Перспективное планирование театральной студии "Карамелька"
методическая разработка по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шишкина Оксана Матиевна

Кружковая работа по театарлизованной деятельности направлена на повышение уровня речи детей.

А также на всестороннее развитие и раскрытие индивидуальности ребенка.

Помогает развивать интерес к художественной литературе, к познанию нового, неизвестного.

Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий.

Данная работа представлена двумя файлами:

"Кружковая работа Карамелька"

"Карамелька 1 приложение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружковая работа театральной студии «Карамелька» 2019 – 2022 гг.

   Наблюдая за детьми, слушая их речь, задумалась над тем как повысить уровень речи детей (выразительность речи, эмоциональный окрас, четкость произношения и т.д.), и для себя решила, что больше всего мне поможет в этом театрализованная деятельность. Так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, я старалась, чтобы игра стала своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения – учить играя. Все знают, что игра для ребенка является ведущей деятельностью. Через игру дети познают мир. А театрализованная игра оказывает большое влияние не только на речевое развитие ребенка, но и всестороннее, раскрывает его индивидуальность.

   Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат, звуковая культура речи. Как писал С.Л. Рубенштейн в труде «К психологии речи»: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше выступает в ней говорящий; его лицо, он сам». Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Улучшается грамматический строй, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героя и его поступков, ребенок старается говорить четко и выразительно. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта работы порадовало меня тем, что накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в условиях нашего детского сада. В своей старшей группе я создала театральный кружок «Карамелька». Работа кружка основана по программе «Театр-творчество-дети» под редакцией Н.Ф. Сорокиной. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

    Главной целью своей кружковой работы считаю – создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, а также повышения уровня речи детей через театрализованную деятельность. Актуальность темы: «Роль тетра  в формировании гармоничной, творческой личности ребенка».

Исходя из данной цели, сформулировала следующие задачи кружковой работы:

1. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

2. Обогащать словарь детей, активизировать его;

3. Развивать и совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;

4. Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и  неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

5. Поддерживать желание детей выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

Кружковую работу в группе я открыла в октябре 2020 года. Начинала кружковую деятельность, постепенно заинтересовывая детей.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, то  в первую очередь продумала организацию предметно-развивающей среды. При этом учитывала, что предметно-пространственная среда должна не только создавать условия для совместной деятельности детей, но и служить основой для самостоятельного творчества каждого ребенка. При этом учитываю:

- возрастные и поло-ролевые особенности;

- индивидуально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционального развития;

- интересы, потребности, предпочтения ребенка;

- любознательность, творческие способности.

В группе выделила специальную театральную зону, где максимально сконцентрировано все, что необходимо для организации театрально-игровой деятельности. Это различные виды театров; ширма для показа пальчикового театра; ширма для показа кукольного театра; оформлена костюмерная; есть волшебный сундук  превращений.

Активно привлекла родителей. Предложила им показать своим детям сказку «Теремок». Родители активно и с большим интересом откликнулись на мое предложение. Постановка спектакля прошла с большим успехом у детей. Мои воспитанники очень гордились своими родителями и решили показать ответную театрализованную постановку «Глупый мышонок».  Так организовалась сначала небольшая группа активных детей. Каждый раз после показа спектакля все  больше и больше детей привлекались в театральный кружок. На сегодняшний день 95% детей группы это участники театрального кружка. Вместе с детьми придумали название своему театру – «Карамелька». Имея психологическое образование и зная возрастные психологические особенности каждого ребенка провожу работу подгруппами и индивидуально, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и дает раскрываться каждому ребенку  Занятия провожу два раза в неделю во второй половине дня.

Чтобы систематизировать всю работу, я составила перспективный план (Приложение1 )

и конспект занятий (Приложение2 )

В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3)  не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста.                                            

Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время стараюсь обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес  к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведении, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.

Для себя выделила следующие этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4.  Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5.  Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6.  Работа над выразительностью речи и подлинностью по ведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8.  Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10.  Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Работу над постановкой и каждый спектакль я фиксирую (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Для постановки детских спектаклей большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу сценария. Обязательно учитывается знания и интересы детей.

