НОД Русская народная сказка "Рукавичка"
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Надежда Сергеевна Дудник

Приготовьте кружки разного цвета и величины (маленькие кружки - серый, зеленый, белый, оранжевый и коричневый и два больших кружка – серый и коричневый), они вам понадобятся , чтобы смоделировать сказку и рассказать ее по этой модели вместе с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУКАВИЧКА

Приготовьте кружки разного цвета и величины (маленькие кружки - серый, зеленый, белый, оранжевый и коричневый и два больших кружка – серый и коричневый), они вам понадобятся , чтобы смоделировать сказку и рассказать ее по этой модели вместе с ребенком.

        Примечание. Сказку надо читать не торопясь, меняя интонацию, как только появляется новый персонаж, изменяя силу голоса и темп речи: мышка говорит тоненьким голосом, лягушка – дрожащим, зайчик – быстрым, лисичка – вкрадчивым, волчок- спокойным, кабан – грубым, а медведь – самым грубым. Такое чтение поможет ребенку эмоционально воспринимать содержание сказки и ее образный язык. Он запомнит последовательность появления персонажей сказки и сам будет впоследствии рассказывать ее выразительно.

        После чтения необходимо побеседовать с ребенком по содержанию и средствам художественной выразительности. Пока ребенок еще не осознает особенности жанра, но ваше чтение и беседа помогут ему понять, что в сказке происходит что-то волшебное, необычное: звери разговаривают, в обычную рукавичку помещается много зверей, она становится домиком. Более глубокое ознакомление с жанром сказки произойдет позже, в старшем возрасте, а сейчас дети получают самые первые впечатления от сказки.

        Взрослый. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это наша знакомая мышка. Ты помнишь, как ее зовут?

        Ребенок. Крошка.

        Взрослый. Почему ее так назвали?

        Ребенок. Она очень маленькая.

        Взрослый. Мышка хочет загадать тебе загадки. Слушай!

                Эта маленькая крошка

                Рада даже хлебной крошке,

                Потому что до темна

                В норке прячется она.

        Кто это?

        Ребенок. Мышка.

Взрослый. Это она о себе загадку загадала. А это про кого говорит нам мышка?

                Не зверь, не птица,

                Всего боится.

                Половит мух –

                И в воду плюх!

        Ребенок. Это лягушка!

        Взрослый. Слушай дальше.

                Не барашек и не кот,

                Носит шубу круглый год.

                Шуба серая для лета.

                Для зимы другого цвета.

Ребенок. Это заяц.

Взрослый. Следующая загадка.

                Посмотрите-как какая –

                Вся горит, как золотая,

                Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Ребенок. Это лиса.

Взрослый. Какой хвост у лисы? Как об этом сказано в загадке?

Ребенок. Пушистый и большой.

Взрослый. Спереди – пятачок.

                Сзади – крючок,

                Посередине спинка,

                А на ней щетинка.

Ребенок. Это поросенок. Сынок свиньи.

Взрослый. А есть еще дикая свинья. Это кабан. В сказках его называют кабан-клыкан.

                Серый гонится за белым

                Хочет белым пообедать.

Ребенок. Это волк. А у волка есть сынок. И зовут его волчок.

Взрослый. Отгадай последнюю загадку.

                Кто в лесу глухом живет –

                Неуклюжий, косолапый?

                Летом ест малину, мед,

                А зимой сосет он лапу

                Или по лесу бредет.

Ребенок. Это медведь.

Взрослый. Все загадки мышкины мы отгадали. А еще мышка принесла новую сказку. Она называется «Рукавичка». Там мы встретим знакомых зверей. (читает сказку).

После чтения начинается беседа.

  • Вот сколько зверей вместила рукавичка! Давай посчитаем сколько их было. (Семь, или семеро).
  • Кто первый влез в рукавичку? (Мышка)
  • Какое у нее было прозвище? (Поскребушка).
  • Почему ее так прозвали? (Она скребет лапками). Покажи как мышка скребет лапками? Покажи как мышка скребет лапками? (Ребенок показывает).

За ней прибежала (лягушка).по прозвищу …(Попрыгушка)

  • Почему ее так прозвали? (Она прыгает, скачет). Покажи как она прыгает.

(Ребенок выполняет).

  • За лягушкой прибежал зайчик. (Побегайчик).
  • Почему его так назвали? (Он быстро бегает и прыгает). Попрыгай и ты как зайчик. (Ребенок выполняет).
  • За зайчиком прибежала лисичка-сестричка)
  • Какая она? 9Рыжая, пушистая)
  • За лисичкой прибежал волчок-серый бочок.
  • Как думаешь, какой он? (Серый, маленький).
  • За волчком идет кабан-клыкан.
  • Кто пришел последним? (Медведюшка-батюшка).
  • Как чувствовали себя звери в рукавичке? (Хорошо)

Не зря говорят «В тесноте, да не в обиде». Посмотри, у нас на столе лежат разные кружки. Подумай, какой по цвету и величине кружок будет мышкой?

  • Почему маленький и серый? Какой кружок будет лягушкой?
  • Почему зеленый? А зайчик у нас беленький кружок.
  • Почему? (зайчик зимой носит белую шубку).
  • Лисичка какая? Рыжая.
  • Ей подойдет оранжевый кружок. Волчок-серый бочок больше мышки, вот ему большой серый кружок. Кабан-клыкан – это коричневый кружок. А медведюшка-батюшка – больше всех. Ему большой коричневый кружок.

Сейчас я прочитаю сказку еще раз, а ты выкладывай кружочки.

После этого ребенок по модели может рассказать с помощью взрослого сказку.

Взрослый предлагает пригласить в гости мышку с новыми сказками, рассказами, загадками.

Какая загадка вам понравилась? Давайте повторим ее.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...