Деловая игра для воспитателей «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре»
материал по развитию речи

Цель: повысить профессиональный  уровень знаний и умений педагогов  при организации сюжетно- ролевой игры. Активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога.

 

 

Задачи: совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество. 

 

Ход семинара:

 Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад комбинированного вида  №27

        

          Деловая игра для воспитателей 

«Развитие речи в сюжетно-ролевой игре»

                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                     Выполнила : Абрамян  Л. А.

                                                        г. Одинцово

                                                                 

Цель: повысить профессиональный  уровень знаний и умений педагогов  при организации сюжетно- ролевой игры. Активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога.

Задачи: совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество. 

Ход семинара:

 Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса.

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

 

На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Развитие игры.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей – папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это – сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно – отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни, дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия “я – милиционер”, “я – воспитатель “. Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: “я повар – готовлю обед”, “я папа – иду на работу”.

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Ведущий: Здравствуйте ,уважаемые коллеги! Мы рады видеть Вас на нашей очередной встрече. Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом: предлагаю вам замкнуть круг . Вам следует назвать свое имя и на начальную букву имени придумать прилагательное к нему. И так по нарастающей…

Чтобы начать нашу игру я предлагаю разделиться на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получит медаль , а в конце игры мы выявим победителя по количеству медалей.

Уважаемые участники, представляем вам наше добросовестное и  компетентное жюри.

Уважаемые  жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников: 

0 баллов – участники не справились с заданием;
1 балл – участники дали не полный ответ;
2 балла – можно дополнить ответ;
3 балла – полный ответ.

Жюри оценивает каждый конкурс и подводит общий итог.

«Давай поиграем!» – как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка. 
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим друзьям, родителям, воспитателям. 
И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. (Ответы участников деловой игры) «Да некогда мне … не могу, … я устала, … тороплюсь, … не успеваю…» – говорим мы часто детям. «Идите, играйте» – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? 
Однако мы не должны забывать, что игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка. «Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», –писал  В.А. Сухомлинский. В воспитании и развитии ребенка –дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Это утверждение давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры. Но в последнее время игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности.

  

1этап:  Название команды,  девиз, лозунг, выбор командиров (ЛИСТЫ, РУЧКИ, КАРАНДАШИ) время 3 минут

 Первое задание. 

Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника»  -    регистратор  -   врачи  -   медсестра  -     педиатр -     прививочный кабинет  -    лаборатория   -   дневной стационар -     гардероб   -    главврач. Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/ вокзал кассир кок капитан              пассажир  водитель вокзал  матрос радист боцман   мастерская кассир АЗС билетер врач.

Жюри оценивает конкурс от  0до3 баллов. Учитывая разнообразие и количество ролей.

 Второе задание.  Презентация любой сюжетно-ролевой игры каждой из команд (предварительно подготовлена). Каждая команда презентует по две игры.

Жюри оценивает задание от 3 до 5 баллов.

Критерии оценки – занятость детей, возраст, интерес сюжета, разнообразие ролей, есть ли итог игры, действия воспитателя в ходе игры.

Третье задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце)

Вопросы к кроссворду:

*Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.

*Он – главная фигура в дошкольном учреждении.

*Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними

*Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.

*Отрасль педагогики, изучающие принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.

*Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.

*Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.

Ответы: 1. Режиссерская                2. Ребенок             3. Игра            4. Подражание           5. Методика            6. Правила

7. Роль

Физминутка.

Необходимо дать ответ, что лежит в черном ящике.

В черном ящике предмет, который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду он используется исключительно в области физкультуры. Что же это? (БУБЕН)

Восьмое задание.  Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе.  За каждую названную игру жюри дает команде 1 очко. Предполагаемые ответы:

Детский сад

Семья

Магазин – овощной, хлебный, игрушек

Пароход

Больница

Парикмахерская

Автобус

Зоопарк

Моряки

Зубной врач

Прачечная

Салон красоты

День рождения

Столовая

Кондитерская фабрика

Поликлиника

Животноводы

Аптека

Строители космодрома

Путешествие в дальние страны

Цирк

Пограничники

Рыболовецкое судно

Зоолечебница

Почта, телеграф

Газетный киоск

Дискотека

Космическое путешествие

Лесная школа

Улица и др.

Театральный конкурс

ПРАВИЛА: ПОКАЗАТЬ МИМИКОЙ И ЖЕСТАМИ, ТО, ЧТО НАПИСАНО НА КАРТОЧКЕ своей  КОМАНДЕ. (7 минут)

1 команда

-проспал на работу;

-на ковре у заведующей;

-укладывает детей спать, а дети не слушаются;

-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;

-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;

2 команда

-вы уговариваете ребенка покушать;

-вы переходите дорогу с воспитанниками;

-в детском саду сработала пожарная тревога;

-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;

- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Подведение итогов семинара, слово жюри.

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу мы  взяли не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Спасибо за участие! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кончпект занятия по развитию речи и сюжетно-ролевой игре "В гости к бабушке"

Задачи. Коррекционно-обучающие задачи:•     закрепить знание детей по темам: «Зима, деревья, животные, птицы, насекомые»;•     учить согласовывать существи...

Статья на тему: "Развитие речи в сюжетно-ролевой игре"

Игра занимает важное,если не сказать центральное,место в жизни дошкольника...

Деловая игра с воспитателями «Развитие речи детей в условиях ДОУ»

активизировать деятельность педагогов; Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализаваться на педаго...

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»...