Заранее продумываю, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараюсь, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Затем провожу с ребятами беседу, с помощью которой учу их вникать в суть поведения персонажей.

Далее предлагаю детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают раз личные эмоции и переживания. Затем разучиваем с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей, их возможности. Меня волновал вопрос: а как быть, если не все желающие смогут получить роль? Решила на каждую роль назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ.

Сложность сценического действия в том, что оно является таким же логическим и целенаправленным, как и в жизни, но протекает в условиях вымысла. Это доставляет большие трудности ребятам, которые не владеют навыками действия на сцене, мешает активно развивать свои творческие способности.

Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы.

Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполниться, и, чтобы ни случилось, все непременно закончится хорошо.

Используемая литература.

  1. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва 2004г., «Аркти».
  2. Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте. Москва 1981г.
  3. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» Москва 2007г.
  4. Т.Н. Доронова «Играем в театр», Москва «Просвещение» 2004г.
  5. Н.В. Дурова «Фонематика»,Москва 2002г.
  6. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Москва 2001г.
  7. О.С Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей», Москва 2008г.
  8. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», Ростов-на-Дону 2004г., «феникс».
  9. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», Москва 2008г.
  10.  Л. Поляк «Театр сказок»» Сенкт-Петербург «Детство-пресс» 2009г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГР.

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НАЧАЛО ГОДА)

Ф. И. ребенка

Культура

 и техника речи

Ритмопластика

Театрально – игровая деят-ть

Театральная азбука

Общая оценка

1.

Н

Н

С

Н

Н

2

С

Н

Н

Н

Н

3

С

С

С

С

С

4

С

В

В

В

В

5

С

С

Н

В

С

6

В

С

С

С

С

7

С

Н

Н

Н

Н

8

Н

С

Н

Н

Н

9

В

С

С

С

С

10

С

В

В

В

В

11

С

С

С

В

С

12

С

С

В

С

С

13

В

В

В

С

В

14

В

С

В

В

В

15

С

В

В

В

В

16

Н

С

С

В

С

17

С

Н

С

С

С

18

Н

Н

С

Н

Н

19

С

Н

Н

Н

Н

20

В

С

С

С

С

Низкий уровень

4

6

5

6

6

Средний уровень

11

8

9

7

9

Высокий уровень

5

6

6

7

5

Начало года

                                                 

                                 

                                         45%

       

30%    

                                                                            25%

               

                                             13

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ. ГР.

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(КОНЕЦ ГОДА)

Ф. И. ребенка

Культура

 и техника речи

Ритмопластика

Театрально – игровая деят-ть

Театральная азбука

Общая оценка

1.

С

В

В

В

В

2

В

В

В

С

В

3

С

В

В

В

В

4

В

В

В

В

В

5

В

С

В

В

В

6

В

В

В

С

В

7

С

С

С

С

С

8

С

С

В

С

С

9

В

В

В

С

В

10

В

В

В

В

В

11

В

С

В

В

С

12

С

В

В

С

С

13

В

В

В

В

В

14

В

С

В

В

В

15

В

В

В

С

В

16

В

В

В

В

В

17

С

С

В

С

С

18

С

В

С

В

В

19

В

В

В

В

В

20

В

В

В

В

В

Низкий уровень

0

0

0

0

0

Средний уровень

9

6

2

10

5

Высокий уровень

11

14

18

11

15

Конец года

75%

        

                                    25%

                                     

      0%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

        



Предварительный просмотр:

 Приложение 1

Театральная студия

«КАРАМЕЛЬКА»

МКДОУ № 251

Руководитель: Шишкина О.М.

Приложение 1

Пояснительная записка

«Театр – это волшебный мир,

в котором ребенок радуется, играя,

а  играя,

познает  окружающее…»

О.П.Радынова

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

        Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

        Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствую общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, проявлению эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

        Упражнения на развитие речи, дыхание и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образе животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Основными направлениями работы с детьми являются: театральная игра, культура и техника речи, основы театральной культуры, работа над спектаклем.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Приложение 1

Первый  цикл

Дата

Тема

Цели

Весь мир – театр…!

