чтение детям дошкольного возраста
консультация по художественной литературе (младшая, средняя группа)

Драчук Анна Олеговна

Читать детям вслух очень полезно. Это хорошая форма общения с малышом.

В самом раннем возрасте полезны стихи и песни. Дети хорошо воспринимают ритм и учатся различать интонацию.

Основным вопросом является выбор литературы. Для самых маленьких детей хорошо подходят стихи и потешки, с интересными иллюстрациями.  При чтении необходимо менять темп и ритм речи, задействовать актерское мастерство. Лучше всего покупать иллюстрированные книжки с движущимися или  объемными элементами. Книжки с сюжетными картинками.

В возрасте 4-6 лет можно вводить книги неиллюстрированные. Это прекрасно развивиает воображение. Для этого возраста подходят длинные истории, состоящие из нескольких глав, которые можно читать много вечеров подряд. Дети уже не так сильно привязываются к одной сказке, как раньше. Но для лучшего восприятия еще имеет смысл читать книги по нескольку раз, для лучшего запоминания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

                           Чтение детям дошкольного возраста.

Читать детям вслух очень полезно. Это хорошая форма общения с малышом.

В самом раннем возрасте полезны стихи и песни. Дети хорошо воспринимают ритм и учатся различать интонацию.

Основным вопросом является выбор литературы. Для самых маленьких детей хорошо подходят стихи и потешки, с интересными иллюстрациями.  При чтении необходимо менять темп и ритм речи, задействовать актерское мастерство. Лучше всего покупать иллюстрированные книжки с движущимися или  объемными элементами. Книжки с сюжетными картинками.

Важна атмосфера при чтении. Должна быть спокойная обстановка.

Если ребенок просит, нужно  читать ему одно и то же раз за разом. В возрасте от двух до четырех лет  можно читать короткие сказки, стихотворения, стихотворные загадки.  Дети любят книги, которые позволяют  наклеивать стикеры или раскрашивать картинки.

Примерный  перечень для чтения и рассказывания детям первой младшей группы  (2-3 года) включает в себя песенки, потешки, заклички, такие как «Наши уточки с утра», «Наша Маша маленька»,  «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу». Сказки:  «Теремок»,  «Маша и медведь». Фольклор народов мира. Произведения поэтов и писателей России: А. Барто «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка». В.Берестов «Больная кукла», «Котенок».  С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»).  М. Лермонтов «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»). А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка». К. Чуковский «Федотка», «Путаница». Проза  Л. Толстого «Спала кошка на крыше».  В. Сутеев «Кто сказал „мяу"». В. Бианки«Лис и мышонок».

Художественная литература для детей второй младшей группы (3-4 года) включает в себя русский фольклор. Песенки, потешки, заклички, такие как «Пальчик-мальчик», «Заинька, попляши», «Ночь пришла», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси», «Тень, тень, потетень», «Божья коровка». Сказки: «Колобок»,  «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Бычок — черный бочок, белые копытца», «У страха глаза велики». Поэзия  А. Плещеева «Осень наступила», «Весна»,  А. Майкова «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась»,  А. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч», «Свет наш, солнышко!», «Месяц, месяц». Так же  С. Маршак «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей»,  «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке». К. Чуковский  «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха». А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая». Проза К. Ушинского «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна». Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»).  Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Д. Хармс «Храбрый еж». Л. Толстой «Птица свила гнездо», «Таня знала буквы», «Пришла весна».  В. Бианки. «Купание медвежат».  А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

В возрасте 4-6 лет можно вводить книги неиллюстрированные. Это прекрасно развивиает воображение. Для этого возраста подходят длинные истории, состоящие из нескольких глав, которые можно читать много вечеров подряд. Дети уже не так сильно привязываются к одной сказке, как раньше. Но для лучшего восприятия еще имеет смысл читать книги по нескольку раз, для лучшего запоминания. Лучше всего в этом возрасте читать приключенческие, наполненные увлекательными событиями рассказы и повести, энциклопедии для дошкольников и младших школьников, обучающие пособия для подготовки к школе. Хорошо подходят книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.

Примерный  перечень для чтения детям  в возрасте 4-6 лет рассказы Н. Носова  «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры»,  «Затейники», «Живая шляпа» и многие другие. Л. Пантелеев «Про Белочку и Тамарочку», «Буква «ты», «Про Феньку» и др. детские рассказы. Н. Носов «Приключения Незнайки и его  друзей». Аксаков С. «Аленький цветочек», басни И.Крылова ,  Андерсен Г.Х. «Оле-Лукойе» , « Снежная Королева», «Русалочка». Киплинг Р. « Маугли», «Рикки-Тикки-Тави». Ершов П. « Конёк-горбунок». Бажов П. «Серебряное копытце». Катаев В.  «Цветик-семицветик».  Харрис Дж. Ч.  «Сказки Дядюшки Римуса». Родари Дж. «Приключения Чиполлино», « Путешествие Голубой стрелы», «Сказки по телефону», «Джельсомино в Стране Лжецов». Бианки В.  «Аришка-трусишка», « Где раки зимуют», « Глаза и уши»,  «Как муравьишка домой спешил», « Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Чей нос лучше?». Линдгрен А. «Пеппи Длинный Чулок». Александрова Т.  «Домовенок Кузька». Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А», «Про Алю». Милн А.А. «Винни Пух и все-все-все». Волков А. « Волшебник Изумрудного города».  Губарев В. «Королевство кривых зеркал». Гофман Э. «Щелкунчик и мышиный король». Шварц Е. « Сказка о потерянном времени». Усачев А.  «Умная собачка Соня». Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Толстой Л. «Золотой ключик или Приключения Буратино», « Лев  и собачка», « Филипок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение детям дошкольного возраста

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествова...

Обучение чтению детей дошкольного возраста

Этот материал поможет родителям начать обучать раннему чтению детей дошкольного возраста. Организовать этот процесс в интересной игровой форме....

Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей. Принципы отбора литературных  произведений для чтения детям дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Игры для обучения чтению детей дошкольного возраста

Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители все чаще убеждаются, что эти умения облегчат ребенку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не п...

ИКТ в обучении чтению детей дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных услуг.

ИКТ в обучении  чтению детей дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных услуг....

Программа по обучению грамоте и чтению детей дошкольного возраста.

Основная цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятель­ности детей....