  6. Кто пал смертью храбрых?
  7. Кто скончался от ран?
  8. Почему умерли бабушки?
  9. Какой кусочек хлеба выдавали на весь день?
  10. Какие чувства испытывает папа, просматривая содержимое папки: похоронки, фотографии своей мамы и мамы жены?
  11. Почему дети остались в городе?
  12. Чем делились солдаты и матросы с голодными детьми?
  13. Что помогло детям выжить?
  14. Почему папа говорит, что хлеб — это не просто еда? А что тогда?
  15. Хлеб для родителей не еда, это то что помогло им выжить.
  16. Понял это мальчик?
  17. Чего никогда в жизни не будет делать мальчик?
  18. Что предложил мальчик сделать папе?
  19. Каждый день меню в детском саду меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют лишь один продукт, какой?

Словарная работа

Мякина – это остатки колосьев, стеблей при молотьбе.

Фашисты – враги, напавшие на нашу Родину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ТЕКСТА

опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой...

Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направ­лена на его всестороннее разви­тие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра­...

Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"

В докладе рассматриваются   возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми  возможностями. Включение технологии ТРИЗ в  коррекционную  р...

НОД открытого занятия по речевому развитию "Сравнительный анализ текста. Медведь"

НОД открытого занятия по речевому развитию в средней группе "Сравнительный анализ текста. Медведь"...

Анализ текста русской народной сказки _Снегурочка_

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать...

Анализ текста авторской сказки "Серая Шейка"

Материал для подготовки а занятию по художественной литературе...

Анализ текста сказки "Царевна-лягушка"

Материал поможет при подготовке к занатию по художественной литературе....