Знакомство с детьми

Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.  Вызывать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-положительный настрой на театрализованную игру; побуждать к выражению своих чувств, к общению. Воспитывать коммуникативные навыки.

Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я

Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Пойми меня

Развивать память, внимание, образное мышление детей. Учить уметь находить наиболее выразительные особенности каждого героя

Игровое творчество

Привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй. Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики

Чтение русской - народной сказки «Теремок»

Учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. Учить понимать и оценивать характер и поступки персонажей

Язык жестов

Развивать внимание, память, образное мышление детей

Воображаемое путешествие

Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах

Учимся говорить по-разному. Этюды на интонационную выразительность

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Эмоции. Этюды на выражение эмоций

Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх…) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры

Этюды на выразительность пластики и эмоций каждого персонажа                  

Развивать внимание, память детей, добиваться пластического изображения походки героев сказки. Развивать речевые способности.

Основы актерского мастерства.

Развивать внимание, память детей, добиваться пластического изображения походки героев сказки. Развивать выразительность жеста

Игра в спектакль

Приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма

Любимый персонаж

Развивать у детей самостоятельность, воображение, умение выбирать образ любимого персонажа, выражать к нему свое отношение

Работа над текстом сказки

Продолжать работу над техникой речи, заучивание текста сказки. Добиваться выражения эмоционального состояния героев сказки. Создавать эмоционально-положительный настрой

Распределение ролей

Вызвать положительный настрой на театрализованную игру, активизировать воображение детей, побуждать эмоционально, откликаться на предложенную роль

Подготовка к спектаклю

Научить детей оборудовать место для театрализованной деятельности, приобщать к творческой работе: изготовление атрибутов, билетов, афиши. Учить выразительности исполнения роли.

Работа над спектаклем

Совершенствовать навыки актерского мастерства, вживание в создаваемый образ. Учить выразительности исполнения роли; продолжать работу над заучиванием стихотворного текста.

Репетиция сказки

Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей.

Репетиция сказки

Продолжать работу над техникой речи, работать над речевым дыханием и артикуляцией. Совершенствовать элементы актерского мастерства

Генеральная репетиция

Закрепить полученные умения и навыки, продолжать учить ориентироваться в пространстве, , воспитывать уверенность в себе. Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению. Проверить знание текста.

Драматизация сказки «Теремок»

Оттачивать актерское мастерство. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Обсуждение спектакля с детьми. Организация фотовыставки сцен спектакля

Приложение 1

Второй  цикл

Дата

Тема

Цели

Основы театральной культуры

Продолжать знакомить детей с понятиями и терминологией театрального искусства. Воспитывать культуру поведения в театре.

Учимся говорить по-разному

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Чтение чистоговорок

Закреплять правильное произношение звуков, четко и ясно произносить слова и фразы, произносить чистоговорку отчетливо, с разной громкостью и темпом.

Сказки из сундучка

«Дядя Миша»

Познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно, слушать ее; пробудить желание обыграть ее в пластических этюдах; прививать умение выразительно двигаться

Этюды с воображаемыми предметами

Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства

Этюды с воображаемыми предметами

Продолжать развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства

Язык жестов

Продолжать развивать внимание, память, образное мышление

Эмоции

Учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы

Этюды на выразительность пластики, жеста и эмоций каждого персонажа сказки, на воспроизведение отдельных черт характера

Совершенствовать внимание, память детей, добиваться пластического изображения походки героев сказки

Танцевальное творчество

Развивать внимание, побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей

Театральная игра «Ходим кругом»

Учить детей «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми

Работа над текстом сказки

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету.

Вместе с воспитателем учить текст сказки, работать над речевым дыханием и артикуляцией. Создавать эмоционально-положительный настрой

Основы актерского мастерства

Продолжать обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера

Работа над текстом сказки

Продолжать работу над техникой речи, заучивание стихотворного текста сказки. Добиваться выражения эмоционального состояния героев сказки. Создавать эмоционально-положительный настрой.

Распределение ролей

Вызвать положительный настрой на театрализованную игру, активизировать воображение детей, побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль

Репетиция сказки Подготовка к спектаклю

Продолжать учить детей оборудовать место для театрализованной деятельности, приобщать к творческой работе. Учить выразительности исполнения роли.

Репетиция сказки

Продолжать работу над техникой речи, работать над речевым дыханием и артикуляцией. Добиваться выражения эмоционального состояния героев сказки

Генеральная репетиция

Репетировать сказку «Дядя Миша» с использование музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение танцев и песен.

Драматизация сказки «Дядя Миша»

Оттачивать актерское мастерство. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Обсуждение спектакля с детьми. Организация фотовыставки сцен спектакля

Третий  цикл

Дата

Тема

Цели

Игровое творчество

Побуждать детей коллективно сочинять истории, активизировать речевое общение детей. Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения

Основы актерского мастерства

Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение

Учимся говорить по-разному

Продолжать развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Викторина по сказкам

При помощи загадки отгадать, герой из какой сказки к нам пришел в гости. Вызывать интерес к загадкам. Развивать творческое воображение, память.

Чтение русской-народной сказки «Кот, петух и лиса»

Продолжать учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. Учит понимать и оценивать характер и поступки персонажей

Этюды на выразительность пластики, жеста.

Совершенствовать внимание, память детей, добиваться пластического изображения походки героев сказки

Наши эмоции

Продолжать учить детей распознавать эмоции по мимики, интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы

Этюды на выражение основных эмоций

 Продолжать учить изображать эмоции, используя мимику, жесты, движения. Способствовать обогащению эмоциональной сферы

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

Продолжать развивать внимание, память детей, добиваться пластического изображения походки героев сказки. Развивать речевые способности

Этюды с воображаемыми предметами

Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства

Театральная игра «Семь сыновей»

Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми

Язык жестов

Развивать память, внимание, образное мышление детей

Игровой урок «Дедушка Молчок»

Продолжать развивать выразительность жестов, мимика, голоса; пополнять словарный запас детей.

Работа над текстом сказки

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету.

Вместе с воспитателем учить текст сказки, работать над речевым дыханием и артикуляцией. Создавать эмоционально-положительный настрой

Культура и техника речи

Продолжать развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию. Произносить чистоговорку отчетливо, с разной громкостью и темпом.

Распределение ролей

Вызвать положительный настрой на театрализованную игру, активизировать воображение детей, побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль

Путешествие в весенний лес

Продолжать развивать сенсорно-двигательную координацию,  мелкую моторику рук и учить сочетать движения рук с речью. Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа

Подготовка к спектаклю

Продолжать учить детей оборудовать место для театрализованной деятельности, приобщать к творческой деятельности: изготовление атрибутов, билетов, афиш. Учить выразите

Репетиция спектакля

Продолжать работу над техникой речи, добиваться пластической походки героев сказки. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей.

Репетиция спектакля

Продолжать работу над техникой речи, добиваться пластической походки героев сказки. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей.

Генеральная репетиция

Закрепить полученные умения и навыки, продолжать учить ориентироваться в пространстве, , воспитывать уверенность в себе. Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению. Проверить знание текста

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»

Оттачивать актерское мастерство. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Обсуждение спектакля с детьми. Организация фотовыставки сцен спектакля

Литература:

  1. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва 2004г., «Аркти».
  2. Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте. Москва 1981г.
  3. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» Москва 2007г.
  4. Т.Н. Доронова «Играем в театр», Москва «Просвещение» 2004г.
  5. Н.В. Дурова «Фонематика»,Москва 2002г.
  6. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Москва 2001г.
  7. О.С Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей», Москва 2008г.
  8. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», Ростов-на-Дону 2004г., «феникс».
  9. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», Москва 2008г.
  10.  Л. Поляк «Театр сказок»» Сенкт-Петербург «Детство-пресс» 2009г.

Приложение 2

Тема: «Весь мир театр…!», Знакомство с детьми

Цель: Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.  Вызывать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-положительный настрой на театрализованную игру; побуждать к выражению своих чувств, к общению. Воспитывать коммуникативные навыки.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Игра «Давайте познакомимся»
  3. Беседа о театре и театральной студии
  4. Упражнение «Зоопарк»

Цель: снятие напряжения мышц лица и артикуляционного аппарата

  1. Игра «Море волнуется раз. Море волнуется два

         Цель:: Развитие воображения, выразительности движения, поз.

Педагог приглашает детей в театральную студию. Дети садятся на ковер в полукруг.

Игра «Давайте познакомимся. Педагог называет себя и предлагает детям назвать себя и при этом сказать, что они любят.

Затем педагог предлагает детям встать в круг и, бросая каждому мяч, называет его имя.

Упражнение «Зоопарк»

Педагог предлагает детям вспомнить, как обезьяны корчат рожицы.

Артикуляционная гимнастика «Конфетка» упражнение повторить 4-5 раз.

Упражнение «Добрые слова»

Цель: Развивать у детей воображение, речь; вызывать эмоционально-положительный настрой.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики и сказать друг другу доброе слово (пр: Настя, какое у тебя красивое платье)

Далее педагог рассказывает детям о театре и театральной студии детского сада, задает вопросы;

Педагог: «Ребята, кто из вас был в театре, какие спектакли видели?

Ответы детей.

Рассказ педагога о театре, что такое сцена, декорации, занавес, задник.

Игра «Море волнуется раз…»

Словарная работа:  (декорации, задник)

Приложение 2

Тема: «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей..

  1. Организационный момент.

  1. Игра «Измени голос»

Педагог спрашивает детей, как мы узнаем, друг друга, когда встречаемся? Ответы детей ( по лицу, голосу, одежде и т.д.).

 Артист изменяет себя, чтобы быть похожим на героя, которого он изображает. Как можно изменить себя?

Ответы детей.

Проводится игра «Измени голос». Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

  1. Формирование культуры устной речи

Цель: Формировать у детей умения и навыки через внешнюю технику, создавать внутренний эмоционально-положительный настрой, а также развивать воображение, выразительность средств мимики, жестов, движения.

Артикуляционная гимнастика «Качели», «Конфетка»

Скороговорка «Шесть мышат в камышах сидят»

Педагог предлагает произнести скороговорку тихо, громко, весело, грустно, быстро, медленно.

  1. Игра «Я садовником родился»

Цель: развивать слуховую и зрительную память, воображение, выразительность интонации

Итог занятия

Приложение 2

Тема:  Культура и техника речи

Цель: Закреплять правильное произношение звуков, четко и ясно произносить слова и фразы, произносить чистоговорку отчетливо, с разной громкостью и темпом. Развивать речевое дыхание, связную речь, умение составлять небольшие рассказы.  Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционные упражнения «Окошечко в домике открыто», «Улыбка дудочка»

Скороговорка «Проворонила ворона вороненка»

Педагог показывает картинку с изображением эмоций. Дети определяют, какая эта эмоция и произносят скороговорку согласно показанной эмоции (весело, грустно, сердито, удивленно..)

 

  1. Познакомить детей с новой игрой  «Вышли мышки как-то раз…»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие выразительности движения.

  1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке»

 Цель: развивать ловкость, координацию движений.

Педагог произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

Дети-медвежата встают на колени, затем садятся на пятки, ладони кладут на пол – они сидят в клетке и пытаются выбраться из нее к маме в лес.

Педагог. Правую руку вперед, затем левую. К себе, к себе. В стороны, в стороны. К себе, к себе. Правую руку вперед, левую руку назад (опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад как бы пытаясь раздвинуть прутья клетки). Тоже повторяем с левой рукой и правой ногой. Ничего не получилось… (вернуться в исходное положение, уткнуть носы в тыльные стороны ладоней и «заплакать»). Приходить мама-медведица и освобождает медвежат. Дети-медвежата радуются вместе с мамой и убегают в лес.

  1. Упражнение «Выбери профессию.

Педагог предлагает выбрать один из предложенных предметов (кубик, ножницы, расческа и т.д.) и рассказать о том, с какой профессией они связывают данный предмет.

  1. Игра «Море волнуется раз…»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов общеобразовательных групп «Ребёнок и книга»

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.

Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».

Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волкперсонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.

Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)

Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к книге;

- учить внимательно, слушать и слышать произведение;

- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

- наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

- развивать и воспитывать воссоздающие воображение;

- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.

Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:

- подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

- постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

- отбор методов работы с книгой.

Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна - здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.

Следующий этап - беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

Воспитатель задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения.

1. Вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

- что больше всего понравилось в произведении?

- кто больше всех понравился?

- нравится или не нравится тот или иной герой?

Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.

Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

3. Вопросы проблемноследственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторном чтении произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.

Свободное время воспитатель активно использует для того, чтобы значительно расширить литературный богаче детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.

В каждой возрастной группе есть дети, которые любит слушать книги, но есть и такие, которым чтение представляется непосильным и скучным делом. Заставить насильно такого ребёнка слушать книжку - значит окончательно отбить интерес к ней. Задача - найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной и внутренне созвучной.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть во время, сразу же после какого-то конкретного случая - значит помочь найти нужный ответ.

Часто дети приносят из дома свои любимые книги. Воспитатель, предварительно ознакомившись с книгой, может прочитать её всем, сказать, что рад встрече с книгой своего детства и поблагодарить ребёнка.

В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей, выученные на занятии стихи, работает над выразительным чтением их. Чтение стихов воспитателем, искренне разделяющим с детьми радость встречи с прекрасным. Создаёт неповторимую атмосферу духовной общности, родственности, необходимой растущему человеку не только для его эстетического, но и нравственного становления. Хорошо бы, вечером с детьми проводить инсценированные любимых детьми книг; игр - драматизации, творческих ролевых игр на литературные темы; просмотров кукольного и теневого театра, диафильмов; литературных утренников и развлечений. Участие ребёнка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рисования на близкие детям темы(«Игрушки», «Домашние животные», и другие). Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 книг. В уголке должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке составляет 2-2, 5 недели. Совместное общение воспитателя и ребёнка с книгой носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать её в единстве совестного и изобразительных искусств.

История детской литературы

Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы. В домах держали для детей старух сказительниц, также сказки рассказывали и песни пели матушки и бабушки.

В конце XII в. сказки стали заносится в рукописные сборники

Впервые специально для детей стали писать в XVII веке.

В XVI—XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские азбуки и буквари, по ним учились читать.

Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература.

Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы

Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература.

Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие детской литературы входят именно те произведения, которые были специально предназначены для чтения детьми до 15-16 лет. Задача такой литературы – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов. В сферу детского чтения включают также произведения, которые изначально были написаны для взрослых: знаменитые сказки Пушкина, Шарля Перро, Гауфа, Андерсена, братьев Гримм и отдельные произведения – «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо,

Характерные черты детской литературы

  • Детям отводится главная роль.
  • По тематике соответствует детскому возрасту.
  • Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
  • Простой язык.
  • Много диалогов и действия, мало описаний.
  • Много приключений.
  • Счастливый конец (победа добра над злом).
  • Часто имеет своей целью воспитание.

Значение книги в развитии детей

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

Зачем читать детям книги?

Чтение в годы детства – это, прежде всего, 
воспитание сердца, прикосновение 
человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души
В. Сухомлинский

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.

Аспекты развития ребенка затрагивающиеся в процессе совместного чтения?

Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование театральных и сюжетно – ролевых игр на неделю.

«Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника ...

Перспективное планирование театральной студии для средней группы

Театр – один из самых доступных для детей видов искусства, который позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи, связанные с- художественным и нравственным ...

Перспективное планирование театральной площадки на время летнего оздоровительного периода

В детском саду на время летнего оздоровительного периода были открыты несколько творческих площадок,одна из них -театральная.Для работы данной площадки был подготовлен перспективный план....

Перспективное планирование театрально-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру, познакомить детей с устрой...